Счастье, в чем оно?... Общество будущего в романе Рэя Брэдбери своим девизом делает счастливую жизнь. “Мы счастливы” – поспешно и быстро стремятся заявить они, не задумываясь над тем, что оно такое, это самое счастье. Единственный критерий счастья – отсутствие страданий. Но страдание ведь может вызвать любое глубокое чувство: любовь, дружба, забота о детях, ответственность за свою работу, творчество… Во всем и везде возможны неудовлетворенность и потери, а значит страдание, а значит несчастье. Следует убрать из жизни все глубокие чувства и счастье обеспечено – это главная задача общества потребления. Но, все не так просто. “Он почувствовал, что улыбка соскользнула с его лица, что она подтаяла, оплыла и отвалилась, словно воск фантастической свечи, которая горела слишком долго и, догорев, упала и погасла. Мрак. Темнота. Нет, он не счастлив. Он не счастлив! Он сказал это самому себе. Он признал это. Он носил свое счастье, как маску, но девушка отняла ее и убежала через лужайку, и уже нельзя постучаться к ней в дверь и попросить, чтобы она вернула ему маску”. Девушка со светящимся лицом отнимает у Гая Монтэга маску счастья, которую он и считал самим счастьем. Его жена Милдред случайно принимает смертельную дозу снотворного, бессознательно, ничего не помня об этом. Подлинная Милдред, спрятанная глубоко внутри Милдред искусственной, кукольной, стремится уйти от “счастливой” жизни в телевизионной гостиной. Брандмейстер Битти, циник, реалист, знаток литературы, по крайней мере, цитат из нее, тоже хотел умереть. “Битти хотел умереть. Теперь Монтэг не сомневался, что это так. Битти хотел умереть. Ведь он стоял против Монтэга, не пытаясь защищаться, стоял, издеваясь над ним, подзадоривая его. От этой мысли у Монтэга перехватило дыхание. Как странно, как странно так жаждать смерти, что позволяешь убийце ходить вокруг тебя с оружием в руках, и вместо того, чтобы молчать и этим сохранить себе жизнь, вместо этого кричишь, высмеиваешь, дразнишь, пока твой противник не потеряет власть над собой и...” Счастья нет, есть заполненная бесконечной жвачкой сознание жителей мегаполиса будущего. Сознание должно быть заполнено рекламой, громкой музыкой, бесконечными телевизионными постановками, чтобы не осталось места для тишины, покоя и собственных размышлений. Самостоятельное мышление требует усилий. И от этих усилий человек отказывается. Только поэтому становится возможной тотальная тирания, спокойно и легко уничтожающая книги, которые заставляют человека мыслить. Однако сгореть может только бумага, а вот “рукописи не горят”. Не горят именно рукописи, т.е. то, что человек может записать в свою душу, чтобы, сохранив там, передать другим, устно или письменно.
Огонь – главная стихия романа. Он сжигает, уничтожает, он же освещает и согревает… Он везде,… в огнемете, в пламени свечи, в свете лица Клариссы, в костре. Он разный. И он живой. Он зависит от человека, вернее от действий и намерений его души. Он символ и знак души. И он может только две вещи: или творить, или разрушать. Если нет творчества, то мир человеческий медленно и верно разрушает сам себя, потребляя, проедая, уничтожая созданное и накопленное. Одним из символ пожарных будущего является саламандра. Как мифологическое существо она является духом огня, настолько холодным, что способна не только жить в огне, но и погасить его. Холодные души пожарных владеют огнем, сжигающим человеческую память. Но, сжигая книги, они сжигали не только прошлое, они сжигали и будущее. “Солнце горит каждый день. Оно сжигает Время. Вселенная несется по кругу и вертится вокруг своей оси. Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга. А если он, Монтэг, вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Все сгорит. Кто-то должен остановиться. Солнце не остановится. Значит, похоже, что остановиться должен он, Монтэг, и те, с кем он работал бок о бок всего лишь несколько часов тому назад. Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины, тлена и людей со спичками. Мир полон пожаров, больших и малых. Люди скоро будут свидетелями рождения новой профессии - профессии людей, изготовляющих огнеупорную одежду для человечества.” В конце книги вспоминается Феникс, птица, сжигающая себя и вновь возрождающаяся из пепла. “- Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой родней человеку. Но, сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и все это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества.” Вот в чем задача книг,… одна из,… а может быть главная… Книги прошлого и книги о прошлом помогают увидеть пройденный путь и помнить о совершенных ошибках.
Вне времени остаются жить мифы, мифы о человечестве и мифы о себе, которые можно увидеть, узнать, прочесть только заглянув в душу другого. “Он снова взглянул на стену. Как похоже ее лицо на зеркало. Просто невероятно! Многих ли ты еще знаешь, кто мог бы так отражать твой собственный свет? Люди больше похожи на... он помедлил в поисках сравнения, потом нашел его, вспомнив о своем ремесле, - на факелы, которые полыхают во всю мочь, пока их не потушат. Но как редко на лице другого человека можно увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных трепетных мыслей!” Кларисса (светлая, ясная)– миф о влюбленности, чистоте, красоте, юности, живущий в душе Монтэга, который он сумел рассмотреть в своей юной соседке. А сам он становится ветхозаветной книгой Экклезиаста, для тех, кто захочет всмотреться в него и обнаружить, как в зеркале, глубину своей собственной души.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|