Учить ребёнка надо до тех пор, пока ему не надоест, и продолжать по возможности сразу, как услышите в его голосе весёлые и необиженные интонации, и в первую очередь тому, как никому не повредить своими играми, во вторую очередь — как защищаться от насмешек над его добродетелями, и нельзя лениться искать ответы без демагогии на его вопросы.
Дети легче и с большим удовольствием осваивают навыки (особенно оригами и лепку из глины), чем не нужные им сейчас знания, подобным образом и Аристотель высказывался, и это понятно из рассуждения: чем дети полезнее, тем взрослые больше им доверяют и с меньшим раздражением отвечают на вопросы о достоверности школьных знаний.
Маленький ребёнок говорит «Да», если что-то не понимает, при большем доверии — «Не знаю». Пока он не начал повторять вам одинаковую ложь, надо поощрять его гордость и удовлетворять алчность, чтобы отдалить этот момент.
Большинство людей — как дети, потому что не ценят ни то, что нельзя пощупать (ум, логика, знания, дух, истина, справедливость, мужество, скромность), ни слишком красивое (занавешивают города рекламой и уничтожают всё и всех, если это не запрещено), а только яркое, большое или необычное (деньги, машины, игры).
Взрослые обычно считают, что детям не нужна свобода, хотя сами, как правило, никогда не пытались быть свободными.
Чтобы занять ребёнка, предложите ему говорить какую-нибудь фразу, чтобы вы придумывали строчку в рифму. Не растеряйтесь, если он захочет сам рифмовать в ответ.
Плохой характер отравляет мысли, подобно метастазам; если человек поверит, что ему по силам разумно мыслить, то при сильном стыде он может исправиться.
Когда вас ругают, перегорают душевные струны жалости к себе, и вы становитесь сильнее, а ещё тухнет доверие к ругающему.
То, каким будет человек, зависит от того, что в нём перевесит: любовь к своим или чужим творениям, а значит, к служению людям, или любовь к себе. Чем разнообразней знания и умения ребёнка, тем он меньше о себе воображает.
Родители хотят, чтобы ребёнок «был как все», но почему-то совершенно не против, чтобы он стал крупным
специалистом.
Разница между просьбой и настоятельной просьбой такая же, как между стулом и электрическим стулом.
Если вы поощрите явное упрямство (при этом можно
легчайше намекнуть на свою правоту), человек будет вам искренне благодарен.
Убеждён: дети не любят чтение не потому, что оно слишком сложно — компьютерные игры сложнее — а потому, что не верят в его пользу, ведь и взрослые редко читают классику.
На явные ошибки (когда «в голове переклинивает», это, видимо, нормальное свойство мышления, даже если долго длится) полезно указывать лёгким намёком, можно использовать техническую терминологию или точное и хвалебное сравнение.
Чтобы дети (да и вы тоже) ели меньше сладкого, покупайте нравящиеся им (разумеется, сначала надо попробовать разные) не слишком сладкие булки, они с сыром многим нравятся и довольно быстро усваиваются, подобно сладостям.
См. также
«Мысль-20».