Через близкое, наверное, рассуждать проще)) Есть в экологии понятие «зоны оптимума» - т.е диапазона действия фактора, наиболее благоприятного для жизнедеятельности особи (вида, популяции). Вольно говоря, условия, в которых вид или особь способны достичь максимального развития и процветания. Когда степень воздействия выходит за эти пределы — наступает угнетение («зона пессимума») Закон определяет воздействие факторов окружающей среды (температуры, плотности, освещённости и т.п...) на организм в естественных условиях. Не стоит стоит забывать, что каждый человек- ровно такая же особь, являющаяся частичкой огромной популяции, вида. При всей нашей «отдельности» и «особенности», неосознанно следуем законам природы. Человечество создало собственную среду, но если взглянуть шире, то аналогии прослеживаются очень тесные, ... и в воспитательном процессе в частности. Воспитывая и обучая, родитель, учитель создают среду, в которой развивается ребёнок. Есть такие термины, как «воспитательная среда», «образовательная среда» или «информационно-образовательное пространство». Всё это (и «воспитательная среда» в частности) - часть ещё более глобальной - «социокультурной среды». Ребёнок же из этой действительности, созданной заботой и воспитанием, черпает и усваивает опыт, примеры развития и подражания. Это его среда развития. «Фактором» в данном случае, послужит воспитательное воздействие. Воздействие этой среды и её условий на школьника. ... В благодатных условиях и урожай на славу...
Полагаю отсюда - «оптимальное воспитание», подразумевает такую степень воздействия на формирующуюся личность школьника, при которой достигается максимальное раскрытие задатков, талантов и способностей ребёнка. Создание всестороннее благоприятных условий для его реализации, усвоения социального опыта. Только вот в реальности где пролегают меры «оптимального воспитания»???...
Возвращаясь к теме прошедшей программы, похоже, что именно результатом «оптимального воспитания» является становление в будущем Интересного человека. Как вариант - эрудированного, увлеченного, умного, воспитанного, с которым интересно общаться, у которого хочется учиться и.т.п. Его-то прообраз, как можно предположить, каждый родитель или учитель по-своему представляет и стремится в идеале воплотить. 1) Воспитание заключено в эмпатическом контакте, эмоциональной связи между школьником и взрослым. От души- душе. А сквозь него опыт, посыл, знания легко передаются и легко воспринимаются. У ребёнка «глаза загораются», увлеченно сосредотачивается внимание, и будто в ответ его чувствам, вдруг откуда-то невольно строится рассказ, рождаются нужные слова, мысли, примеры и лучшим способом, как это сделать. Но хоть ты тысячу раз досканально знай что есть «оптимально» в воспитании и чти все каноны природосообразности, личностной-ориентированности и.т.п ... без душевного соприкосновения это бестолку! Воспитание живой процесс. В нём и рождается «оптимум». 2) В свою очередь, эмоциональная вовлеченность возникает, если люди интересны друг другу. Ученик внемлет советам того учителя, в котором он чувствует интересную личность. И наоборот, если учитель любит учеников, любит в самой сути — ученик ему интересен, как человек. Тогда и поведение не более его временное проявление, как настроение, способное меняться. 3) Ребёнку должно быть за чем стремиться. За интересным человеком он стремится. Как в личности, так и в знаниях. Умеренная трудность стимулирует интерес и приносит удовольствие для дальнейшего движения, постижения. В этом преодолении — воспитание, развитие.
Обучение - такое же воспитание. Человек воспитывается в т.ч через основной в его возрасте вид деятельности. Дошкольник — посредством игры. Для школьника ведущим станет обучение, и потому, это самое уязвимое для воздействия. Именно «уязвимое», что и воспитать, и ранить можно в равной мере. Как мне кажется, чем больше система образования «циклится» на теоретических критериях того же «оптимального воспитания», идеальной модели, тем всё больше теряет живую нить контакта со школьником. А сквозь неё и меркнет путь к воспитанию и взаимопониманию. Много вспоминали А.С. Макаренко в этой теме. Макаренко воспитывал молчанием. Вызывал к себе и ... не следовало нравоучений, пререканий, наказаний... просто молчал, но так, что пришедший всё сознавал сам, чувствуя в чём провинился. И воспитание это оказывалось эффективным. (а работал он в колонии несовершенно летних правонарушителей) Как молчание разъяснить? Какой линейкой измерить «воспитательный потенциал»? Воспитание — это талант. Как писал К.С Станиславский: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве».
Система воспитания «оптимизируется», но и больше становится «бесконтактной». Что такое «оптимальное воспитание». Чтобы определить, «оптимально» ли воспитание - нужны критерии и нормы этого «оптимума». Когда появляются критерии - это заставляет оценивать: «оптимальное» или нет, высокий это воспитательный потенциал или низкий... и.т.п Нужна объективность, дабы по показателям определить воспитан ли человек. А чтобы быть объективным, необходимо отстраниться - прервать эмоциональный контакт и судить по фактам, «по вершкам». Вот только возможно ли быть объективным, воспитывая? Припоминается из В.Л.Леви «Как воспитать родителей или Новый нестандартный ребёнок»: «Вначале была душа. А потом ее оценили..." ЕГЭ, ГИА, рейтинги знаний, учащихся...и системы контроля, о которых говорили вначале Екатерина и Molli... Не с позиции учителя, - и сама ощущутила, пробовав сдавать в своё время экзамены тестированием. (На моё счастье тогда оно только апробировалось и было «запасным вариантом») До чего же оно механично! Сознаёшь, что «понимать» тебя никто не будет - для сканера случайная описка = ошибке. Во всей этой кутюрьме данных себя чувствуешь безличным товаром...со штрих-кодом и популярностью продаж.
Ровно такую же безучастность приходится принять, оценивая ученика. Посчитал цифру — сверил с баллом. Возможно и объективно, но за знаниями чувствуются способности. Чувствуются тактом и интуицией. Иногда ребёнка чуть направить - и он вспоминает, соображает. Потому что умненький — т.е развит, умеет пользоваться собственными психическими процессами, мыслить, вспоминать. А это уже и воспитание. Не умеет — так в этом-то процессе и учится, развивается. Если результаты стараний упорно никак не пробиваются до «одобрительного уровня», то автоматическое оценивание постепенно убивает и стремление. Ценятся-то результаты, а бессознательно цифры ударяют по самому уязвимому в личности, затраченным усилиям ребёнка и его вере в свои возможности.
Одновременно, и «чадо» для родителя всегда критерий оценки. Всем хочется воспитанное дитя. Естественно, что его воспитанность — отражение родительской заботы, среды, и вложенных сил. Что где не так - сразу уже и вина ощущается: упустили, не объяснили... Но какой он в глазах родителей — воспитанный? - умный, тактичный, послушный? А сориентироваться как? По данным (интерактивные журналы, графики посещений, оценки) - цифры, цифры, цифры... Только душа не лента — её не оцифруешь.
Не имею своих детей, но почему-то кажется, что «оптимальное воспитание» - воспитание рождённое из эмпатии и мудрости. И мера эта сугубо интуитивная...
|