Если говорить о воспитании, то не обязательно только о детях. На мой взгляд, главное всегда помнить, что тот на кого направленно наше внимание это субъект воспитания, а не объект программирования. Чтобы не переносить надежды на других необходимо воспитывать в себе личностные начала. А личность проявляется в ситуации выбора. Каждый раз при свободе выбора человек решает непростой для себя вопрос: быть или убежать, спрятаться ( не быть)? Конечно, если человек выбирает быть, то это совсем не значит, что у него нет сомнений, страхов, будто он абсолютно уверен в своем выборе, позиции и только это и правда. Отнюдь. На мой взгляд, у человека решившегося и совершающего тихое и каждодневное делание жизни, отвечающего за свою жизнь и пытающегося быть искренним с собой и людьми есть определенная иерархия ценностей, интересов. Ведь интерес великая движущая сила! Найдя его у ребенка ( или самого себя) и направив в эту сторону его внимание и деятельность – начинает формироваться жизнь, мировоззрение. Соответственно тут же появляется ответственность.
В инете в жж некая prostitutka_ket описывает такую ситуацию:
«Как-то в начале весны, возвращаясь домой из магазина, я присела во дворе на лавочке и закурила. Рядом со мной сидела девушка, примерно моего возраста, и читала книжку. Я не успела докурить, как к девушке подбежал маленький ребенок, не знаю, лет четыре-пяти, обиженно подбирая сопли.
-Мама!
-Что случилось, родной?
-Платон меня ударил, - пожаловался малыш.
Девушка молча посмотрела на ребенка, а потом вновь опустила глаза в книжку.
Ребенок, не дождавшись ответа, повторил свою жалобу:
-Мама, Платон меня ударил.
-Ну так иди и ударь его в ответ.
-А ты? – с удивлением спросил сын.
-Что я? Ты хочешь, чтобы я пошла и ударила его?
Мальчик на пару секунд задумался, а потом, помотав головой, отправился в сторону горки.
Не прошло и пяти минут, как к нашей лавочке подскочила молодая черноволосая девчонка, тащя за руку ребенка, и что-то злобно ему выговаривая.
-Ваш сын ударил моего сына, - прокричала она на повышенных тонах.
-И что? Мир рухнул?
Судя по всему, чужая мамаша не ожидала такой спокойной реакции, отчего ещё больше разозлилась и разоралась о том, что за своими детьми нужно смотреть, а не читать всякую бульварщину.
Девушка поднялась с лавочки, отложив книжку, и произнесла:
-Я не собираюсь вмешиваться в дела своего сына. Если он ударил, значит, было за что.
Чужая мамаша начала зеленеть, после чего резко развернулась, отвесив оплеуху ребенку, и направилась назад к своему рыдающему чаду.
Девушка, что сидела рядом со мной на лавочке, сделала несколько шагов, схватила за руку отходящую мадам, и также спокойно, не меняя тона, произнесла:
-Ещё раз ударишь моего ребёнка, лицо разобью.
Сильная женщина. И если у меня вдруг когда-нибудь все-таки будет ребенок, я хотела бы быть такой матерью».Можно по-разному смотреть на эту историю, но вот мне лично она видеться так. Наши родители и близкие люди как можно меньше должны вмешиваться в наши дела, в наш собственный выбор. Безусловно, мы должны об этих выборах говорить, разбирать их. Но родитель в данном случае играет роль мудрого собеседника, а не сурового монарха. Родитель должен быть рядом, но не вместо тебя. Не зря говорят, что наши самые лучшие друзья - самые худшие враги. Ибо помогая нам, лишают нас возможности роста.
Некоторые настолько живут своими привычками, заученными с детства, что отрываются от них с таким трудом. А ведь именно это и мешает найти свои интересы, то, что для тебя действительно значимо. Это касается и не чувствования своей телесности ( например привычка доедать все, не оставляя ничего на тарелке), повторения жизненного сценария своих родителей.
Что бы все это как то увидать в себе, в ребенке, необходимо прислушиваться. Карл Роджерс назвал это активным (эмпатическим) слушанием, - когда слушая своего собеседника ты учишься отражать его переживания. В данном случае это полезно в плане разделения своих мыслей и ощущений от мыслей и ощущений других. Сначала просто их наблюдаем, делаем выводы и действуем. В общем, как и советуют СН (на мой взгляд).
Вчера вечером, после совместно решения алгебры моя сестра (9класс) заявила: вообще я хочу быть очень богатой и ничего не делать! Конечно, я напрягся. Хотя вроде бы и предсказуемо исходя из того круга друзей с кем она общается. Разговаривали долго, я спрашивал и что она будет делать с деньгами ( буду делать все что мне только захочется), и как она сама относиться к людям с большими деньгами и поступающими ни по совести ни по закону. Ну, вообщем, прозвучала фраза: Когда у меня будут деньги я все (всех) куплю ( как в Брат-2), и лучше я буду богатой и моральной уродом , чем хорошим человеком но бомжом. Как мне показалось, в конце разговора она стала понимать меня и то, о чем я ей говорю. Но дело только в том, что сейчас оно может и быть и так, а как только уйдет в школу, в сою компанию – все ценности той компании возвращаются.
Буду стараться как-нибудь и чего-нибудь сделать.
Эдуард Асадов
МНЕ УЖЕ НЕ ШЕСТНАДЦАТЬ, МАМА!
Ну что ты не спишь и все ждешь упрямо?
Не надо. Тревоги свои забудь.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама!
Мне больше! И в этом, пожалуй, суть.
Я знаю, уж так повелось на свете,
И даже предчувствую твой ответ,
Что дети всегда для матери дети,
Пускай им хоть двадцать, хоть тридцать лет
И все же с годами былые средства
Как-то меняться уже должны.
И прежний надзор и контроль, как в детстве,
Уже обидны и не нужны.
Ведь есть же, ну, личное очень что-то!
Когда ж заставляют: скажи да скажи! -
То этим нередко помимо охоты
Тебя вынуждают прибегнуть к лжи.
Родная моя, не смотри устало!
Любовь наша крепче еще теперь.
Ну разве ты плохо меня воспитала?
Верь мне, пожалуйста, очень верь!
И в страхе пусть сердце твое не бьется,
Ведь я по-глупому не влюблюсь,
Не выйду навстречу кому придется,
С дурной компанией не свяжусь.
И не полезу куда-то в яму,
Коль повстречаю в пути беду,
Я тотчас приду за советом, мама,
Сразу почувствую и приду.
Когда-то же надо ведь быть смелее,
А если порой поступлю не так,
Ну что ж, значит буду потом умнее,
И лучше синяк, чем стеклянный колпак.
Дай твои руки расцеловать,
Самые добрые в целом свете.
Не надо, мама, меня ревновать,
Дети, они же не вечно дети!
И ты не сиди у окна упрямо,
Готовя в душе за вопросом вопрос.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама.
Пойми. И взгляни на меня всерьез.
Прошу тебя: выбрось из сердца грусть,
И пусть тревога тебя не точит.
Не бойся, родная. Я скоро вернусь!
Спи, мама. Спи крепко. Спокойной ночи!