Странное понятие,… какое-то невероятно ловко ускользающее от определения. Гораздо проще сказать, что именно модно, а что нет, чем определить что же оно такое: мода. Ну почему вот этот цвет, этот силуэт, этот принт были модны несколько лет назад, а сейчас не модны? Что случилось за эти несколько лет? Другое время, сменилась эпоха? Ну да конечно, новая эпоха всегда отмечается в моде и модой. Но мода спокойненько-преспокойненько живет и в межсезонье эпох, используя и изменения эпохи, и отсутствие оных для своих сугубо прагматичных целей.
Мода рациональна и прагматична. Она стоит рядом с иррациональными чувствами вкуса и стиля, но она всегда сухая выжимка из них. Вкус и стиль должны присутствовать, когда мода презентует свою новизну. Но вот она шагнула с подиумов и страниц журналов в массовое производство и… модное уже не всегда сочетается со вкусом, а общепринятое “стильно” звучит как жаргон, а не как обозначение истинного стиля. Вкус воспитывается, стиль творится, мода тиражируется. Модно – это то, что можно поставить на поток, внедрить в производство. Этого нельзя сделать ни со вкусом, ни со стилем. Их нельзя ни тиражировать, ни производить. Именно поэтому есть индустрия моды, но нет индустрии вкуса и стиля. “В этом сезоне модны такие и такие цвета. А вот эти цвета прошлого сезона, они уже не актуальны”... Ну почему цвета могут выходить и входить в моду?… формы, длины, силуэты,… и не только одежды и обуви, но и бытовой техники, мебели, машин,… а также произведения искусства, образы мыслей, идеи входят и выходят из моды, словно мода – эта такая не очень большая комната в нашем сознании, где все поместиться не может, а то, что помещается быстро надоедает. И приходится эту комнату все время освобождать от старого, уже немодного, скучного, надоевшего, чтобы заполнить новым, необычным, невиданным. Только вот это новое все равно при ближайшем рассмотрении оказывается хорошо забытым старым. Так что же такое мода?... Вечное желание новизны?... или стремление к совершенству?... Хорошо забытое старое, вернувшись на очередном временном витке в комнату моды, все равно оказывается иным, не тем, чем прежде. Новые материалы, новые технологии вносят свои коррективы в давно забытые силуэты, сочетания материалов, фактур, цветов, оттенков. Так что же она такое? Верхний временной срез технологической новизны?
Мода – это некое вещественное воплощение такого привычного, но не имеющего форму понятия, как “время”. Мода привязана к нему или оно к ней. Модный – это современный, со временем. Она делает его видимым, оно делает ее суетливым диктатором. Вышло из моды, немодно,… как приговор. Вещи в лучшем случае переделываются, в худшем выбрасываются. Мода не дает вещам умереть своей смертью, износиться, сломаться. Она списывает, умерщвляет еще вполне годные нестарые предметы одежды и быта. Она локомотив потребительского производства. Она капризна, пресыщена и беспощадна. Мода пытается оставить в Вечности следы времени. А для этого надо, чтобы каждый период времени отличался друг от друга. Мода - это отличие не времен года друг от друга, а самих годов, выстроенных в линейную цепочку. Мода прошлого века, позапрошлого,… мода 40-х, 50-х,… 90-х… Одежда, вид машин, домашней обстановки указывает время. Если внимательно изучать моду прошлого, то года, по крайне мере десятилетия, точно не спутаешь между собой. Мода – паспорт времени.
Внутри нее существует множество направлений: мода детская, подростковая, молодежная, авангардная, деловая,… мода отдельных слоев и группировок. Она выделяет, но не индивидуальность, а группу. Индивидуальность выделяет чувство стиля и чувство вкуса. Мода, как ни странно, прикрепляет к группе. И чем динамичнее и мобильнее группа, тем стремительнее меняется внутри нее мода. И в этом отношении молодежная мода и мода молодежных объединений и молодежных субкультур вне конкуренции. Возможно мода – это поиск себя, возможно мода – это бегство от скуки. А возможно мода – это и то, и другое. Следовать остромодным направлениям – это вызов толпе. Не следовать моде вообще – тот же самый вызов или пренебрежение. Посередине – устойчивый перекрученный и усредненный массовым производством и потребительским рынком образ современной толпы – мода времени. Разбитое зеркало подиумов и журнальных страниц отдельными элементами-кусочками отражается в современности.
Мода – конструкция разума, ломающая устоявшиеся стереотипы, а потом заковывающая в новые.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|