Бывает, что модным мы называем то явление, что становится присущим большинству, то, что получило массовость. Говорят, например: «Сейчас это модное слово», «модная книга», «модная причёска», потому что «все» их произносят, читают, носят.
Как мне кажется, такой взгляд на понятие моды не совсем верен и не всеохватен по сути
, но всё же имеет место быть, и почему-то хочется попробовать оттолкнуться и от него.
Если работать с данным предположением, наверное, при этом сразу должен возникнуть вопрос: почему то или иное явление обрело массовый характер, и каким образом родилась эта «мода», что в этом процессе было первичным. Является ли это сосредоточение, всеобщее признание следствием какого-либо закономерного процесса, естественного, истинного, глубинного внутреннего закона, или просто неким магнитом, привнесённым в нашу жизнь извне некоторой группой лиц. Магнитом, который притягивает к себе, завлекает собой, особенно если ему совсем не сопротивляться.
Как мне кажется, отношение к моде, стремление следовать ей, можно очень условно разделить по степеням и мотивам.
В чрезвычайно серьёзном и неистовом желании постоянно следовать за изменяющейся модой, может быть, лежит отчасти та же мотивация, благодаря которой люди иногда предпочитают беспрерывно путешествовать по различным местам и странам, - только не по тем, в которые действительно хочется поехать, исходя из внутреннего интереса или зова или ощущения духовной близости, или для обмена душевной энергией, или в которых ощущается единство чувств и восприятия окружающих красот с кем-то вторым, и когда при этом помнишь, где твой дом, - а в те места, которые названы «достойными» для посещения "сильными", "влиятельными", "авторитетными" людьми, за которыми кем-то неведомым прикрепляется этот статус. То есть это, может быть, и в чём-то желание поиска самого себя (скрытое под желанием внешнего соответствия чему-либо), и в то же время уход от себя, постоянное бегство куда-то, игра в лотерею. А может, и желание случайного и лёгкого «нахождения себя» в третьей, пятой, десятой стране. Или, наоборот, нахождения временного случайного покоя в какой-либо случайной точке, пока в ней вновь не станет скучно
.
Иными словами, может быть, следование человека за своим желанием быть всегда супермодным и постоянно меняющимся - это не те путешествия, которые помогают ему осознать какие-либо новые грани своей души и направления её развития и изменения, а те, которые позволяют ему забыть и так ещё не очень ощущаемое и осознанное, причём именно в процессе перемещения, без вдумчивого созерцания или завороженного замирания. Может быть, в этом путешествии его больше привлекает сам путь, само постоянное перевоплощение, сама погоня, стремление к успеху и признанию у значимых других, путь как видимость деятельности, но, быть может, по сути, скорее некоторая суета, являющаяся заменой настоящей деятельности по сосредоточению на чём-то истинно внутреннем. То есть, мол, если я не знаю, как мне одеться, я лучше оденусь, как считается модным. По крайней мере, признают человеком, следящим за веяниями времени, за своего, а может, и правда, буду хорошо выглядеть. Есть во всем этом какая-то степень лихорадочности, как мне кажется, и большое желание завоевать признание без приложения глубинных усилий.
А если человек, который следит за модой, задаёт себе вопрос, почему могут быть модны те или иные ткани, формы, веяния и т.д. и получает некоторый ответ; и/или сопоставляет восприятие чего-либо преподнесённого как модное со своим внутренним эстетическим чувством и вообще внутренним чувством, и получает внутренний отклик, и этим определяет своё решение, быть, условно, конечно, говоря, модным в определённое степени и в определённых условиях или нет, - то это уже другое дело
, которое, может быть, даже является уже некоторой формой творчества или духовного размышления. И мода в этом случае может являться каким—то ориентиром и исходным пунктом, но уже не абсолютным примером для беспрекословного подражания.
Впрочем, наверное, не всё так просто, если мода – это целое явление.
Мода, может быть, ещё позволяет ухватить стремление людей к единению в чём-либо, но только чаще всего в чём-то внешнем
.