Сколько хороших постов!
В теме «Вопросы А.Д.» Александр Геннадьевич отвечая на вопрос «Как сохранить уверенность в правильности своих решений?» писал:
«Чувство "уверенности оптимизма и правильности" сохранять невозможно - это идиотизм.
Можно сохранять две уверенности: уверенность в правильности выбранной цели и уверенность в том,... что никто не может знать идеально правильного пути к этой цели - идеальной "схемы", "метода" или "алгоритма" просто не существует.
Все, двигаясь к цели, набивают шишки и методом проб и ошибок выбирают оптимальный для себя путь.
Это не означает, разумеется, что не нужно учиться на опыте и ошибках других.
Мне всегда прибавлял уверенности тот факт. что я не один такой и что люди идущие моим путем переживали и переживают то же самое, что и я. Добиваются своего не те, "кому неведомы сомнения" - их, как правило останавливает полиция или психиатрия)), а те, кто несмотря на собственные ошибки и "сопли", говорит себе и другим "извините", но не прекращает действовать.»(
viewtopic.php?f=43&t=1104&p=50254&hilit=%D0%B2%D1%81%D0%B5+%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%8F%D1%81%D1%8C+%D0%BA+%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8#p50254)
Для меня лично тема чувства собственной правоты довольно больная!!! Есть за мной грешок такой, что в случае, когда кто-то в разговоре «выпячивает» свое мнение, хвастается им, или имеет в принципе противоположную точку зрения и доказывает ее, то меня, грубо говоря, начинает «колбасить». Прямо таки передергивает, я начинаю сильно волноваться, выхожу из равновесия. За собой я заметил что, все время искал что-то вроде абсолютной правды, истины, единой на всех. Я не понимал, как же так, вот я разговариваю с одним человеком и он мне говорит о вещах, политике, психологии, своих взглядах на это, и я киваю головой, киваю. Потому что да, все логично, праильно, и сам я вроде как с этим согласен, и вот она правда и чувствуется сила за этим. В это же день встречаешь другого человека и он говорит тебе совершено другое, быть может, диаметрально противоположное. И снова выходит все логично, верно. И так много, много раз. В итоге Миша стал « теплым пластилином». Впрочем, все это очень хорошо оформила в своем посте Афалина,- Спасибо!!!
(В нем мои резонансные мысли)
Для меня чувство собственной правоты не отделимо от сомнений. Интересно, что порой именно в сомнениях и есть сила. Уметь бы ей пользоваться. Чувство правоты, в моем понимании, рождается из честности к самому себе. Стремясь поступать именно из своего понимания, опыта, подлинных желаний (то в чем ты себе честно признаешься, как бы горько или сладко это не было) можно совершать поступок. Конечно, мнение других учитывать и задумываться над ними тоже стоит. Только все дело в собственном понимании, не в силах одного разума. Это иррационально чувство, которое хочется достичь попыткой учесть все обстоятельства, и все, все, все одним умом.
И я стал немного понимать, что удобный всем это, конечно, круто. Но как это мучительно для себя самого. Тяжело. В стремлении понять что-то самому, и жить так, очень не хватает мужества. Вспоминаются «неугодники» , о которых говорил Александр Геннадьевич. Такое понимание приходит спонтанно, хоть где, в любом месте и времени. Только работа до этого момента нужна серьезная. Буквально недавно, вдруг понял, почувствоал, насколько не верен окончательное суждение над другим человеком. Какое это ограничение целой вселенной, как окончательный приговор вещи статичной, неизменной абсолютно неживой. Насколько это не чувствование другого. Это сложно описать словами, простите. Для себя еще понял во что (за что и люблю СН, хотя и не только за это): то самое чувство правоты оно как бы в общем, оно не конкретизированно. Словно это суть, или принцип, а не что то конкретное. Нельзя сказать : «Вот это правда и все». Оно глобальнее.
Вчера случайно (может и нет) открыл Фромма на первой попавшейся странице и вот что:
«Но что такое познание самих себя или познание другого? Если говорить коротко, познание самих себя означает преодоление иллюзий о самих себе; познание своего ближнего означает преодоление «паратаксических искажений» («переноса») в нашем представлении о нем. Мы все, в той или иной степени, страдаем от иллюзий о самих себе. Мы опутаны фантазиями о собственном всемогуществе и всеведении, которые казались нам вполне реальными, когда мы были детьми. Мы рационализируем свои дурные мотивации, оправдывая их благими намерениями, долгом или необходимостью. Мы рационализируем свои слабости и страхи, оправдывая их какими-либо вескими причинами. Мы рационализируем свою неспособность общаться с людьми, объясняя ее неспособностью других людей отвечать нам взаимностью. Нашего ближнего мы искажаем и рационализируем в такой же степени, в какой он делает то же самое в отношении нас. Если нам недостает любви, наш ближний представляется нам враждебным, хотя на самом деле он просто сдержан и застенчив. Наше зависимое положение превращает ближнего в подавляющего все и вся великана, тогда как он просто ведет себя уверенно. Наш страх перед спонтанным проявлением чувств не позволяет видеть в ближнем его непосредственность, тогда как на самом деле он очень непосредственный человек.
Знать больше о самих себе означает отбросить множество покрывал, за которыми спрятано наше «я» и которые не позволяют нам видеть ясно наших ближних. Отбрасывается одно покрывало за другим — и рассеиваются одно за другим искажения в отношении ближнего.
Психология способна показать нам, чем человек не является. Но она не может сказать нам, что такое человек, то есть каждый из нас. Душу человека, уникальную сердцевину каждой человеческой индивидуальности, невозможно ни понять, ни адекватно описать. Ее можно «узнать» только постольку, поскольку мы ее принимаем. Единственная оправданная цель психологии поэтому — негативная, то есть рассеивание искажений и иллюзий, но не позитивная, то есть полное и совершенное знание о том, что такое человек.
Существует, однако, иной путь постижения тайны челове-ка: путь незнания, но любви. Любовь - это активное проник новение во внутренний мир другого человека, при котором страсть к познанию умеряется желанием быть с этим челове-ком единым целым. Это любовь в библейском значении daath, противоположном ahaba. Испытывая единство с дру-гим, я знаю его, я знаю себя, я знаю все и всех - и я не знаю ничего. Я знаю в том смысле, в котором для человека только и возможно знание о другом живом человеке — я знаю в опыте единства, недостижимого для чистой мысли. Единственный путь полного знания о человеке — действенная любовь; она выше мысли, выше любых слов. Она самоотверженное погружение в сущность другого человека — или в свою собственную сущность.»Как замечательно Фромм описал причины нашего якобы чувства правоты (жирныйй текст), и как освобождение отвсего лишнего и наносного с помощью любви.
(на сколько схоже с тем что говорит док на Метафизике!?)