Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

О чувстве собственной правоты
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1407
Страница 5 из 5

Автор:  радистка Кэт [ 06 дек 2012, 22:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чувстве собственной правоты

Спасибо за передачу. За рассуждения без осуждения.

Приведённый ниже отрывок беседы Татьяны Кириллиной с Андреем Кураевым о Марине Цветаевой размещаю не в качестве спорного, а как взгляд со стороны, если кому интересно.


-Отец Андрей, как Вы пришли к мысли, что необходима панихида по Марине Цветаевой?
— Тогда, в связи с близящейся датой, возник вопрос о церковном отношении к ее личности. Марина Цветаева — мой любимый русский поэт, она удивительно владела словом, могла снять с самого избитого слова потертость и обнажить его смысл: «Рас-стояние — версты, мили,/Нас рас-ставили, рас-садили…» Мне дорога ни с чем не сравнимая исповедальность, открытость ее больной души. Она не пропагандирует грех, она просто рассказывает о том, что с ней происходило: «И ты поймешь, как страстно день и ночь/Боролись Промысел и Произвол/В ворочающей жернова — груди». В отличие от нас, Цветаева исповедовалась не наедине, а перед всем миром. В ее строках постоянная память о Боге, о Божией правде, и это для меня было очень важно в период моего собственного поиска....
- Тем не менее, у Цветаевой часто встречаются строчки почти богоборческие. Например: «нежной рукой отведя нецелованный крест». Почему нецелованный? Или: в стихотворении, написанном на смерть Эриха Марии Рильке, она с пренебрежением говорит о выражении «в месте злачнем»…
— Это нельзя назвать богоборчеством, это живая вера, общение с Богом. То же можно сказать и о многих других поэтах и писателях: их личный опыт веры, в том числе и борьбы с собой, и сомнений, очень важен для читателя.
— Биографии писателей и поэтов обычно — отнюдь не жития святых, и Марина Цветаева не исключение. В период «массового воцерковления» в 1990‑х многие неофиты стали осуждать Цветаеву — и за самоубийство, и за некоторые другие факты биографии…
— Думаю, об «отношении православных к Марине Цветаевой» говорить не приходится: большинство православных о ней не знают, не читают. Она — элитарный поэт. Но, к сожалению, придется отметить, что православные всегда готовы всех осуждать. Мы при случае любим цитировать Евангелие: «не судите, да не судимы будете», но когда доходит до дела, почему-то сразу об этом забываем. Что можно посоветовать читателю, которого смущает тот или иной факт в биографии писателя? Относиться по-христиански: не отождествлять поступок человека с его личностью, только и всего.

Автор:  Эльмира [ 07 дек 2012, 11:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чувстве собственной правоты

quagga писал(а):
Сложно все-таки с этим чувством.. Мне очень понравились слова Афалины, что чувство собственной правоты- собственно, и не чувство вовсе или не совсем чувство

да.. мне тоже) Уж слишком тесно это чувство (правоты) связано с убеждениями.
Цитата:
Тютчев- он не давал себе права на творчество, а стихи писал, совершал противоправное действие, потому что творчество заявило на него свои права. Правота- не человеческое чувство. В человеке изначально, скорее, чувство собственной неправоты
... да-да.. это в продолжении сказанного в передаче...
собственной неправоты, когда дела и поступки опираются только на свои эгоистические желания..
Здесь ещё важно всё же такое понимание, как свобода. О свободе в теме вспомнила первая (если не путаю) Ира (Селена).. но на форуме запомнились слова Демы : "Свобода размахивания моих рук заканчивается там, где начинается нос другого человека" (может, не совсем дословно... но смысл такой: моя свобода (права) ограничена свободой (правами) другого человека.
***
Что касается любви Тютчева к трём женщинам в его жизни...
Мне нравится то, что Фёдор Иванович, несмотря на возникающие параллельные любови в своей жизни всё же старался любить и отдавать внимание всем своим дамам (уж не знаю - как это у него получалось в бытовой жизни, но стихи писал всем, проводил время то с одной семьёй, то с другой)
Пытался быть "справделивым султаном".. Может, многожёнство ему бы и "сошло с рук", если б он выбирал женщин непритязательных. Но он-то выбирал дам высшего света.. да ещё взращивал их тщеславие своими стихами, в которых дам боготворил..
Вот и боролись дамы, чтобы оставаться на небосклоне Поэта в единственном числе... причём, две из них - так яростно, что умерли от этой своей борьбы.
Особенно впечатлила Денисьева со своими истериками по поводу того, что она не законная жена... хотя она, как набожная женщина, конечно, не желала Эрнестине ничего плохого... а просто хотела хорошего для себя и своих детей.. Но как это "хорошее" для Денисьевой могло случиться, если жена Эрнестина (с многочисленными детьми поэта от разных браков) уже была? Этого "вечно юная" Денисьева ни понимать, ни додумывать не хотела..

Автор:  Бегущая по волнам [ 08 дек 2012, 15:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чувстве собственной правоты

Эльмира писал(а):
Особенно впечатлила Денисьева со своими истериками по поводу того, что она не законная жена... хотя она, как набожная женщина, конечно, не желала Эрнестине ничего плохого... а просто хотела хорошего для себя и своих детей.. Но как это "хорошее" для Денисьевой могло случиться, если жена Эрнестина (с многочисленными детьми поэта от разных браков) уже была? Этого "вечно юная" Денисьева ни понимать, ни додумывать не хотела..

Народная мудрость гласит "жена не стена, можно и отодвинуть". Это я просто к слову.. мне не понятно, чего так удивляться-то желаниям Денисьевой? У нас сейчас 7 браков из 10 (или уже больше) распадаются.. И никто не удивляется. Ни у кого нет пожизненных прав "на владение" другим человеком.
Не знаю, что лучше - остаться друзьями после развода, или будучи законной женой быть на вторых, третьих, четвертых ролях... с непонятным фактическим статусом и пониманием, что с тобой общаются исключительно из-за общих детей и угрызений совести.

Автор:  Эльмира [ 09 дек 2012, 21:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: О чувстве собственной правоты

Бегущая по волнам писал(а):
Народная мудрость гласит "жена не стена, можно и отодвинуть".

Вы ж знаете,Бегущая, что на каждую народную мудрость можно привести другую - тоже народную, например на приведённый Вами афоризм можно ответить так:
"На чужом несчастье счастье не построишь", что, собственно и случалось поочерёдно в жизни всех женщин Тютчева.
"Жена не стена" - конечно, а живой человек, со своими глубинами и непредсказуемостью, которые радостный(ая) сочинитель(ница) поговорки про "жену-стену", не замечает..
Если правота - это чувствование в другом того же, что есть и в тебе, поиск общего, то сочинитель поговорки, которую Вы приводите, глубоко НЕправ, потому что его (её) мысли направлены на разъединение целого -семьи, которую создавал(а) не он(а).
Цитата:
Ни у кого нет пожизненных прав "на владение" другим человеком.

Более того, правами на "владение" другим человеком" сегодня, слава Богу, (не только "пожизненно"), но и даже одномоментно))) не обладает никто...во всяком случае в странах, которые декларируют, как ценность "права человека".

Страница 5 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/