Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 09:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 121 ]  Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 15:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Anya Seredina писал(а):
Эльмира, еще один вариант, он брал взятки :)

Брал. В тексте это прямо сказано. Но он их зачем-то еще и нюхал!
От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.
Людмила пишет: "Чехов написал очередную "обыкновенную историю"." Позже, в литературе реализма появятся Виктор Астафьев, Василий Шукшин со своими "обыкновенными" историями "обыкновенных" людей. Когда читаешь Чехова в юности, так же, как его герои, думаешь: "Я-то обязательно проживу жизнь необыкновенную, яркую! Я-то никогда не опущусь до героев "Крыжовника" или "Человека в футляре!" и ищешь среди окружающих тебя людей необыкновенных, ярких, талантливых, и разочаровываешься- сначала в людях, потом в себе.. А потом, если хватит ума, начинаешь в обыкновенных людях искать черты необыкновенного. Ионыч нюхает деньги, которые, как известно, не пахнут. Как бы страшно он не окуклился, как плотно не замкнулся бы в матке или в футляре, в нем все равно остается живая душевная искра, которая наружу, к другим людям не имеет выхода.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 16:19 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Anya Seredina писал(а):
Эльмира, еще один вариант, он брал взятки :)

Да, вот кстати, может быть. Что-то типа Шпака из гайдаевского фильма, который, кстати, тоже «заплыл жиром»: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных. Куртка замшевая… три куртки!». Причём Шпак, как и Ионыч (которому понравились статуи на кладбище), тоже питает слабость к обнажённым белым статуям – сколько их у него дома было, когда туда Милославский влез?
quagga писал(а):
Как бы страшно он не окуклился, как плотно не замкнулся бы в матке или в футляре, в нем все равно остается живая душевная искра, которая наружу, к другим людям не имеет выхода.

Остаётся, конечно. Он же не полностью растворился в этой среде, он в душе-то понимал глупость и бессмысленность разговоров и жизни окружающих людей. Понимал, но… подчинялся требованиям этой среды. Может, просто не было у него перед глазами примера, когда человек бы ей не подчинялся?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 17:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1780
Откуда: Воронеж
Я тут что подумала... Котик, до отказа, была для Старцева местом покоя. Мы все хотим покоя. Семья, в значительной степени создается для того, чтобы было место можно отдохнуть. Матка животворящая.. И это естественно.
Оценивать людей как-то талантлив или не талантлив, умен или глуп мы начинаем тогда, когда хотим найти место покоя. И оцениваем для того, чтобы определить это место, где нам будет хорошо. Если у человека есть такое место, то и на мир он смотрит лояльно, терпимо, скажем так - терпеть способен.....Это когда хотим найти покой вне себя.
Котик была любимым ребенком....не знаю, может чья-то любовь к нам, заставляет задуматься, что что-то в нас такое есть, и волей-неволей начинаем искать это. У Котика было свое, внутреннее место покоя иначе откуда взяться ее настойчивости и уверенности в том, что нужно ехать в консерваторию, когда все против. Старцев к нему стремился. Если бы она согласилась выйти замуж, он стал бы подкаблучником, мне кажется. Он не мог предоставить ей такого же места отдохновения, не обнаружил его в себе, не показал ей. Поэтому и не заинтересовал ее.
Если, человек не содержит в себе место покоя, он становится зависим от среды, от семьи и своей зависимостью формирует ее тем, что остальные члены семьи вынуждены подстраиваться под него, так или иначе. Отношения кривобоки. Если же в каждом есть место покоя...семья может быть полноценной, дом - полная чаша.
Почему он не пошел искать покой внутри себя? Он ведь недоволен, до сих пор недоволен. Усыпляет себя винтом и деньгами...... Не верится, что не зудит ничего у него внутри.....

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 17:47 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Что кого формирует: среда личность или личность среду?
И опять ответ,… если он возможен,… зависит от взгляда на среду и на личность.

Среда – это что-то усредненное и безличностное. И из этого определения вытекает естественный вопрос: может ли среднее и безличностное вырастить уникальное… ну или как минимум индивидуальное, т.е. всегда в чем-то отклоняющееся от среднего… и личностное, если оно все это в себе не содержит? В общем-то, понятно что нет? Значит уникальность содержится в самой личности. Думаю это и есть то, что называется человеческой волей.
Среда – это некая энтропия, стремящаяся усреднить все вокруг, уравнять, стандартизировать. Личность – это то, что этой самой энтропии противостоит или… подчиняется ей. И не среда приводит Дмитрия Старцева к скучному отупению души, а его презрение к этой среде и пренебрежение ею.
Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Когда Старцев пробовал заговорить даже с либеральным обывателем, например, о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?» А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был.
Обыватели губернского города С. с ним не соглашались, спорили, да еще назойливо спорили, философствовали зло и тупо и Старцев сурово молчал и глядел в тарелку. Суровое молчание Старцева скрывало презрительное осуждение того общества, где он обедал. И этим презрительным осуждающим молчанием он сам себя выделял, отделял от этого общества, замыкал сам себя на себе одном. И тем самым сам же и обрекал себя на деградацию. Ведь презрение и осуждение других есть признание за собой абсолютного права на истину. Вера в непогрешимость собственного мышления и есть прямой путь к отупению.
Старцев жалуется Екатерине Ивановне…
— Эх! — сказал он со вздохом. — Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
В обществе, которое ты не любишь, можно только все ниже и ни же опускаться душой. В последнем разговоре с Котиком Старцев сам признается в этом. Любовь к работе заменяется наживой, из развлечений остаются только карты.

Интерес к людям, интерес к миру, интерес к делу приходят извне. Но для того, чтобы сохранить его в душе нужно собственное внутренне усилие личности. Нет этого усилия и интерес уходит, а вслед за ним все ниже и ниже опускается внутренняя планка.
А ведь еще на кладбище Дмитрий Старцев почувствовал главное…
… в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную.
В каждом тополе, в каждой могиле есть тайна и чувствование этой тайны и есть то единственное усилие, что позволяет сохранять интерес к людям и к делу. Но оскорбленное отказом Котика самолюбие заставляет забыть об этой тайне.
Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:
— Сколько хлопот, однако!

При последней встрече с Екатериной Ивановной Старцев еще пытается проснуться, пытается вспомнить это чувство прикосновения к тайне…
— А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? — сказал он. — Тогда шел дождь, было темно...
Огонек всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...

... но…
Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас.
И еще попыталась сделать усилие душа…
Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять:
… он почувствовал беспокойство. Но услужливое самолюбие вновь погасило его…
«А хорошо, что я тогда не женился».
Рассудок успокоил, убедил его в его же собственной правоте. Не стоит беспокоиться, не стоит,... и душа окончательно замирает в покое. Дальнейшей своей деградации Ионыч уже не замечает.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 20:45 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Девчат, несколько слов в защиту Ионыча: я считаю, что он не брал взяток, а лечил зажиточных жителей города С. за гонорары. Это что-то типа "семейного врача". То, что гонораров было много, косвенно свидетельствует о том, что доктор Старцев лечил хорошо.. Горожане голосовали за него кошельком. Кроме Старцева ведь в городе были и другие врачи, но звали Ионыча,и, судя по гонорарам, часто.
Выдающиеся врачи в дореволюционной России зарабатывали много и ценились обществом высоко (вспомним хотя бы профессора Преображенского из "Собачьего сердца")..
Старцев, однако, не оставлял земскую медицину, которая была задумана и организована для малообеспеченных слоёв населения:
http://www.stomfak.ru/organizatsiya-zdr ... l?Itemid=1
Жалованье земские доктора получали от земства и, по всей видимости (по рассказам Чехова), величина их заработка была более чем скромной.
О чём это говорит? Старцев жалел крестьян или ему жалко было терять хоть небольшое, но верное земское жалованье? Cудя по жадности Ионыча, вернее, видимо, второе предположение.
Сам Антон Павлович Чехов работал в земстве не только бесплатно, но ещё и вкладывал свои средства. Поразительно, как много Антон Павлович успел сделать, не только как писатель и врач, но и как общественный деятель:
Цитата:
В г.Серпухове А. П. Чехова избрали земским гласным, членом училищного и санитарного советов, присяжным заседателем земского суда. Мечты об участии в общественной жизни осуществились в полной мере. Летом 1892 г. в России началась эпидемия холеры. Земство поручило Чехову обслуживание медицинского участка, в который входило 26 деревень, 4 фабрики, 1 монастырь. Земство, снабдив врачей полномочиями, не дало денег на оборудование, медикаменты, дезинфекцию. Не получил Чехов ни одного помощника.

Антон Павлович организовал два медицинских пункта и пять холерных бараков. Он принимал больных по два дня в неделю на каждом медицинском пункте — в Крюкове и Угрюмове. Дома, в Мелихове, прием был ежедневным: более тысячи больных только за три месяца. Прием у него был необычным — с 5 до 9 утра. Так рано начинался рабочий день Чехова, и это совпадало с ритмом деревенской жизни. С рассвета начинались полевые работы, выгоняли скотину. С 5 утра на лавке под окнами Чехова собирались больные крестьяне. Работал Чехов безвозмездно — и лечение было бесплатным, и лекарства тоже выдавались за счет врача. На его участке случаев заболеваний холерой не было. Из воспоминаний Михаила Павловича Чехова, брата Антона Павловича:

«Он изучил мужицкую жизнь во всех проявлениях, близко сошелся со всеми соседями–крестьянами, которым он и до этого всегда готов был дать добрый совет и как врач, и как человек, и эти семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние Мелихова признавал он и сам. Достаточно вспомнить о его «Мужиках» и «В овраге», где в каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи».

По своей инициативе, на свои деньги Чехов строит школу в Талеже. За постройку талежской школы он был награжден орденом Станислава третьей степени. Чехов занимается строительством мелиховской школы, новоселковской школы, прокладкой дороги до станции Лопасня, открытием почтового отделения, постройкой колокольни к мелиховской церкви и пожарного сарая. Почти весь январь 1897 г. Чехов занимался делами первой Всероссийской переписи населения.

http://union-art.ru/melihovo/pages/id_122
А вот небольшое исследование
"Образ врача в произведениях Чехова":
http://www.chekhoved.ru/index.php/libra ... 9-07-30-56


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 23:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 дек 2011, 11:45
Сообщения: 618
Эльмира писал(а):
Да.. попытался обрубить всё быстро и разом, но получилось ли? Ведь спрашивал же он, когда вблизи него заходила речь о Туркиных: "Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?" Значит, интерес остался.
Эльмира, вот как интересно получается :-): : когда я читала последние строки рассказа, мне показалось, что, наоборот, Старцев вспоминал о Туркиных с трудом. Мне показалось, что он уже несколько лет как погрузился в какую-то нишу и спит в ней, и до него, как с далёкого берега, лишь изредка доносятся голоса извне, и иногда невзначай будят его:
Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор:
— Это вы про что? А? Кого?
И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:
— Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Но, сейчас я думаю, возможно, Вы правы. Наверное, это ещё были отблески интереса. И, любопытно, что происходило в его душе дальше, после того, как он произносил эти слова? Что он потом делал? Задумывался? Грустил? Улыбался? Или вновь лишь засыпал?
Может быть, действительно, его душа не умерла, а просто глубоко заснула? И никак не могла найти в себе силы и желание проснуться? Может быть, он боялся дышать? Боялся вдыхать жизнь, считая, что вокруг могут быть обнаружены лишь зловонные болотные пары? И боялся выдыхать (например, от жадности:) - ведь Чехов прямо упоминает, что Старцев стал жаден и сильно располнел). Ведь у него были проблемы с дыханием.. Отчего бывает одышка?

И ещё, может быть, дело в том, что Старцев, после разрыва с Катериной и несколькими неудавшимися разговорами с горожанами, решил, что и все люди «такие» - с его точки зрения, не могущие его понять, не могущие в него поверить, не могущие сказать ему ничего доброго, нового, «умного», интересного. И, как результат, люди в его воображении превратились в ту самую "глупую" аморфную среду, о которой он, по его мнению, уже всё знает, и к которой сам же не стремится, так как сам же не хочет видеть вокруг живых людей, - а лишь среду, лишь фон. А себя он наверняка считал умнее их всех.
Или чуть по-другому: да, защитная реакция, и это понятно (кому же приятно, когда его отвергают). Но, может быть, эта защитная реакция, затянувшись, превратилась в глухую оборону, а потом в то самое презрение?

Эльмира писал(а):
возможно ли успешно заниматься врачеванием и презирать людей?
Наверное, бывает и такое. Если воспринимать больных просто как некий безликий поток захворавших существ. Да и ещё, наверное, Старцев был уверен, что досконально знает, раз и навсегда, как нужно лечить всех людей на свете. Может, ещё и поэтому он сердился, когда что-то начинало происходить не так, как он привык, например, когда больные вдруг начинали «разговаривать», а не отвечать только на его вопросы?
Соглашусь с форумчанами, которые предположили, что врачевание – это для Старцева лишь профессия, работа, за которую он получает деньги. Наверное, бывает так, что есть профессия, а человека в ней не хватает. Врачевание – не дело жизни Старцева, не цель. Он врачует не для больных. И сам он это прекрасно понимает:
Катерина говорит:
Но у вас работа, благородная цель в жизни. <…> Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! — повторила Екатерина Ивановна с увлечением.
Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас.


Последний раз редактировалось NatalyaS 04 фев 2013, 23:19, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 23:12 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
а, может, Ионыч и брал мзду за приём с обычного люда?
ведь водились в карманах Ионыча деньги, от которых " пахло уксусом, ладаном и ворванью"...
нда...
***
Ань.. тоже думала схоже: что Ионыч "взаимодействовал с болячкой, не с человеком"..
Интересно ты описала "ионычевское настроение" у себя..
ох.. и у меня бывают моменты, когда "всё и вся раздражжжает" :-)
так бы и хватила какой-нить посудиной об пол... особенно когда вокруг меня крик стоит
писанина точно помогает придти в себя.. даже самая незатейливая) но сначала надо "среду" вокруг себя успокоить...
Евгения, хорошая реминисценция) Жизнь думающего и творческого человека - в созидательном изменении косной среды,обстоятельств, пассивное "непротивление" , отгораживание "себя любимого"от любых душевных усилий (как выразилась Селена) ведёт к застою, деградации и рождению наоборот...
У Юли понравилось её: "разглядеть необыкновенное в людях обыкновенных")))
Наталья, согласна... Ионыч врачует в конце уже не для больных, а для обогащения, врачует только тела (футляры), ибо сам стал "футляром"..
НО встряхивался, когда упоминали о Туркиных... Мне это видится так: сам уже не ездил к Туркиным, а послушать о них всё ж было интересно... набегали воспоминания о радости "давно минувших дней"...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 00:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1780
Откуда: Воронеж
Еще раз перечитала....с каждым разом текст воспринимается по-другому...
Дмитрий Ионыч с самого начала был реалистом и прагматиком. Он не нуждался в излишних реверансах и сентиментальности. Потому и доктор хороший: четко, по делу, без рассюсюкиваний и эмоций. Моя подруга, дантист, девушка серьезная, делала мне зуб, пыталась уменьшить чувствительность нерва, я ее спрашиваю, а какова вероятность, что будет чувствовать? Мне ее ответ понравился - 50 на 50, либо будет чувствовать, либо нет. Вот как-то так. Я бы в такой ситуации попыталась обнадежить как-то, а ведь на самом деле, кто его знает, как что будет..точнее всего будет ее опредение - лио будет либо нет.
Так вот, Ионыч - реалист.
Семейство Туркиных - наоборот, собрание нереальностей и несуразностей. Что мама с шутливым предложением поухаживать за ней и с ее романами о том, чего небывает, отец семейства с непрерывнми шутками и прибаутками к месту и ни к месту, дочка насилующая рояль и слушателей, но убежденная, что ее игра доставляет удовольствие.
Реальность и нереальность, крайние их проявления.
Дмитрий Ионыч увлекается Котиком - иррациональное...явление, она кажется ему умной и развитой...нежной, чистой, настоящей. Кажется... Он...вживается в семейство Туркиных.
Вдобавок к этому на кладбище он первый раз в жизни попал в мир нереальности, мир луны, ночи, смерти...женский мир. И проникся, и решился жениться. Крайне неразумный поступок для реалиста.
Но Котик отказала. Он почувствовал себя глупо, он протрезвел, разум вернулся и ему стало стыдно. Разум вернулся теперь окончательно. Он не дал себя больше одурманить......
Финалом рассказа, мне кажется, Антон Павлович хотел сказать, что....придурковатость будет получше холодного разума и прагматизма для самого человека, для того, чтобы стать счастливым. А для среды...среда есть нечто среднее, как написала Селена. Среде и так, и так нормально будет...

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 09:32 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
СРЕДА
Цитата:
Название этого дня недели было заимствовано из старославянского и восходит к той же основе, что и сердце, середина

(этимологический словарь Крылова)
http://www.slovopedia.com/25/209/1652098.html
то есть среда - это, может, и что-то среднее, но состоящее из индивидуальных "сердец", а, значит, каждый из нас по-своему влияет на неё. И иногда НЕвмешательство будит противоречивые чувства.
Вот забавный случай из жизни:
Ночь. Просыпаюсь от громких криков за окном. Кричит мужчина, он кому-то что-то внушает, чем-то недоволен. Спросонок или оттого, что мужчина навеселе, слова разобрать трудно, но по тону понятно, что беды нет, просто человек ТАК разговаривает. Муж тоже ворочается..
- Чё он там делает?
- Машину паркует.
На сотовом 2 часа 30 минут. А звук снизу всё усиливается.
Муж встаёт, закрывает микрофорточку. Это помогает слабо. Крик не просто лезет в уши, он врывается в голову и рассыпается упругими шарами по всем клеточкам мозга.
Иду на кухню, понятно, что сна не будет, пока мужчина внизу не сделает то, что запланировал.Интересно - а вот ЧТО у него в планах? Вглядываюсь в то, что происходит внизу. Место для машины есть, бессловесный друг за рулём уже не раз довольно удачно машину размещал, но гения парковки это не устраивает!
Он жаждет славы и оваций? Ему нравится ощущать трепетное внимание разбуженных людей за жалюзи и занавесками?
Наблюдаю, как машина вновь и вновь под зычные крики сдвигается назад, вперёд, въезжает на бордюр тротуара, съезжает... и так по кругу.
Борюсь с искушением высунуться из окна и резко прекратить волнение "среды обитания"...одновременно раздирает любопытство: "А другие соседи - как? Неужели спят?"
Когда внутреннее напряжение достигает апогея, а желание спать улетучивается насовсем, крик неожиданно стихает.
В фигуре и движениях ночного оратора чувствуется разочарование и вялость. .. молчаливый друг буднично открывает электронным ключом тяжёлую дверь подъезда...
Оваций не случилось, Гретхен не материализовалась... Ни реальный, ни словесный кипяток из окон не пролился.
"Хорошо, что ничего не сказанула, ", - думаю я и одновременно любуюсь выдержкой и спокойствием соседей.
***
Среда - это все мы, каждый из нас.. Увидеть в безличной "среде" человека, того, кому, может, мешает твой крик, у кого, может, болит голова, завтра важное совещание, доклад, экзамен, свидание, уменьшить децибелы, чтоб поберечь других - это и есть, по-моему, (как писала Юля), увидеть в обыкновенном человеке необыкновенное...
Ведь снизошли же проснувшиеся люди к настроению и желаниям ночного визитёра...в конце концов..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 12:17 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
Я бы ещё вот с какой точки зрения на рассказ посмотрела, простите, если повторю чьи-то мысли. Не наша ли это точка зрения – то, с какой стороны сам рассказ смотрит на происходящие события.
Не предлагает ли нам Антон Павлович узнать свой собственный "критический" взгляд на жизнь, преподнося его нам на блюдечке с голубой каемочкой. Только предлагает для переосмысления.
Говорит нам: смотрите, вот как вы думаете, читайте же…
А мы верим прочитанному, настолько же, насколько верим себе - хотя мы и знакомы со своими пороками. Но произвести "вычитание" этих пороков, чтобы прояснить себе, что же на самом деле происходило на месте событий - нам нестерпимо трудно. С каким наслаждением думаем мы о пошлости людей, и мысленно даем им советы. Как узнаваем нами корыстный врач – и действительно, находим тому примеры, как жаль нам стареющую деву – еще бы, ведь как выйти замуж в наши дни – это вопрос вопросов. Но беда то в том, что мы прочим всем им печальное будущее. Нам проще разглядеть в персонаже отрицательного героя. Не верим в проснувшуюся совесть врача, в светлую будущность Котика, здоровье семьи Туркиных, и писательский талант хозяйки дома.
А по поводу среды… Всё очевидно. Старцев слухам подвластен. Молва его волновала, не среда. Волновало, что люди скажут, не конкретные люди, а вообще...
Для успешной врачебной практики Ионычу необходим был статус, имидж. Иначе как бы он приобрел в городе громадную практику? И когда он думал, не жениться ли ему, то волновали семейные хлопоты, которые отняли бы его от дела. И среда его волновала только в том смысле, а что скажут люди. Но до людей ему не было никакого дела, к среде он был равнодушен. Эх, никак не получается разглядеть хорошего Ионыча :cry_ing:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 12:25 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Тайна человека в его свободной воле. Именно она, свободная воля, потенциальную индивидуальность разворачивает в уникальную личность, выбирая из культурно-социальной среды то, что нужно данной индивидуальности и отбрасывая мешающее или игнорируя ненужное.

Котик сопротивляется желанию родителей и все-таки уезжает в Москву поступать в консерваторию. И пусть ее ведет туда не столько любовь к музыке сколько честолюбие стать великой пианисткой, тем не менее она следует за своим честолюбием, а не за желанием матери. Честолюбие оказалось пустой мечтой.
Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница.
Но даже убедившись в отсутствии в себе особенного таланта Екатерина Ивановна продолжает заниматься музыкой.
Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре.
Зачем?... этого мы не знаем. Чехов не обозначает дальше ее судьбу. Возможно она действительно искренне и преданно любит музыку и пытается через ежедневную работу углубиться в ее суть. А возможно это то единственное занятие, которое она хорошо знает, и она просто занимает свое время им, как ее мама занимает свое время писательством.

И, тем не менее, интерес к другому возможен только тогда, когда сохраняется уважение вот к этой самой свободной воле человека. Нет этого уважения, и интерес исчезает.
Котик отказала Старцеву на его предложение о замужестве. И это его оскорбило. Но когда она через три дня уехала в Москву, он успокоился. С глаз долой, из сердца вон.
Ее свободная воля всегда была бы болезненной занозой в сердце Дмитрия Старцева. Он предпочел ее там не оставлять. И вслед за этим сердце его закрылось и для свободной воли других людей. Их стало можно не замечать, на них стало можно кричать, с ними стало можно не считаться. Но, потеряв уважение к личностной свободе других, он и к себе теряет уважения. Он понимает, что тупеет и опускается. Он сам говорит об этом Екатерине Ивановне, но это его уже тоже мало волнует. Из личности он становится частью среды, той самой, которую он так презирал вначале.

Не “среда” создает скучающих и раздражительных “ионычей”, а “ионычи” создают скучную и тупую “среду”.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 16:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1780
Откуда: Воронеж
Niка писал(а):
Эх, никак не получается разглядеть хорошего Ионыча :cry_ing:

Ну как же... Он хороший доктор, от земского места не отказывается, пусть из жадности, но там он бедняков лечит. И кто бы из нас при возможности, упустил бы дополнительный заработок?

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 21:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2010, 20:27
Сообщения: 79
Откуда: Мышкин
Эльмира писал(а):
Да.. попытался обрубить всё быстро и разом, но получилось ли? Ведь спрашивал же он, когда вблизи него заходила речь о Туркиных: "Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?" Значит, интерес остался.

По мне так, фраза эта переполнена пренебрежением - "на фортепьянах"... Нет, ничего его там уже не цепляет. И от этого становится еще печальнее.

Кстати, в фильме у Хейфица эпизод на кладбище довольно проходной: никаких акцентов, ни мыслей Старцева - почти не запоминается: не придается такого "большинского" значения, переломного момента. Есть забавные дополнения в сценарии: это и отрывки из "шкапных" рукописей Веры Иосифовны и диалоги:
Котик: Вон мой любимый клен. Папа говорит, что ему больше ста лет. А Вам сколько лет?
Старцев: Хм... меньше.


Или эпизод, когда Старцев на танцевальном вечере разыскивает Екатерину, мечется по залу, растерявшись от того, что почти у всех девушек одинаковые прически; он даже раз обознался. Нам подсказывают: она вполне может затеряться среди остальных барышень.

_________________
Too Old to Rock'n'Roll, Too Young to Die


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2013, 04:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 окт 2011, 10:16
Сообщения: 69
Откуда: Омск
1.
Селена писал(а):
Что кого формирует: среда личность или личность среду?

Вот странная постановка вопроса... :-(
Почему "или-или"?
Формирование это процесс. а в процессе происходит взаимодействие участников. Следовательно осуществляется по типу: "и-и".
Вопрос не в том, что или то, или другое, а в приоритетах.
А приоритеты вещь очень субъективная в данном случае.

2.
Здесь так капитально беспощадно препарировали бедного Ионыча, что мне его аж жалко стало :cry_ing:
Можно подумать, что он такой урод, каких мало...
А не легче ли всего клеймить и громить то, с чем сам очень близко знаком?
А как же знаменитое Чеховское "выдавливание из себя раб по капле"?
Чехов тоже Ионыч.
Или для Чехова вопрос был только в том, как бы похлещще отметелить какого-нить урода?

3. Навеяло в тему...
Недавно, к случаю, одна женщина родом из Средней Азии со смехом рассказала мне.
Сижу, говорит, в столовой, напротив меня негр сидит и ест. И мне так неприятно стало...
А он заметил это. Поел, встал, подошёл ко мне и на ухо шепнул: "А ты - Снегурочка!".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. «Ионыч»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2013, 06:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Anya Seredina писал(а):
Дмитрий Ионыч с самого начала был реалистом и прагматиком. Он не нуждался в излишних реверансах и сентиментальности. Потому и доктор хороший: четко, по делу, без рассюсюкиваний и эмоций. /.../Так вот, Ионыч - реалист.
Семейство Туркиных - наоборот, собрание нереальностей и несуразностей. Что мама с шутливым предложением поухаживать за ней и с ее романами о том, чего небывает, отец семейства с непрерывнми шутками и прибаутками к месту и ни к месту, дочка насилующая рояль и слушателей, но убежденная, что ее игра доставляет удовольствие.
Реальность и нереальность, крайние их проявления.
Дмитрий Ионыч увлекается Котиком - иррациональное...явление, она кажется ему умной и развитой...нежной, чистой, настоящей. Кажется... Он...вживается в семейство Туркиных. Вдобавок к этому на кладбище он первый раз в жизни попал в мир нереальности, мир луны, ночи, смерти...женский мир. И проникся, и решился жениться. Крайне неразумный поступок для реалиста. /.../


А мне это чем-то напоминает карту Таро "Умеренность", где Ангел держит в руках кувшины, и вода из одного кувшина, смешиваясь, переливается в другой. Вот эта магия "перемещения" произошла со Старцевым и Екатериной, а что дальше? А дальше карта "Звезда. Творчество", где вода должна попасть в речку. А речка это символ общности, в древности река символизировала душу того или иного этноса. Но прорыва к Творчеству, к всеобщности ни у Ионыча, ни у Екатерины не происходит. Они побывав в противоположных кувшинах, там и остались. Я в теме о Пиноккио писала о двух принципах Творчества, но есть и третий принцип, и он самый главный. Творчество, это когда совершается вклад во что-то всеобщее. У каждого вклад свой. Спасибо Эльмире за то, что она привела ссылку о вкладе А.П.Чехова. Так как его дача Мелихово, находится в пяти километрах от нашей дачи, я знаю, что он ещё сажал лес, его руками было посажено много деревьев. Я даже поражаюсь, как он всё это успевал.

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 121 ]  Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 64


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.094s | 18 Queries | GZIP : On ]