Передачу слушала. Рассуждения понятны..
Интересный акцент сделали Вы, Александр Геннадиевич, в передаче,напомнив, что Ионыч-то - талантливый доктор был, иначе не был бы так успешен ...
И ведь действительно! Земские врачи-то (в других рассказах Чехова на хлебе и воде жили, жёны бельё штопали, сами готовили, стирали, убирали), а в этом рассказе Ионыч в конце, как языческий бог по городу разъезжает!
Откуда же такое бесчувствие к больным ? Почему обрывал их, стуча по полу палкой и требовал отвечать строго на свои вопросы? Может, оттого, что НЕ был психотерапевтом, не желал им быть, а желал лечить и лечил строго болезни тела? (а то ведь, дай волю некоторым из нас, мы с врачом за жизнь будем часами говорить.
)
т.е. , получается (?) Ионыч, по-своему, влиял на среду,но влиял ровно до той степени, чтобы отгородиться от неё! Это действительно презрение, (омерзение, высокомерие, авторитаризм).
Жил бы в семье, пришлось бы подстраиваться под желания, самолюбие другого человека, а Ионыч с некоторых пор уже этого не хотел, поэтому, может, и думал, встречая Екатерину Ивановну: "А хорошо, что я на ней не женился"...
Многие талантливые люди сложны в быту...
Стало быть, "Ионыч" - это не только про обывателя рассказ, (как учили нас в школе), но и гораздо шире..
Свой "Ионыч" в каждом сидит - выходит..
И у Ф.Г. Раневской тоже, кстати.. Как она Завадского крыла в своём театре, а к более талантливому режиссёру не уходила.. почему? Завадского можно уважать хотя бы уже потому, что он талант Раневской ценил и давал ему сверкать (несмотря на её периодические прилюдные и неприлюдные "наезды" на него)... да и, может, не такой уж ужасный режиссёр был, раз столько наград у него было? (как шутила Ф.Г.Раневская, "не было только звания матери-героини")