Я опять не понимаю вопроса. Поэтому для начала хотелось бы уточнить следующее: что такое настоящее?... и что такое неумение в нем жить?... Возможно под настоящим имеется действительность, а не внутренние иллюзии и представления. Но даже внутренние иллюзии – это же и есть для каждого отдельного человека настоящая реальность, которой он живет, иногда выпадая из социума и реальной действительности, иногда вполне успешно взаимодействуя с ними. И что же тогда действительность?... наши воспоминания – это действительность?.. а мечты и планы – это действительность?... Чтобы чему-то научиться, нужно понимать, чему именно ты хочешь научиться и что именно ты не умеешь делать. Поэтому мои мысли опять не по теме,… что-то последнее время ускользают от меня задачи поставленных проблем…
Прошлое было, будущее будет и только настоящее есть. И значит все, о чем мы можем сказать “есть” – это и есть настоящее. Прошлое во мне есть как воспоминания, накопленный опыт и сформированные привычки, будущее есть как мечты и планы. Но и воспоминания, и реализация опыта, и мечты, и планы, когда они есть – это факт настоящего. Ведь сама по себе мечта – это не есть будущее, это есть реализация желаемого будущего в образах, чувствах, мыслях и планах в настоящем. Как только будущее становится фактом реального мира, оно перестает быть мечтой, оно становится действием или событием. Прошлые действия и события стали воспоминаниями или привычками и опытом. И через это они реализуются в настоящем. И наш опыт, и наши планы, и наши ожидания искажают наше восприятие действительности, если мы перестаем учитывать то, что мир – это невероятно сложный организм, что в нем есть масса случайностей и неопределенностей, что будущее это всего лишь потенция,… и чем сложнее система взаимоотношений, тем многовариантнее потенциальные возможности,… что все возможности человек никогда не сможет учесть. Наше настоящее – это субъективно переживаемые нами события окружающей нас действительности, и в соответствии с этими переживаниями наши реакции и взаимодействия с окружающим миром. Потребность учиться новым реакциям и иным способам взаимодействия с окружающим миром возникает тогда, когда человека что-то начинает не устраивать вот в этой связке субъект - внешний мир. И я думаю, что у каждого человека эта неустроенность будет в чем-то своем.
Лет пятнадцать назад, по-моему у Гурджиева или у кого-то из его учеников, нашла упражнение: вечером как можно подробнее вспоминать прошедший день. Очень подробно у меня не получалось, но то, что вспоминала, дало неожиданные результаты. Оказывается, вот эта неопределенность бытия у меня вызывала внутреннее беспокойство и тревогу. Это были очень тонкие и незаметные ощущения. Они напоминали внутренний мандраж, который случается перед ответственными встречами или событиями или перед экзаменами например, когда благополучный исход для тебя важен, а спланировать его на 100 % ты не в состоянии. Оказывается и гораздо менее заметные, но очень похожие состояния определяли во многом и мою обыденную жизнь. Я их не осознавала в суматохе обыденной жизни и только, вспоминая прошедший день, вдруг начинала иногда обнаруживать. Думаю, что эта тревожность и лишала неповторимого очарования очень многие случайные события в моей жизни, с одной стороны. А с другой, снижала степень концентрации на делах, событиях и взаимоотношениях. Такой опыт воспоминаний событий дня помог уменьшить эту тревожность. Просто осознать ее, отловить, оказалось достаточно. Ведь, как правило, она была напрасной. Никаких катастроф не случалось, ошибки были исправимы, неприятные ситуации переживаемы. Тревога перед неопределенностью будущего была излишней. Душа, полнимая это, улыбалась и успокаивалась. До конца тревога не исчезла. Однако детский азарт и любопытство, которые до того были прилично задавлены и повседневным опытом, и неосознаваемой тревожностью, вышли на поверхность. Повседневная обыденная жизнь стала приобретать иные цвета и оттенки. Стали встречаться книги и люди, которые способствовали этому. И встреча с СН одна из самых значительных.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|