Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 13:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 44 ]  Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 10:46 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Да.. Ир, ты пишешь:
Цитата:
Он говорит с читателем на равных, предполагая в нем собеседника, а не ученика.

Но, по-моему, разговор "на равных" НЕ исключает сомнения и несогласия с собеседником, а, напротив, предполагает их...Ты так не считаешь?
Да.. Вот ещё любопытный отрывок у Монтеня:
Цитата:
Нужно избегать всего странного и необычного в наших нравах и поведении, поскольку это мешает нам общаться с людьми и поскольку это вообще - уродство. Кто не удивился бы необычным свойствам кравчего Александра, Демофона, который обливался потом в тени и трясся от озноба на солнце? Мне случалось видеть людей, которым был страшнее запах яблок, чем выстрелы из аркебуз, и таких, которые до смерти боялись мышей, и таких, которых начинало мутить, когда они видели сливки, и таких, которые не могли смотреть, когда при них взбивали перину, подобно тому как Германик [50] не выносил ни вида петухов, ни их пения. Возможно, что это происходит от какого-нибудь тайного свойства натуры: но, по-моему, все это можно побороть, если вовремя взяться за дело. Я был воспитан так, что мой вкус, хоть и не без труда, приспособился ко всему, что подается к столу, за исключением пива. Пока тело еще гибко, его нужно упражнять всеми способами и на все лады. И если воля и вкусы нашего юноши окажутся податливыми, нужно смело приучать его к образу жизни любого круга людей и любого народа, даже, при случае, к беспутству и излишествам, если это окажется нужным. Пусть он приспосабливается к обычаям своего времени. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее. Сами философы не одобряют поведения Каллисфена, утратившего благосклонность великого Александра из-за того, что он отказался пить так же много, как тот. Пусть юноша хохочет, пусть шалит, пусть беспутничает вместе со своим государем. Я хотел бы, чтобы даже в разгуле он превосходил выносливостью и крепостью своих сотоварищей. И пусть он никому не причиняет вреда не по недостатку возможностей и умения, а лишь по недостатку злой воли.Multum interest utrum peccare aliquis nolit aut nesciat [51]. Как-то раз, находясь в веселой компании, я обратился к одному вельможе, который, пребывая во Франции, никогда не отличался беспорядочным образом жизни, с вопросом, сколько раз в жизни ему пришлось напиться, находясь на королевской службе в Германии. Задавая этот вопрос, я имел в виду выразить ему свое уважение, и он так этот и принял. Он ответил, что это случилось с ним трижды, и тут же рассказал, при каких обстоятельствах это произошло. Я знаю лиц, которые, не обладая способностями подобного рода, попадали в весьма тяжелое положение, ведя дела с этой нацией. Не раз восхищался я удивительной натурой Алкивиада [52], который с такой легкостью умел приспособляться, без всякого ущерба для своего здоровья, к самым различным условиям, то превосходя роскошью и великолепием самих персов, то воздержанностью и строгостью нравов - лакедемонян, то поражая всех своих целомудрием, когда был в Спарте, то сладострастием, когда находился в Ионии.

Неизменно отдаю должное Монтеню за его слова:
Цитата:
И пусть он никому не причиняет вреда не по недостатку возможностей и умения, а лишь по недостатку злой воли
и за стремление Монтеня добрую волю в своём ученике воспитывать..
Но с некоторыми его выводами... не знаю - стоит ли соглашаться? Разве "приспособление к обычаям своего времени", смелое приучение
Цитата:
к образу жизни любого круга людей и любого народа, даже, при случае, к беспутству и излишествам, если это окажется нужным
- не есть мимикрия, отказ от себя, своих личных наклонностей (в случае, если человеку это противно)?
А если человек и так имеет склонность к порочному времяпрепровождению, зачем его смело к нему приучать?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 10:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Передачу услышала только вчера, и, как бывает часто, фоновая музыка произвела более сильное впечатление, чем отдельно звучащая в паузах. Такое уж у меня свойство- то, что я слышу краем уха, мне ближе.. Мне кажется, эта музыка очень точно передавала основной замысел необычного произведения, автором которого является Мишель де Монтень, друг АГ :-): Произведения, не претендующего на законченную и закругленную форму, обладающего, формой неоформленной. Это искренняя книга, а искреннее высказывание не может закруглиться и остаться замкнутым само в себе, оно обязательно выйдет куда-то (К КОМУ-ТО!) вовне и дальше. Цель написания Монтенем своих "Опытов"- подтолкнуть читателя на размышление, на диалог или даже спровоцировать на спор. Начало главы "О дружбе":
Присматриваясь к приемам одного находящегося у меня живописца, я загорелся желанием последовать его примеру. Он выбирает самое лучшее место посредине каждой стены и помещает на нем картину, написанную со всем присущим ему мастерством, а пустое пространство вокруг нее заполняет гротесками, то есть фантастическими рисунками, вся прелесть которых состоит в их разнообразии и причудливости. И, по правде говоря, что же иное и моя книга, как не те же гротески, как не такие же диковинные тела, слепленные как попало из различных частей, без определенных очертаний, последовательности и соразмерности, кроме чисто случайных?

Да, хорошо бы иметь такого друга.. Но может ли быть друг на таком большом расстоянии по времени? И, может быть, мои представления о дружбе превратны:
Вообще говоря, то, что мы называем обычно друзьями и дружбой, это не более, чем короткие и близкие знакомства, которые мы завязали случайно или из соображений удобства и благодаря которым наши души вступают в общение.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 11:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Эльмира писал(а):
Но, по-моему, разговор "на равных" НЕ исключает сомнения и несогласия с собеседником, а, напротив, предполагает их...Ты так не считаешь?

Да, я именно об этом. Разговор на равных всегда предполагает и сомнения, и несогласие с собеседником. Иначе,… какое же это равенство?…

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 13:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Рассуждения двух, разделенных и временем и расстоянием, о дружбе:
Мишель де Монтень, "Опыты":
.. Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил моего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».
Где‑то, за пределами доступного моему уму и того, что я мог бы высказать по этому поводу, существует какая‑то необъяснимая и неотвратимая сила, устроившая этот союз между нами. Мы искали друг друга прежде, чем свиделись, и отзывы, которые мы слышали один о другом, вызывали в нас взаимное влечение большей силы, чем это можно было бы объяснить из содержания самих отзывов. Полагаю, что таково было веление неба...Наша дружба не знала иных помыслов, кроме как о себе, и опору искала только в себе. Тут была не одна какая‑либо причина, не две, не три, не четыре, не тысяча особых причин, но какая‑то квинтэссенция или смесь всех причин вместе взятых, которая захватила мою волю, заставила ее погрузиться в его волю и раствориться в ней, точно так же, как она захватила полностью и его волю, заставив ее погрузиться в мою и раствориться в ней с той же жадностью, с тем же пылом. Я говорю «раствориться», ибо в нас не осталось ничего, что было бы достоянием только одного или другого, ничего, что было бы только его или только моим.

О. Павел Флоренский "Столп и утверждение истины"
Приятие в душу дружеского Я сливает во-едино два раздельных потока жизни. Это жизненное единство получается не как порабощение одной личности другою, и даже не как сознательное рабство одной личности пред другою. Дружеское единство нельзя тоже назвать уступкою, уступчивостью. Это — именно единство. Один чувствует, желает, думает и говорит не потому, что так именно сказал, подумал, возжелал или почувствовал другой, а потому, что оба они чувствуют — в одно чувство, желают — в одну волю, думают — в одну думу, говорят — в один голос. Каждый живет другим, или, лучше сказать, жизнь как одного, так и другого, течет, из в-себе-единого, общего центра, творческим подвигом ставимого другами над собою. Поэтому-то разные проявления его всегда сами собою бывают гармоничны. Да, сами собою, — не чрез напряженное чувство, или волю, или думу, или словесную формулу, выставляемую, как принцип единства.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 15:31 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Ира. ОК,значит, мы ОБ ОДНОМ)
Cпасибо, Юля, за отсыл к прошлой передаче . Тоже, наконец, её послушала)
В конце её А.Г. говорит:
Цитата:
Монтень размышлял даже над тем, как же можно учеников в школе экзаменовать мудрости? На какие вопросы должен отвечать человек? Поэтому давайте мы в следующую среду поговорим вообще о том, каким образом, и можно ли учить мудрости? Поскольку, на мой взгляд, Монтень - один из величайших её учителей. И поговорим, наверное, о взгляде Монтеня на воспитание, образование и, кстати, на проблему того, чем же нормальный человек отличается от ненормального? На эту тему у него тоже есть размышления

***
(И за интересные сближения Монтеня и Павла Флоренского - тоже, спасибо)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 16:09 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
В опытах Мишеля Монтеня меня особенно заинтересовали его рассуждения о том, насколько велика над нами власть представлений о том, что является нормальным и разумным. Монтень весьма красноречиво показывает, что все эти представления на самом деле относительны.
Он приводит длинные списки обычаев разных народов, которые с точки зрения европейцев, являются чем-то совершенно диким и недопустимым, а с точки зрения этих народов эти обычаи воспринимаются как что-то совершенно нормальное.
И такое в его опытах часто встречается, когда он вдруг ломает привычные цепочки рассуждений. Нет такого религиозного или философского учения, на которое в мире не нашлось бы противоположного учения, говорит Монтень. А это, между прочим, один из способов наведения транса - когда рядом приводятся противоречащие друг другу факты и утверждения. То есть Монтень для своих читателей в некотором роде гипнотизёр. Но он гипнотизирует не для того, чтобы вложить в души читателей какую-то свою готовую мысль. Наоборот, он стремится сделать так, чтобы мы оторвались от всяких готовых и привычных для нас измышлений, чтобы мы почувствовали, что есть что-то в нашей душе и в нашей жизни, что стоит над вот этими шаблонными понятиями «нормальности» и «разумности». Именно почувствовали, а не просто согласились бы с этим на интеллектуальном уровне. Монтень ведь не случайно пишет такую большую книгу, в которой он рассматривает жизнь с разных сторон. Он сделал это потому он чувствовал во всём некую первопричину, некое объединяющее начало и хотел как-то дать почувствовать его другим. Наверное, в его время это было очень важно, так как мировоззрение было абсолютно раздроблено и церковными догмами, и сословными различиями. Он условно называет эту первопричину «богом», но это чисто условное название. Монтень не имеет в виду церковного бога, он буквально тут же говорит о себе как о «писателе-язычнике» - опять гипнотизирующее противоречие. И это значит, что для него не существует бога как чего-то определённого и конечного. Для него, человека очень образованного, даже знания не являются богом. В одной из глав он говорит, что у него будто бы плохая память. Но согласиться с этим никак невозможно, потому что он помнит невероятное количество цитат, латинских изречений и примеров из античной истории. То есть память у него на самом деле была исключительная. Но он был готов в любой момент оторваться от всех этих знаний, чтобы свежими глазами воспринять какое-то явление жизни. Я не знаю, может быть, в современном образовании нужно именно это? Может быть, нужно давать детям больше возможностей чувствовать и пытаться эти чувства выражать? Когда прозвучало слово «эссе», я вспомнила своего школьного учителя, который преподавал нам мировую художественную культуру. На его уроках мы часто писали небольшие эссе, в которых старались выразить свои впечатления, например, от прослушанных музыкальных произведений или от увиденной картины. При этом Эдуард Абрамович (так звали нашего учителя) часто говорил: «Не пытайтесь писать так, как НАДО писать. Пишите, как чувствуете». Нынешняя система образования и воспитания направлена на то, чтобы запрограммировать. Вот Монтень, между прочим, рассуждает о том, равнозначны ли для людей их живые, биологические дети и «дети» в переносном смысле – то есть их творческие произведения. И он приходит к выводу, что произведения в гораздо большей степени принадлежат своим создателям, чем дети своим родителям. Произведение – это выражение личности автора, тогда как ребёнок сам является личностью и обладает свободой. И вот, может быть, это важная мысль воспитания – что не надо путать и принимать своего ребёнка за своё произведение, которое тобой создаётся и тебе принадлежит?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 16:51 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Насчет мудрости у Монтеня есть поразительно точная фраза…
“И если можно быть учеными чужою ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью”.
Вот так. Мудрость может быть только собственная. Заимствовать ее невозможно. Она приобретается опытом, если опыт этот осмыслен, продуман и прочувствован.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 19:57 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
Цитата:
Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих
многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя
от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но
отличаются и по силе и по своему характеру, то нет ничего удивительного,
что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка,
которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.



Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2013, 20:00 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
На счёт мудрости. У Монтеня можно найти и довольно нелестные отзывы о мудрости. Например, в "Апологии Раймунда Сабундского" Монтень пишет:
Цитата:
Простота делает жизнь не только более приятной, но... и более чистой и прекрасной.Простые и бесхитростные мира сего, по словам апостола Павла, возвысятся и обретут небо, мы же со всей нашей мудростью, обречены бездне адовой.
Подобные мысли Монтень высказывает не раз...
"Бич человека - воображаемое знание", - пишет он. В другом месте он вспоминает, (точно не помню) древнегреческого (?) философа,который говорит о том, что его предки были внутренне чисты и мудры, несмотря на то, что их нутро было набито чесноком, а теперь он общается с надушенными образованными людьми, внутри которых - скопище пороков (цитирую недословно) ... но я как-то всё больше на такие его отзывы натыкаюсь... Правда, не все "Опыты" Монтеня прочитала..Ира, а ты из какой главы о мудрости слова привела?
***
О системе воспитания многие могут прочесть у Монтеня сами.Мне хотелось бы напомнить о том, как воспитывали самого Мишеля Монтеня.
Отец будущего философа Пьер Эйкем - бывший королевский офицер, после путешествия в Италию решил растить сына по новым образцам. Его дом был открыт для учёных мужей, совета которых (в воспитании подрастающего сына) он слушался, как предсказания оракулов.
Для воспитания в Мишеле уважения к людям труда Пьер Эйкем отправляет, например, сына в крестьянский дом на воспитание с предписанием ни в чём не выделять мальчика среди крестьянских детей.
Для возрождения во всём блеске эпохи античности, Пьер Эйкем выписывает для обучения сына учёного-латиниста из Германии. И тот, не знавший ни единого французского слова, говорит с мальчиком на латыни, на латыни же говорят с сыном и его родители, в результате чего латынь становится для Мишеля практически родным языком.
Происходит обучение языку "методом погружения в языковую среду", как сейчас бы сказали.
Отец Монтеня использовал при обучении сына и, выражаясь современными терминами, "игровые моменты":
Цитата:
Что касается греческого, которого я почти вовсе не знаю, то отец имел намерение обучить меня этому языку, используя совершенно новый способ - путем разного рода забав и упражнений. Мы перебрасывались склонениями вроде тех юношей, которые с помощью определенной игры, например шашек, изучают арифметику и геометрию. Ибо моему отцу, среди прочего, советовали приохотить меня к науке и к исполнению долга, не насилуя моей воли и опираясь исключительно на мое собственное желание.
Но более всего меня улыбнуло, что мальчика будили по утрам МУЗЫКОЙ. Вот как об этом пишет автор:
Цитата:
Вообще ему (отцу)советовали воспитывать мою душу в кротости, предоставляя ей полную волю, без строгости и принуждения. И это проводилось им с такой неукоснительностью, что, - во внимание к мнению некоторых, будто для нежного мозга ребенка вредно, когда его резко будят по утрам, вырывая насильственно и сразу из цепких объятий сна, в который они погружаются гораздо глубже, чем мы, взрослые, - мой отец распорядился, чтобы меня будили звуками музыкального инструмента и чтобы в это время возле меня обязательно находился кто-нибудь из услужающих мне.

В шесть лет отец направляет Монтеня в школу Бордо, в которой Мишель проявляет свой актёрский талант, играя в пьесах, авторами которых являются в том числе и преподаватели школы.
Цитата:
Следует ли мне упомянуть еще об одной способности, которую я проявлял в своем детстве? Я имею в виду выразительность моего лица, подвижность и гибкость в голосе и телодвижениях, умение сживаться с той ролью, которую я исполнял. Ибо еще в раннем возрасте,
Alter ab undecimo turn me vix ceperat annus [81],
я справлялся с ролями героев в латинских трагедиях Бьюкенена, Геранта и Мюре, которые отлично ставились в нашей гиеньской школе. Наш принципал, Андреа де Гувеа [82], как и во всем, что касалось исполняемых им обязанностей, был и в этом отношении, без сомнения, самым выдающимся среди принципалов наших школ.

Автор опытов хочет перенести "Опыт" актёрской игры из детства и в устройство государственной жизни:
Цитата:
Я всегда осуждал нетерпимость ополчающихся против этих забав, а также несправедливость тех, которые не допускают искусных актеров в наши славные города, лишая тем самым народ этого публичного развлечения. Разумные правители, напротив, прилагают всяческие усилия, чтобы собирать и объединять горожан как для того, чтобы сообща отправлять обязанности, налагаемые на нас благочестием, так и для упражнений и игр разного рода: дружба и единение от этого только крепнут. И потом, можно ли было бы предложить им более невинные развлечения, чем те, которые происходят на людях и на виду у властей? И, по-моему, было бы правильно, если бы власти и государь угощали время от времени за свой счет городскую коммуну подобным зрелищем, проявляя тем самым свою благосклонность и как бы отеческую заботливость, и если бы в городах с многочисленным населением были отведены соответствующие места для представлений этого рода, которые отвлекали бы горожан от худших и темных дел.

И, конечно, в воспитании чувств и мыслей, важную роль Монтень отводит КНИГАМ, а также мудрому наставнику, закрывающему глаза на непрограммное чтение:
Цитата:
Впервые влечение к книгам зародилось во мне благодаря удовольствию, которое я получил от рассказов Овидия в его "Метаморфозах". В возрасте семи-восьми лет я отказывался от всех других удовольствий, чтобы наслаждаться чтением их; кроме того, что латынь была для меня родным языком, это была самая легкая из всех известных мне книг и к тому же наиболее доступная по своему содержанию моему незрелому уму. Ибо о всяких там Ланселотах Озерных, Амадисах, Гюонах Бордоских и прочих дрянных книжонках, которыми увлекаются в юные годы, я в то время и не слыхивал (да и сейчас толком не знаю, в чем их содержание), - настолько строгой была дисциплина, в которой меня воспитывали. Больше небрежности проявлял я в отношении других задаваемых мне уроков. Но тут меня выручало то обстоятельство, что мне приходилось иметь дело с умным наставником, который умел очень мило закрывать глаза как на эти, так и на другие, подобного же рода мои прегрешения. Благодаря этому я проглотил последовательно "Энеиду" Вергилия, затем Теренция, Плавта, наконец, итальянские комедии, всегда увлекавшие меня занимательностью своего содержания. Если бы наставник мой проявил тупое упорство и насильственно оборвал это чтение, я бы вынес из школы лишь лютую ненависть к книгам, как это случается почти со всеми нашими молодыми дворянами. Но он вел себя весьма мудро. Делая вид, что ему ничего не известно, он еще больше разжигал во мне страсть к поглощению книг, позволяя лакомиться ими только украдкой и мягко понуждая меня выполнять обязательные уроки. Ибо главные качества, которыми, по мнению отца, должны были обладать те, кому он поручил мое воспитание, были добродушие и мягкость характера. Да и в моем характере не было никаких пороков, кроме медлительности и лени. Опасаться надо было не того, что я сделаю что-нибудь плохое, а того, что я ничего не буду делать. Ничто не предвещало, что я буду злым, но все - что я буду бесполезным. Можно было предвидеть, что мне будет свойственна любовь к безделью, но не любовь к дурному.

Но самое главное, по-моему, по Монтеню, - научить человека искусству жизни, умению применять все полученные знания и умения на практике, чтобы прожить свою жизнь счастливо.
Цитата:
Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь
, - пишет Монтень.
Монтень прожил жизнь интересную, наполненную встречами и беседами с интересными людьми, королями, его избирали мэром города Бордо (во время его отсутствия). Сам же Монтень не очень стремился к активному участию в политике и у него был даже довольно длительный период "внутренней эмиграции", когда он отгородился от всего мира и происходящей войны в своём замке.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 мар 2013, 10:02 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Мне очень понравилась эта идея: гадать по книге “Опыты” Монтеня. Если вслушиваться в читаемый отрывок как в выпавшую карту Таро, неожиданные ассоциации возникают, и задумываться об этих параллелях тоже было интересно.
Спасибо, Александр Геннадиевич. Эта программа мне тоже понравилась. И Вы правы, реальная книга гораздо живее электронной.


Эльмира писал(а):
Ира, а ты из какой главы о мудрости слова привела?
Эльмира, эта цитата из 25 главы “О педантизме”.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 мар 2013, 10:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Передачи пропустила, но спросить - спросила :

Не знаю, ошибочно ли мое мнение, но поскольку богу угодно было по
особой своей милости и благоволению предписать нам и продиктовать
собственными устами особый вид молитвы, мне всегда казалось, что мы должны
были бы пользоваться ею чаще, чем это делаем. И по моему убеждению, перед
едой и после еды, перед сном и после пробуждения и при всех обстоятельствах
вообще, когда мы обычно молимся, христианам следовало бы читать "Отче наш",
если не в качестве единственной молитвы, то во всяком случае неизменно.
Церковь может увеличить количество молитв, разнообразить их, наставляя нас в
том или ином отношении по мере надобности: ибо я хорошо знаю, что сущность
их и предмет всегда одни и те же. Но этой именно молитве подобало бы отдать
предпочтение, чтобы она постоянно была у всех на устах. Ибо не подлежит
сомнению, что в ней сказано все необходимое и что она подходит для всех
случаев жизни. Это единственная молитва, которой я пользуюсь неизменно, и я
повторяю ее, вместо того, чтобы заменить другой.

Передачи прослушать ПОСЛЕ не удается - шумы, шумы... Есть ли у кого-нибудь БЕСШУМНЫЙ источник ? Спасибо )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 мар 2013, 11:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Людмила, вот программы СН на Москва.фм…
Монтень-2
… здесь без шумов…

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 мар 2013, 11:42 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
http://audio.serebniti.ru/play/2957
Первая передача 2013.03.01 ''Опыты'' (книга Мишеля де Монтеня)»


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 мар 2013, 21:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Селена писал(а):
Эльмира, эта цитата из 25 главы “О педантизме”.

Спасибо, Ира)
Прочитала эту главу.Нашла там:
Цитата:
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит
лишь вред.
Понравилось, тоже так думаю.
Прочла в этой главе и слова, которые цитировал А.Г. в передаче и много интересных исторических примеров воспитания :
Цитата:
Из рассказа Ксенофонта о замечательном воспитании, которое давалось детям у персов, мы узнаем, что они обучали их добродетели, как другие народы обучают детей наукам. Платон говорит [31], что старшие сыновья их царей воспитывались следующим образом: новорожденного отдавали не на попечении женщин, а тех евнухов, которые по причине своих добродетелей пользовались расположением царской семьи. Они следили за тем,
чтобы тело ребенка было красивым и здоровым, и на восьмом году начинали приучать его к верховой езде и охоте. Когда мальчику исполнялось четырнадцать лет, его передавали под надзор четырех воспитателей: самого мудрого, самого справедливого, самого умеренного и самого доблестного в стране. Первый обучал его религиозным верованиям и обрядам, второй - никогда не лгать, третий - властвовать над своими страстями, четвертый - ничего
не страшиться.

Весьма примечательно, что в превосходном своде законов Ликурга, можно сказать, исключительном по своему совершенству, так мало говорится об обучении, хотя воспитанию молодежи уделяется весьма много внимания и оно рассматривается как одна из важнейших задач государства, причем законодатель не забывает даже о музах: выходит, будто это благородное юношество, презиравшее всякое другое ярмо, кроме ярма добродетели, нуждалось вместо наших преподавателей различных наук лишь в учителях доблести, благоразумия и справедливости,
образец, которому последовал в своих законах Платон. Обучали же их следующим образом: обычно к ним обращались с вопросом, какого они мнения о тех или иных людях и их поступках, и , если они осуждали или, напротив, хвалили то или иное лицо или действие, их заставляли обосновать свое мнение; этим путем они изощряли свой ум и, вместе с тем, изучали право. Астиаг, у Ксенофонта, требует от Кира отчета обо всем происшедшем на
последнем уроке. "У нас в школе, - говорит тот, - мальчик высокого роста, у которого был слишком короткий плащ, отдал его одному из товарищей меньшего роста, отобрав у него более длинный плащ. Учитель велел мне быть судьею в возникшем из-за этого споре, и я решил, что все должно остаться как есть, потому что случившееся наилучшим образом устраивает и того и другого из тяжущихся. На это учитель заметил, что я неправ, ибо ограничился соображениями удобства, между тем как сначала следовало решить, не пострадает ли справедливость, которая требует, чтобы никто не подвергался насильственному лишению собственности". Мальчик добавил, что его высекли, совсем так, как у нас секут детей в деревнях за то, что забыл, как будет первый аорист глагола tnptw [я
бью ]. Моему ректору пришлось бы произнести искуснейшее похвальное слово in genere demonstrativo* прежде чем он убедил бы меня в том, что его школа не уступает писанной. Древние хотели сократить путь и, - поскольку никакая наука, даже при надлежащем ее усвоении, не способна научить нас чему-либо большему, чем благоразумию, честности и решительности, - сразу же привить их своим детям, обучая последних не на слух, но путем опыта, направляя и формируя их души не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами, с тем, чтобы эти качества не были восприняты их душой как некое знание, но стали бы ее неотъемлемым свойством и как бы привычкой, чтобы они не ощущались ею как приобретения со стороны, но были бы ее естественной и неотчуждаемой собственностью. Напомню по этому поводу, что, когда Агесилая спросили, чему, по его мнению, следует обучать детей, он ответил: "Тому, что им предстоит делать, когда они станут взрослыми". Неудивительно, что подобное воспитание приносило столь замечательные плоды.

***
В передаче о Монтене услышала, что завоеватели Америки истребили около 70 миллионов аборигенов! я не ослышалась?
Но даже если это преувеличение, массовый геноцид индейцев, в котором участвовали "белые" люди разных стран ужасает и потрясает своим откровением о "европейце просвещённом"!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 44 ]  Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.107s | 16 Queries | GZIP : On ]