Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 16:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 44 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 фев 2013, 03:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Монтень - глыба. Монумент. Интеллигент высочайшей пробы.
http://www.moskva.fm/stations/FM_66.44/programs/серебряные_нити/2013-03-01_23:15 (в браузер строку ссылки полностью с 1 марта))
И что характерно, никогда не корчил из себя гения, не кичился знатностью и не строил из себя обиженного судьбой, хотя на все вышеперечисленное имел основания.

Каждая глава в трех книгах Опытов могла бы послужить поводом для передачи.
Для начинающего жить - это помимо всего прочего блестящая подборка афоризмов гениев человечества о многом, что может пригодиться в жизни.
НО - это в идеальном случае если он возьмет "Опыты" в руки или отышет в инете.
И не только скачает на диск, а начнет читать.
С любого места, с любой страницы, с любой книги (Опыты в трех томах).
И начнет открывать мир человека во всех его ипостасях.

В мое время Монтеня можно было найти, пожалуй, только в областных библиотеках и в библиотеках больших городов.
А я его начал читать в Ярославле. Экземпляр был только в читальном зале. Не любил я читальных залов.
И дочитывал уже тогда, когда его можно было приобрести в книжных магазинах, то бишь через 20 лет поле того. как я узнал о нем, бо в Ярославле не задержался. :)

И, вероятно, Опыты Монтеня могут научить самостоятельности мысли, что примечательно, споря и соглашаясь с авторитетами, что практически постоянно практикует Монтень, делая мыслителей прошлого соратниками в своих размышлениях.
Его Опыты - это как бы мышление вслух человека, которому интересно мыслить и во всем находить примечательное.
В учебниках по истории философии его называют скептиком.
Помню, как меня резануло в юности это слово из уст девы педогогического института. Видно на лекции имя слышала, а в руки книгу едва ли брала.

Ну что еще сказать? Одно перечисление глав, хотя бы, первого тома впечатляет.
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава I. РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО ДОСТИЧЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ
Глава II. О СКОРБИ
Глава III. НАШИ ЧУВСТВА УСТРЕМЛЯЮТСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ НАШЕГО "Я"
Глава IV. О ТОМ, ЧТО СТРАСТИ ДУШИ ИЗЛИВАЮТСЯ НА ВООБРАЖАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КОГДА ЕЙ НЕДОСТАЕТ НАСТОЯЩИХ
Глава V. ВПРАВЕ ЛИ КОМЕНДАНТ ОСАЖДЕННОЙ КРЕПОСТИ ВЫХОДИТЬ ИЗ НЕЕ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ С ПРОТИВНИКОМ?
Глава VI. ЧАС ПЕРЕГОВОРОВ - ОПАСНЫЙ ЧАС
Глава VII. О ТОМ, ЧТО НАШИ НАМЕРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СУДЬЯМИ НАШИХ ПОСТУПКОВ
Глава VIII. О ПРАЗДНОСТИ
Глава IX. О ЛЖЕЦАХ
Глава Х. О РЕЧИ ЖИВОЙ И О РЕЧИ МЕДЛИТЕЛЬНОЙ
Глава XI. О ПРЕДСКАЗАНИЯХ
Глава XII. О СТОЙКОСТИ
Глава XIII. ЦЕРЕМОНИАЛ ПРИ ВСТРЕЧЕ ЦАРСТВУЮЩИХ ОСОБ
Глава XIV. О ТОМ, ЧТО НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ БЛАГА И ЗЛА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ЗАВИСИТ ОТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ МЫ ИМЕЕМ О НИХ
Глава XV. ЗА БЕССМЫСЛЕННОЕ УПРЯМСТВО В ОТСТАИВАНИИ КРЕПОСТИ НЕСУТ НАКАЗАНИЕ
Глава XVI. О НАКАЗАНИИ ЗА ТРУСОСТЬ
Глава XVII. ОБ ОБРАЗЕ ДЕЙСТВИЙ НЕКОТОРЫХ ПОСЛОВ
Глава XVIII. О СТРАХЕ
Глава XIX. О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ СУДИТЬ, СЧАСТЛИВ ЛИ КТО-НИБУДЬ, ПОКА ОН НЕ УМЕР
Глава XX. О ТОМ, ЧТО ФИЛОСОФСТВОВАТЬ - ЭТО ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ УМИРАТЬ
Глава XXI. О СИЛЕ НАШЕГО ВООБРАЖЕНИЯ
Глава XXII. ВЫГОДА ОДНОГО - УЩЕРБ ДЛЯ ДРУГОГО
Глава XXIII. О ПРИВЫЧКЕ, А ТАКЖЕ О ТОМ, ЧТО НЕ ПОДОБАЕТ БЕЗ ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ МЕНЯТЬ УКОРЕНИВШИЕСЯ ЗАКОНЫ
Глава XXIV. ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ НАМЕРЕНИЯХ ВОСПОСЛЕДОВАТЬ МОЖЕТ РАЗНОЕ
Глава XXV. О ПЕДАНТИЗМЕ
Глава XXVI. О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Глава XXVII. БЕЗУМИЕ СУДИТЬ, ЧТО ИСТИННО И ЧТО ЛОЖНО, НА ОСНОВАНИИ НАШЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ
Глава XXVIII. О ДРУЖБЕ
Глава XXIX. ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ СОНЕТОВ ЭТЬЕНА ДЕ ЛА БОЭСИ
Глава XXX. ОБ УМЕРЕННОСТИ
Глава XXXI. О КАННИБАЛАХ
Глава XXXII. О ТОМ, ЧТО СУДИТЬ О БОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДНАЧЕРТАНИЯХ СЛЕДУЕТ С ВЕЛИЧАЙШЕЮ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬЮ
Глава XXXIII. О ТОМ, КАК ЦЕНОЙ ЖИЗНИ УБЕГАЮТ ОТ НАСЛАЖДЕНИЙ
Глава XXXIV. СУДЬБА НЕРЕДКО ПОСТУПАЕТ РАЗУМНО
Глава XXXV. ОБ ОДНОМ УПУЩЕНИИ В НАШИХ ПОРЯДКАХ
Глава XXXVI. ОБ ОБЫЧАЕ НОСИТЬ ОДЕЖДУ
Глава XXXVII. О КАТОНЕ МЛАДШЕМ
Глава XXXVIII. О ТОМ, ЧТО МЫ СМЕЕМСЯ И ПЛАЧЕМ ОТ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ
Глава XXXIX. ОБ УЕДИНЕНИИ
Глава XL. РАССУЖДЕНИЕ О ЦИЦЕРОНЕ
Глава XLI. О НЕЖЕЛАНИИ УСТУПАТЬ СВОЮ СЛАВУ
Глава XLII. О СУЩЕСТВУЮЩЕМ СРЕДИ НАС НЕРАВЕНСТВЕ
Глава XLIII. О ЗАКОНАХ ПРОТИВ РОСКОШИ
ГЛАВА XLIV. О СНЕ
Глава XLV. О БИТВЕ ПРИ Дре
Глава XLVI. ОБ ИМЕНАХ
Глава XLVII. О НЕНАДЕЖНОСТИ НАШИХ СУЖДЕНИЙ
Глава XLVIII. О БОЕВЫХ КОНЯХ
Глава XLIX. О СТАРИННЫХ ОБЫЧАЯХ
Глава L. О ДЕМОКРИТЕ И ГЕРАКЛИТЕ
Глава LI. О СУЕТНОСТИ СЛОВ
Глава LII. О БЕРЕЖЛИВОСТИ ДРЕВНИХ
Глава LIII. ОБ ОДНОМ ИЗРЕЧЕНИИ ЦЕЗАРЯ
Глава LIV. О СУЕТНЫХ УХИЩРЕНИЯХ
Глава LV. О ЗАПАХАХ
Глава LVI. О МОЛИТВАХ
Глава LVII. О ВОЗРАСТе
Свернуть

О М.Монтень
Монтень родился в дворянско-буржуазной семье, его отец позаботился, чтобы сын с детства усвоил латынь и греческий и тем самым впитал дух гуманизма. Монтень был советником парламента города Бордо, но рано покинул службу и в уединении своего замка последние тридцать лет жизни работал над своей главной книгой. Его труды прерывались возвращением к общественной деятельности: дважды королевским указом он назначался мэром Бордо и, следовательно, принимал участие в религиозных гражданских войнах, охвативших Францию во второй половине XVI века, выступая за прекращение конфликта между католиками и гугенотами (так назывались французские протестанты). Он осуждал жестокость католиков по отношению к гугенотам, особенно Варфоломеевскую ночь, но и гугеноты, с его точки зрения, опасно посягали на целостность Франции: "Правило и главнейший закон законов заключается в том, что всякий обязан повиноваться законам страны, в которой он живет" (книга I, эссе 23). Как все гуманисты, Монтень отстаивал веротерпимость и приветствовал воцарение Генриха Наваррского, единственно законного короля, который положил конец междоусобице. Главным делом жизни Монтеня стала книга эссе, уже при его жизни выдержавшая четыре издания.

Начинается она обращением к читателю:

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе … я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо иного, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь, как живые, и весь мой облик таким, каков он в действительности... Таким образом, содержание моей книги — я сам...

Уже это заявление отражает кардинальную перемену в концепции личности в литературе Возрождения по сравнению со средневековьем.

В самом деле, Монтень раскрывает перед читателем свои мысли и чувства, свой душевный склад, свои мельчайшие привычки:

Люди обычно рассматривают друг друга, я же устремляю мой взгляд внутрь себя; я его погружаю туда, там я всячески тешу его. Всякий всматривается в то, что перед ним; я же всматриваюсь в себя. Я имею дело только с собой: я беспрерывно созерцаю себя, проверяю, испытываю … я верчусь внутри себя самого. (Книга II, эссе 17.)

Монтень прав, подчеркивая свое новаторство в искренности и бесстрашии самонаблюдения. Читатель его книги ощущает, что знает автора интимней и ближе, достоверней и надежней, чем многих своих реальных знакомых. Но "Опыты" — нечто большее, чем вершина самонаблюдения и саморефлексии. Монтень — натура незаурядная, человек тонкий и образованный, усвоивший глубже иных гуманистов уроки античной философии. Он познает самого себя (подчеркивая незавершимость этой задачи) с целью познать окружающих. Движения своей души он обязательно поверяет аналитическим разумом, мудростью, почерпнутой из ученых книг. В результате "Опыты", кроме поразительно живого портрета автора, рождающегося из всей совокупности эссе, стали одной из лучших философских книг о человеке — человеке позднего Возрождения и человеке вообще. Монтень утверждает, что всякий человек воплощает в себе всю человеческую природу. Это утверждение разительно отличается от средневековых взглядов на человека, согласно которым любимое творение Божие, человек, наделялся от Бога готовым характером. Новый взгляд на человека как на существо вечно подвижное, о котором нельзя составить устойчивое и единообразное представление, рождает необходимость новых литературных форм, новых приемов изложения. Монтень в себе самом акцентирует непостоянство, склонность к колебаниям, размышляет над зависимостью своих решений от внешних обстоятельств — короче, он подмечает такие душевные состояния, мимо которых проходила предшествующая литература. Утончается инструментарий психологического анализа, Монтень как бы показывает душевный мир человека изнутри, предельно крупным планом.

Хотя к имени Бога Монтень обращается достаточно часто, человек у него больше не руководствуется догматами церковной морали. Монтеню-гуманисту наилучшим жизненным принципом представляется следование закону природы, соблюдение предписанной ею меры. Монтень в духе Возрождения прославляет ценность повседневной жизни.

Все мы — великие безумцы! "Он прожил в полной бездеятельности", — говорим мы. "Я сегодня ничего не совершил". Как! А разве ты не жил? Просто жить — не только самое главное, но и самое замечательное из твоих дел. "Если бы мне дали возможность участвовать в больших делах, я показал бы, на что я способен". А сумел ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело. Природа не нуждается в какой-либо особо счастливой доле, чтобы показать себя и проявиться в деяниях. Она одна и та же на любом уровне бытия, одна и та же за завесой и без нее. Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах. Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить, — все это, самое большее, дополнения и довески. (Книга III, эссе 13.)
Итак, размышления Монтеня выдают новое, трезвое и стоическое, более буржуазное по сравнению с рыцарской эпохой, отношение к жизни. Подчеркнуто частный характер его мировосприятия будет все больше укореняться в последующей литературе, а для его современников это было ошеломительным новшеством.

Столь же непохожей на любые известные образцы была форма "Опытов". По словам немецкого ученого Э. Ауэрбаха, здесь "отражено реалистическое понимание человека, идущее от опыта и в первую очередь от самонаблюдения: именно опыт и говорит, что человек — существо непостоянное, колеблющееся и подверженное всяческим переменам среды, судьбы, внутреннего развития. Поэтому метод Монтеня, столь хорошо учитывающий все изменения его существа, внешне капризный и прихотливый, не подчиняющийся никакому плану, по существу своему есть строго экспериментальный метод — единственный, который соответствует подобному предмету".

Поэтому и композиция книги в целом производит впечатление бессистемности; отдельные главы — самостоятельные эссе — не выстраиваются ни в тематической, ни в логической последовательности, переходы между ними подчиняются, кажется, только авторскому капризу. Но происходит это потому, что Монтень хочет, чтобы был виден естественный ход мыслей, воспроизводит каждый их зигзаг, и этот принцип свободного развития мысли определяет не только план книги в целом, но и композицию каждого отдельного эссе.

Всегда живые и непринужденные, они удивительно разнообразны. Первая книга состоит в основном из эссе, которые вырастают из размышлений Монтеня над его любимыми латинскими авторами, из своего рода комментариев к античным книгам. Это относительно короткие эссе, еще использующие приемы риторики; они выстроены более логично, "однолинейно" по сравнению со зрелыми эссе второй и третьей книг. Вершины талант Монтеня достигает в третьей книге, состоящей из эссе объемом в десятки страниц. Заглавия их очень относительно указывают на содержание: так, в эссе "О стихах Вергилия" античная поэзия становится поводом для разговора о любви и супружестве; в эссе "О средствах передвижения" речь идет о чувстве страха, щедрости государей и жестокостях конкистадоров при покорении Нового Света; в завершающем книгу эссе "Об опыте" автор рассуждает о соотношении законов природы и законов, установленных людьми, о заповеди "познай самого себя" и о своей книге, об искусстве врачевания и о собственном здоровье, о своих философских воззрениях, итогом которых становится вывод:

Самой, на мой взгляд, прекрасной жизнью живут те люди, которые равняются по общечеловеческой мерке, в духе разума, но без всяких чудес и необычайностей. (Книга III, эссе 13.)

Обратимся к самому короткому, второму эссе третьей книги — "О раскаянии". Открывается оно обширным размышлением автора по поводу его метода:

Штрихи моего наброска нисколько не искажают истины, хотя они все время меняются, и эти изменения необычайно разнообразны. Весь мир — это вечные качели… Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет наугад и пошатываясь, хмельной от рождения, ибо таким он создан природою. Я беру его таким, каков он передо мной в то мгновение, когда занимает меня. И я не рисую его пребывающим в неподвижности. Я рисую его в движении, и не в движении от возраста к возрасту или, как говорят в народе, от семилетия к семилетию, но от одного дня к другому, от минуты к минуте. Нужно помнить о том, что мое повествование относится к определенному часу. Я могу вскоре перемениться, и не только непроизвольно, но и намеренно. Эти мои писания — не более, чем протокол, регистрирующий всевозможные проносящиеся вереницей явления и неопределенные, а иногда и противоречащие друг другу фантазии, то ли потому, что я сам становлюсь другим, то ли потому, что постигаю предметы при других обстоятельствах и с других точек зрения.

"Протокол" опыта самонаблюдения — вот авторское определение сути его метода, и далее Монтень обосновывает выбор своего объекта наблюдения. Этим объектом становится он сам, в его повседневной и простой жизни, потому что он относится к себе и как к представителю человечества в целом ("у каждого человека есть все, что свойственно роду людскому"), и как к уникальной, неповторимой личности ("я первый повествую о своей сущности в целом, как о Мишеле де Монтене, а не как о филологе, поэте или юристе"). Монтень оправдывает новизну своей книги в глазах читателей тем, что в своем предмете он — ученейший и правдивейший человек на свете. Здесь, как и повсюду в книге, аргументы Монтеня опираются на разум, и как бы вызывающе, непривычно не воспринимался его замысел с точки зрения литературной традиции, — с точки зрения абстрактного разума его доводы непобиваемы. Наряду с откровенностью, отказ от поучения придает новую привлекательность авторской позиции.

После столь обширного вступления автор наконец затрагивает обозначенную в заглавии тему эссе. Он подмечает, как часто упоминал в своей книге о том, что редко раскаивается в чем бы то ни было. Понятие "раскаяние" естественно ведет к рассуждению о том, что есть порок и добродетель. Монтень не согласен с тем, что судить о них должно общество:

В наше развращенное, погрязшее в невежестве время добрая слава в народе, можно сказать, даже оскорбительна: ведь кому можно доверить оценку того, что именно заслуживает похвалы?

Порядочный человек, живущий частной жизнью, полагается в различении добра и зла только на свою совесть:

Для суда над самим собой у меня есть и мои собственные законы и моя собственная судебная палата, и я обращаюсь к ней чаще, чем куда бы то ни было.

И в потоке размышлений о том, что составляет порядочность человека, как бы между делом возникает и определение раскаяния:

Раскаяние представляет собой не что иное, как отречение от нашей собственной воли и подавление наших желаний…

Ряд примеров из античности иллюстрирует поведение людей, вызывавших восхищение неизменностью своего поведения в общественной и частной жизни.

Монтень мудро подмечает неискоренимость врожденных свойств личности:

Обратитесь к показаниям вашего опыта; нет человека, который, если только он всматривается в себя, не открыл бы в себе некоей собственной сущности, сущности, определяющей его поведение и противоборствующей воспитанию, а также буре враждебных ему страстей.

И продолжает характерным переходом к собственному примеру:

Что до меня, то я не ощущаю никакого сотрясения от толчка; я всегда почти пребываю на своем месте, как это свойственно громоздким и тяжеловесным телам. Если я и оказываюсь порой вне себя самого, то все же нахожусь где-то поблизости.

Примером греха, осознающего себя грехом, становится история крестьянина-вора из Арманьяка; это своего рода вставная новелла, дающая материал для размышлений о трудностях разграничения добра и зла и о сложной природе раскаяния. Шпилькой в адрес церкви можно считать высказанные Монтенем сомнения в ценности такой добродетели, как благочестие — ведь ее внешние проявления легче всего подделать.

Затем Монтень вспоминает без конкретизации о тех эпизодах своей деятельности, которые вызывают в нем не раскаяние, но сожаление и огорчение — так он разграничивает последствия своих ошибок, допущенных не из-за недостатка ума, но из-за невезения, противодействия судьбы, и завершается эссе столь характерным для третьей книги рассуждением о переменах, происходящих с человеком в старости:

…старость налагает морщины не только на наши лица, но в еще большей мере на наши умы, и что-то не видно душ — или они встречаются крайне редко, — которые, старясь, не отдавали бы плесенью и кислятиной. Все в человеке идет вместе с ним в гору и под гору… Я чувствую, что, несмотря на все мои оборонительные сооружения, она пядь за пядью оттесняет меня. Я держусь, сколько могу. Но я не знаю, куда, в конце концов, она меня заведет. Во всех случаях я хочу, чтобы знали, откуда именно я упал.

Именно бесстрашием, нелицеприятностью анализа, как видно из разобранного эссе, выделяется Монтень среди всех своих современников. Он стоит особняком и среди гуманистов, потому что в целом Возрождение, как и средневековье, оперировало общими идеями, которых Монтень не признает. Для него восприятие жизни каждым человеком единственно и неповторимо, поэтому каждая идея принадлежит конкретному человеку, и никому иному. Монтень с детства был воспитан на античной культуре, но пришел к тому, что умение разбираться в Цицероне и Вергилии менее ценно, чем умение разобраться в самом себе. По словам П. М. Бицилли, Монтень "сознательно порывает с представлением о том, что конкретная личность исчерпывается каким-либо одним раз навсегда данным свойством природы: человек — существо слишком сложное и изменчивое, чтобы его природу можно было выразить одной формулой. Этим Монтень вместе с Шекспиром и Сервантесом открывает новую эру в истории культуры". Кроме того, следует отметить, что Монтень в философии — прямой предшественник Рене Декарта, Блеза Паскаля; исповедальность его книги послужила образцом для первой автобиографии нового времени — "Исповеди" Жан Жака Руссо.

Итальянец Флорио перевел "Опыты" на английский язык, и в Англии конца XVI века они завоевали широкую известность; книга эта была знакома не только Фрэнсису Бэкону, но и Вильяму Шекспиру.
Свернуть

Скачать Опыты можно здесь
http://lib.aldebaran.ru/author/monten_m ... hel_opyty/

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 04:01 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Иван Журавский писал(а):
Монтень - глыба. Монумент. Интеллигент высочайшей пробы.
И что характерно, никогда не корчил из себя гения

Да, это уже из самого названия понятно. Французское слово «essai» - не «опыт», а «попытка». Или – эссе, литературная или философская зарисовка. То есть он хотел сказать, что он всего лишь пытается в этих зарисовках как-то описать себя и других людей и не претендует на истину в последней инстанции.
Когда-то я читала первую книгу «Опытов», вчера я её пересмотрела. Ну, да, там есть то, что устарело, но многое актуально до сих пор. «О праздности», например, или его рассуждения о силе привычки. Есть, конечно, что обсудить, но только в том случае, когда на обсуждение и обдумывание есть время. А его АГ опять не дал. ((


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 04:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2220
Откуда: Москва
Чем ошарашивает эта тема, что не знаешь с какой стороны к ней подступиться и объять необъятное)

«Опыты» М.Монтеня - ещё одно доказательство того, что дух и душа вечны, и вопросы о них актуальны всегда.
Только вчера исполнилось 480 лет со дня рождения Мишеля Экема де Монтеня. Вдуматься только, уже без малого половина тысячелетия! Изменился до неузнаваемости материальный мир: вещи, предметы, средства. Смысл «Опытов» остался точен и близок, будто написано вот-вот на днях.

Возможно потому, что человеческая история — это путь смены событий — действительности и внешнего мира. Самосознание каждого лично, постигает внутренний мир в течении жизни и обязательно - сначала и собственным усилием. М. Монтень смог выразить путь этих размышлений. Они не истинны, но близкие чувствам мыслям, поскольку отвечают на те же вопросы, которые беспокоили пять веков назад, как сейчас. Действительно, трудно подобрать более точное название, чем использует Монтень.

«...размышление влекут нашу душу за пределы нашего бренного "я", отрывают ее от
тела, а это и есть некое предвосхищение и подобие смерти; короче говоря, вся
мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому,
чтобы научить нас не бояться смерти...»


Никогда не получалось читать и (воспринимать) «Опыты» в целом: с одинаковым интересом и увлеченностью к каждой главе. Отдельные разделы так и тянут «цепляют» любопытство, другие читаются информативно, безотносительно. Возможно, это касается любых произведений, но в «Опытах» чувствовалось ярче всего. Интересные в настоящий момент главы и вопросы постепенно вырисовывают и слагают внутренний силуэт себя. Он рельефно чувствуется и «рельеф» этот со временем меняется. Читая Монтеня впервые несколько лет назад, значимыми казались некоторые другие мысли и фрагменты, чем привлекают сейчас, когда освежила в памяти текст благодаря предстоящей передаче.

Величие и бесценность труда Мишеля Монтеня в его широте - исчерпывающем анализе практически всех сфер души. Монтень прислушивается к чувствам и волнующим феноменам. Он заглядывает в глубину души, в корни собственной личности и переживаний, во взаимодействие между людьми, в ценности и мораль общества. И всё это изнутри. Через осознание, через понимание, через проживание...

«Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной
мере использовать их, размышление - могущественный и полноценный способ
самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу...»


«Опыты» - некоторая противоположность современному самопознанию. Есть почти тенденция, наверное... Иногда случайно наталкиваешься в сети или социальных сетях на отдельные страницы, посвященные к-л переживанию, состоянию души, психологической проблеме. Но там нет ни единой мысли, ни единого продолжения.. Их содержание- исключительно цитаты. Поток заимствованных метких высказываний. И внутренне ужасает : количество подписчиков -400 000, 50 000. Получается, человек уже не мыслит, а больше ищет ответ, описание, меткое сравнение. «Вылавливает» подходящие афоризмы. Складывает мозаику из фраз, которые помогают выразить боль или радость. Куда этот путь? К молчанию или мучению от невыразимости стихии, бьющейся внутри души и не находящей иного выхода...?

Поэтому, для меня «Опыты», в первую очередь - образец и мастерство утраченного способа самоосознания и его выражения. Опыт, которому можно следовать, но невозможно перенять.
Будто живой говорящий душевный мир. Вот это трогает и потрясает...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 06:26 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Для меня "Опыты" Монтеня находятся в основном ряду книг-учителей, когда-то поразивших меня и давших возможность понимания других людей. Я не могу их выделить среди книг Френсиса Бэкона, Ларошфуко, Мандевиля и, как это ни покажется странным - "Дон Жуана" лорда Байрона. Потом были книги Берна и многих др.
Но вот тот первый ряд, среди которых и Монтень, легли в юности на благодатную почву раздумий, подготовленную саморефлексией и позволили о многом задуматься, многое понять и принять в окружающем. Они стали моими верными учителями в период юношеского максимализма и отсутствия жизненного опыта. Помогли моей душе не уйти в глухую защиту, а остаться открытой миру.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 07:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
В принципе, вероятно, Опыты нельзя брать наскоком.
Я на этом в юности погорел. Скучно стало. Читать не умел.
С ним надо как с собеседником. Мерно, неторопливо.
По строчке. С паузами для того, что промелькнуло в мыслях после прочтения.
Его надо пить, как прекрасный напиток в меру. И не потому, что захмелеешь, а потому, что чтением галопом никуда не доскачешь с ним. Только пешочком. И с большими привалами на марше.
Увы, я понял это поздновато.

В принципе на всю жизнь хватило бы и одной Книги и двух авторов: Библии, Монтеня и Шекспира
Только понял это, когда перелистал сотни других.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 08:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 581
Откуда: Йошкар-Ола
Слышал я про Монтеня. Монтень — Опыты, Опыты — Монтень … Как Док объявил тему, я, заинтересовавшись, достал «Хрестоматию по философии» изд. Московского Университета, 2002г. А, нету там Монтеня … Ну, стал смотреть учебник философии Спиркина — полстраницы: родился … труды … мыслитель … литературное мастерство … Больше сказало примечание Спиркина: … двухтомник «Опытов» лежит на столике для чтения в минуты отдыха. Ну совсем как у Пушкина « … откупори шампанского бутылку. Иль перечти «Женитьбу Фигаро». «Опыты» — философу, что «Фигаро» - поэту.
Скачал книгу — 750 страниц … ооо … Прочёл несколько страниц.
Школьные — институтские философы — это такие монументы, вершины, броненосцы. Лишь с Гумилёва узнал, что есть другие — философы лёгкого, увлекательного чтения. Вот, такой, по моему, - Бердяев. Однако, отнюдь не Мамардашвили.
Вот, куплю этот «кирпич», положу около кровати, брошу слушать СН и буду читать Монтеня на ночь ... ;-)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 08:53 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Сергей писал(а):
Слышал я про Монтеня. Монтень — Опыты, Опыты — Монтень … Как Док объявил тему, я, заинтересовавшись, достал «Хрестоматию по философии» изд. Московского Университета, 2002г. А, нету там Монтеня … Ну, стал смотреть учебник философии Спиркина — полстраницы: родился … труды … мыслитель … литературное мастерство … Больше сказало примечание Спиркина: … двухтомник «Опытов» лежит на столике для чтения в минуты отдыха. Ну совсем как у Пушкина « … откупори шампанского бутылку. Иль перечти «Женитьбу Фигаро». «Опыты» — философу, что «Фигаро» - поэту.
Скачал книгу — 750 страниц … ооо … Прочёл несколько страниц.
Школьные — институтские философы — это такие монументы, вершины, броненосцы. Лишь с Гумилёва узнал, что есть другие — философы лёгкого, увлекательного чтения. Вот, такой, по моему, - Бердяев. Однако, отнюдь не Мамардашвили.
Вот, куплю этот «кирпич», положу около кровати, брошу слушать СН и буду читать Монтеня на ночь ... ;-)

:-):
На счёт Бердяева - поддерживаю)
Льва Шестова тоже причисляю к философам, которые пишут захватывающе, когда-то открыла его для себя ...с упоением..
До Монтеня тоже пока не добралась..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 11:28 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
“Опыты” Монтеня только начала читать.
Ссылки на него, его цитаты можно встретить у многих философов, писателей, мыслителей. Но мне сейчас наиболее интересным показался сам замысел книги. Статьи-размышления о собственной человеческой сути,… не вообще о человеке, а о себе самом. Опыт наблюдения за самим собой, вот что мне показалось крайне интересным.
Чувства – тонкая ускользающая от внимания сознания стихия. Проще быть наблюдателем чувств других и описывать их. Вот внешнее проявление гнева, вот радости, вот горя… А когда заглядываешь в себя, то и гнев, и радость, и горе вдруг оказываются неузнаваемы по внешним признакам. Там внутри у них иная наполненность, там внутри у них разные причины, там внутри у них разный фон. Там внутри многокомпонентный клубок, состоящий из наших желаний, привычек, внешних условностей, принятых как внутренний закон, внешних обстоятельств, порождающих внутренние эмоции, глубинной совести и внешних законов,… все это и еще много чего непознанного и непознаваемого и есть личность. Монтень исследует собственную личность, опираясь на то, что уже есть в его душе. Благодаря этому познанию собою легче управлять, а значит легче прийти к счастью, которое и есть цель опытов самопознания для Монтеня.
Его книги – это небольшие статьи-эссе буквально обо всем, на чем остановилась мысль,… (и все это мне как-то очень напоминает нашу программу…) Но это не фиксация фактов, не их простое описание и даже не описание собственного отношения к объекту мысли. Это именно анализ этого самого отношения,… опыт самоанализа.
Интересные “Опыты” и очень глубокие.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 11:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 19:34
Сообщения: 403
Откуда: Москва
Иван Журавский писал(а):

В принципе на всю жизнь хватило бы и одной Книги и двух авторов: Библии, Монтеня и Шекспира
Только понял это, когда перелистал сотни других.


Вот так наши сознания подтягиваются друг за зругом :-) А помнится закидали здесь кого-то помидорами, кто высказался ЗА "одну-две" книжки, способные дать всё необходимое для полноценной жизни ,опровергая теорию сомнительной пользы "тысячи книг".

Помню, работая в типографии издательства "Наука", печатал эту книгу в серии "Литературные памятники". Весь мой интерес сводился тогда к составляющим деталям книги, которые выносились, потом дома склеивались и продавались на ура. Искренне интересовалась содержанием только моя жена.

Я же запомнил только два опыта - это опыт "смерти" Монтеня, когда он упал с лошади, и ничего не успел ни осознать, ни почувствовать, и что если бы он так и не пришёл в сознание, то смерть сама по себе показалсь бы ему актом совершенно неощутимым, не страшным и не опасным.

И второй: Монтень даёт великолепный совет, как избавиться от страха фиаско в делах любовных и быть всегда на высоте. Нужно заранее открыться, поведать своей подруге о том, что это случается и может опять случиться. Таким образом снимаешь с себя ответственность, нервное напряжение, тревожность - главных врагов в этом деле, - и всё проходит в лучшем виде.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 12:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
..Монтень рано покидает службу, чтобы в уединении работать над книгой, углубляясь сам в себя, чему посвящает последние тридцать лет своей жизни.
Отшельник, ушедший во внутренний мир своей души.. Наугад открываю одну из глав книги, и что же обнаруживаю?
Я плохо умею управлять и распоряжаться собой. Случай имеет надо мной большую власть, чем я сам. Обстоятельства, общество, в котором я нахожусь, наконец, звучание моего голоса извлекают из моего ума больше, чем я мог бы обнаружить в себе, занимаясь самоисследованием или употребляя его на потребу себе самому.

Мои речи, вследствие этого, стоят больше, чем мои писания, если вообще допустимо выбирать между вещами, которые не имеют никакой ценности.

Со мной бывает и так, что я не нахожу себя там, где ищу, и, вообще, я чаще нахожу себя благодаря счастливой случайности, чем при помощи самоисследования. Допустим, что мне удалось выразить на бумаге нечто тонкое и остроумное (я очень хорошо понимаю, что для другого может быть плохо то, что для меня очень хорошо; оставим ложную скромность: каждый старается в меру своих способностей). И вдруг моя мысль настолько от меня ускользает, что я уже больше не знаю, что я хотел сказать; и случается, что сторонний человек понимает меня лучше, чем я сам.

Полный разгром моего скороспелого представления о Мишеле де Монтене! Если вся книга наполнена подобными противоречиями- ее стоит почитать, лучше поздно, чем никогда :hi_hi_hi:

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 13:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Важно то, … для меня важно,… что это именно опыт, практический опыт внутреннего анализа, а не теоретические размышления. И в результате подобного опыта, чем дальше углубляешься, тем полнее убеждаешься, что внутренняя динамика настолько сложна, что ухватить ее мыслью и, тем более, точно определить окончательными словами никогда не удастся.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 16:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Монтень :
"Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя»

Нет сил в конце трудовой недели осилить Монтеня, тем более, что я было в свое время всецело поглощена Лярошфуко.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 17:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2220
Откуда: Москва
Селена писал(а):
Его книги – это небольшие статьи-эссе буквально обо всем, на чем остановилась мысль,… (и все это мне как-то очень напоминает нашу программу…) Но это не фиксация фактов, не их простое описание и даже не описание собственного отношения к объекту мысли. Это именно анализ этого самого отношения,… опыт самоанализа.

Что ещё привлекает в "Опытах" - это честность. Изложение как есть. Что-то вызывает несогласие, хочется поспорить, многое близко, точно, понятно. Если бы не честность - не было бы так узнаваемо. Такая непосредственность между автором и текстом (мыслью/чувством и словом) - самое трудное в самопознании, что делает "Опыты" - опытом практическим.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 21:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Eugenia писал(а):
......................
Французское слово «essai» - не «опыт», а «попытка».
Или – эссе, литературная или философская зарисовка.
То есть он хотел сказать, что он всего лишь пытается в этих зарисовках как-то описать себя и других людей и не претендует на истину в последней инстанции.

................ Свои Эссе на пробу попытаться очерКнуть. :)
......................................................................................... " Взвешенная позиция "
......................................................................................... " Взвешивать слова "


Эссе (франц. essai - пОпытка, проба, очерк,, от лат. exagium - взвешивание),
БСЭ
прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции,
выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу
и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Как правило, Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
Эссеистический стиль
отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала Личность Автора.
.............
"БСЭ"
.............


п.с.

«Эссенцiя, лат. essentia, отъ esse, быть. 1) Сущность чего либо;
2) ароматическое масло, извлекаемое изъ растенiй посредствомъ перегонки.»
............
сл. 1907 г.изд.
............
Свернуть


.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мишель де Монтень. Опыты
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2013, 23:07 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Замечательная программа, Александр Геннадиевич. :co_ol: :bra_vo: Необычная, веселая и мудрая. Было невероятное искушение позвонить и назвать номер страницы. Но подумала, что сегодня точно в эфир не прорваться и не стала пытаться.

Оказывается я уже достаточно прочитала. Половина цитат было знакомо. Ваши комментарии тоже интересно было слушать.

И здорово, что будет продолжение. Книга действительно невероятно интересная, книга-собеседник. С ней вместе легко размышлять. Она подталкивает на собственные поиски и дает новые направления собственным мыслям.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 44 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.086s | 19 Queries | GZIP : On ]