Я в своей жизни видел десятки "пророческих" снов. Все они очень похожи по своей сути. Я вижу сон, в котором есть одна малозначимая, но запоминающаяся картинка. Это может быть картина человеческого лица, необычного места, дома странной формы и т.п. При этом картинка сопровождается мучительным ощущением дежавю, плавно переходящим в реальность, так как при таких снах я обычно просыпаюсь. Подобный "однокартиночный" сон-дежавю повторяется несколько раз. Потом картина повторяется в реальности с тем же мучительным ощущением дежавю. Причем картина должна повториться в точности. Например, у меня были сны, в которых я видел белый домик треугольной формы со стеклом во всю стену на фоне неправдоподобно прозрачного ночного неба. Не менее десяти таких снов. И потом я увидел в точности такой очень приметный домик на очень приметном ночном небе. Сама по себе картина ничего не значит, но, как правило, приходится на значимый период моей жизни, и ассоциативно (никогда не напрямую) связана со значимыми событиями и людьми. Так, например, упомянутый домик ознаменовал собой один из самых жестких кризисов в моей жизни.
Если говорить теоретически, пророческие сны явление достаточно интересное. Корень его как мне представляется в том, как устроено бессознательное, в мир которого мы попадаем во сне. Как говорил Фрейд, бессознательное не имеет понятия "время". Понимая такое утверждение буквально, можно сказать, что в бессознательном прошлое и настоящее присутствуют наравне с будущим. Чтобы не уходить в совсем мистический взгляд, можно сказать вслед за Фрейдом и Юнгом, что все реальные события должны сначала "назреть" в бессознательном. Хотя если вдуматься, то подобная формулировка не менее мистична. Тем не менее, в таком подходе личное бессознательное Фрейда обеспечивает возможность пророческого сна на личном уровне, а коллективное бессознательное Юнга обеспечивает возможность пророческих снов на коллективном уровне. Еще более приземленный подход возможен с помощью концепции самореализующегося пророчества. Но он мне не очень нравится, поскольку много не объясняет. Скажем, Юнг описывал, как он видел "маленькие" пророческие сны, например, он видел одну из своих пациенток во сне накануне приема, что очень сложно объяснить самореализующимся пророчеством. Также у Юнга были "большие" пророческие сны наяву, как, например, видения Европы, заливаемой морями крови накануне Первой мировой войны. Известно также, что Юнг предсказывал Вторую мировую, анализируя свои сны и сны своих пациентов-немцев.
Для объяснения пророчества (не только во сне) хорошо подходит концепция Юнга "синхронистичность", про которую у него есть интереснейшая книга, совместная с лауреатом нобелевки по физике, одним из создателей квантовой механики, и по совместительству его хорошим другом Вольфгангом Паули. Хотя если быть честным, за их научным языком стоит совершенная мистика, и никакая квантовая физика здесь не помогает. Но раз уж речь идет о мистике, лично для меня одним из наиболее интересных является традиция пророческих снов и пророчества вообще в религиозных традициях.
В восточном мистицизме этому, насколько мне известно, этому уделяется достаточно мало внимания. Однажды Далай Ламе западные ученые рассказывали о воззрениях психоанализа на сновидениях, и была такая сцена:
Цитата:
Внезапно рассмеявшись, Далай Лама хлопнул себя по колену и пошутил:
— Какую огромную работу надо проделать. Если вам придется анализировать все свои сновидения, у вас не останется времени, чтобы видеть сны.
По-моему, такая очень показательно. В восточных традициях люди не очень склонны искать объяснения, их больше интересует непосредственно само переживание. Поэтому и пророчества их интересуют в меньшей степени. Гораздо интересней с этой точки зрения "западные" монотеистические религии. Среди пророчеств в христианстве в первую очередь бросается в глаза впечатляющее Откровение Иоанна Богослова, а также Ветхозаветные пророчества. Несколько отличным от христианства образом Ветхозаветные пророчества толкуются в иудаизме. Особняком стоят пророчества в исламе. Впрочем, там их роль зачастую весьма мрачная, и ведущая к большому насилию в настоящее время. В ислам углубляться большого желания у меня нет.
Если тему пророчества вообще ограничить до рассматриваемой темы пророческих снов, то остается не так уж много. Во всяком случае, если рассматривать библейские тексты, то пророческие сны относятся к дохристианской эпохе. Новозаветные сны содержат в основном Божественные указания и предупреждения, но не пророчества.
Вспоминаются в первую очередь конечно вещие сны Иосифа, а также трактовки пророком Даниилом снов Навуходоносора. И если пророчество снов Иосифа относится к древним временам, то сны Навуходоносора и трактовки книги пророка Даниила просто поражают тем, насколько они пересекаются с нынешней реальностью. Только про эти два сюжета написано множество книг.
Чтобы не увеличивать текст до безобразия, сильно погружаться в тему нельзя. Скажу только, что поразительное единообразие наблюдается в отношении к пророческим снам во всех известных мне интересных религиозных, философских и психологических подходах (из тех, что касаются этой темы). Кто бы ни исследовал вопрос, все отмечают, что в начале нашей эры произошло изменение сознания людей всей нашей цивилизации. Древность с ее пророчествами сменилась новым временем и новым сознанием с его "рациональным" мышлением. Алексей Лосев писал, что античное мифологическое сознание сменилось чем-то совсем другим. О том же писал Юнг. Христианство само собою явило кардинальные перемены древнего языческого сознания. Иудаизм описал то же явление как сокрытие Божественного присутствия и уход духа пророчества. В Талмуде есть такая фраза "сон – одна шестидесятая часть смерти, сновидение – одна шестидесятая часть пророчества". И эту древнюю фразу часто продолжают тем, что поэт – одна шестидесятая пророка. И напоследок приведу фразу Гете, который говорил, что «поэту, если он хочет быть скромным, приходится признаться, что его состояние, безусловно, представляет собою сон наяву». Ну не прекрасна ли такая связка?