Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 10:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 18 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 мар 2013, 18:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Афалина писал(а):
Пятница, 29 марта


Михаил Анчаров
"Самшитовый лес"

О судьбе бардовской песни
в современном мире


Что-то мне трудно представить, как объединить в одной теме обсуждение бардовской песни, особого направления нашего песенного творчества, как мне кажется, (основателем этого направления считается Анчаров) и его романа “Самшитовый лес”. Две огромные темы, каждая стоит отдельной программы и возможно не одной. Возможно они связаны не только авторством Анчарова, но и собственным содержанием. Но чтобы это понять надо хорошо знать и то, и другое. А времени как всегда мало. Роман только начала читать. И чем больше погружаюсь в его идею, тем сильнее она захватывает душу. Бардовская песня мне тоже дорога, но это пока для меня два разных разговора. Поэтому просто начнем разговор о Михаиле Леонидовиче Анчарове.

Биография
Михаил Леонидович родился 28 марта 1923 года в Москве.Отец, Анчаров Леонид Михайлович, – инженер-конструктор; мать, Евгения Исаевна Анчарова, – преподаватель немецкого языка.
Первые попытки песенного творчества – 1937 год. Написана песня «Не шуми, океан, не пугай…» на стихи А. Грина, позже – на стихи Б. Корнилова, В. Инбер.
После окончания средней школы поступает в Московский архитектурный институт, откуда уходит в июле 1941-го и вместе с Юрием Ракино, соучеником по изостудии, подаёт заявление в райвоенкомат с просьбой зачислить добровольцем на фронт. По направлению райвоенкомата поступает в Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯКА). Учится на Восточном факультете, изучает китайский язык. Первая песня на собственные стихи – «Песня о моём друге-художнике», посвящённая Ю. Ракино. Пишет песни в соавторстве с однокурсниками. Написаны стихотворения «Завещание», «Приду!», «Обрамление жизни», а также песни (на собственные стихи) «Прощание с Москвой», «Пыхом клубит пар…», «Куранты».
Получает диплом по специальности «Китайский язык», квалификация «Переводчик первого разряда». В 1945-м направлен на восточный фронт в Маньчжурию в качестве переводчика. Участвует в военных действиях по освобождению Китая от японских оккупантов. Написаны «Вторая песенка о моём друге», «Баллада о мечтах», стихотворения «Письмо», «Тоска», «Сентиментальный вальс».
После демобилизации работает художником-оформителем, пишет рассказы.
Поступает по конкурсу на живописное отделение ВГИКа, затем переходит в Московский Государственный художественный институт имени В. И. Сурикова на факультет живописи и получает диплом по специальности «Станковая живопись».
В соавторстве с С. Вонсевером создан литературный сценарий «Баллада о счастливой любви» («Искусство кино» № 6, 1956).
Анчаров принят на работу референтом-сценаристом в сценарную мастерскую Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР.
Журнал «Советский экран» (1961, № 15) публикует рецензию М. Анчарова на экранизацию повести А. Грина «Алые паруса».
Созданы сценарии, по которым сняты кинофильмы: «Мой младший брат» (совместно с В. Аксёновым и А. Зархи, 1962), «Аппассионата» (совместно с Д. Афиногеновой и Ю. Вышинским, 1963). Написано более двадцати песен, в том числе «Песня про деда-игрушечника с Благуши», «Цыган-Маша», «Песня об истине», «Баллада об относительности возраста», «МАЗ». Первые публичные выступления со своими песнями и первые любительские записи их на магнитофон.
В журнале «Смена» печатаются рассказы «Барабан на лунной дороге» и «Венский вальс» (1964). В соавторстве с А. Аграновским создан сценарий кинофильма «Незаменимые». Магнитофонные записи этого года: у А. М. Арканова, у И. С. Шмидт (Михайловой), у М. И. Дубровина. В последней записи участвовали также В. С. Высоцкий, И. В. Кохановский, Е. И. Клячкин.
В 1965-м журнал «Москва» публикует повесть «Золотой дождь», журнал «Юность» – роман «Теория невероятности» с рисунками автора, альманах «Фантастика-65» – повесть «Сода-солнце», а «Неделя» – рассказ «Корабли».
В январе 1966-го в «Неделе» журналисты А. Макаров и А. Асаркан публикуют запись беседы «за круглым столом», в которой участвовали М. Анчаров, А. Галич, Ю. Визбор, Л. Иванова и Ю. Ким.
По сценарию М. Анчарова и А. Аграновского на студии «Беларусьфильм» снят кинофильм «Иду искать». Написаны «Песня про радость», «Большая апрельская баллада», «Антимещанская песня», которые, по словам автора, должны составить задуманную им поэму о двадцатом веке. Выступает с исполнением своих песен на вечерах в ВУЗах, творческих клубах и домах культуры Москвы и Ленинграда.
В издательстве «Молодая гвардия» подписана к печати первая книга М. Анчарова «Теория невероятности», включающая одноимённый роман и повесть «Золотой дождь».
27 декабря 1966 года принят в Союз писателей СССР.
В 1968-м отдельной книгой издана фантастическая трилогия «Сода-солнце», содержащая, кроме заглавной, повести «Голубая жилка Афродиты» и «Поводырь крокодила». «Золотой дождь» переведён на чешский язык и напечатан в Праге, «Теория невероятности» на румынском и на болгарском печатаются соответственно в Бухаресте и Пловдиве.
В 1971-м на Центральном телевидении – премьера девятисерийного телеспектакля «День за днём» по сценарию М. Анчарова (реж. В. Шиловский, Л. Ишимбаева). В 1972-м выходит вторая, восьмисерийная часть телеспектакля «День за днём».
Журнал «Новый мир» (1979, № 9-10) печатает роман «Самшитовый лес».
В 1981-мв Париже издан роман «Самшитовый лес», переведённый на французский язык, а в 1984 роман вышел в Праге и Братиславе в переводе на чешский и словацкий.
Осенью 1983-говыходит в свет сборник романов и повестей «Дорога через хаос».
Напечатана повесть «Роль» («Студенческий меридиан», 1985, № 1-2).
Роман «Как птица Гаруда» печатается в «Студенческом меридиане» (1986, № 1-6), книжное издание – 1989.
В 1986-мвыходит в свет сборник романов и повестей «Приглашение на праздник».
Впервые в 1987-1988 годах печатаются «Песня о моём друге-художнике», «Песня про хоккеистов», «Большая апрельская баллада», «Баллада о танке Т-34…».
Отдельным изданием публикуется роман «Записки странствующего энтузиаста», завершающий трилогию о творчестве, начатую романами «Самшитовый лес» и «Как птица Гаруда», опубликована повесть «Козу продам» (1988). Газеты «Комсомольская правда», «Собеседник», «Литературная газета» журнал «Студенческий меридиан» и другие печатают статьи и интервью М. Анчарова.
В журнале «Советская библиография» (1989, № 3) помещена подборка материалов, включающая значительный библиографический указатель публикаций М. Анчарова и о нём.
Михаил Анчаров скончался 11 июля 1990 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
Свернуть

Михаил Леонидович Анчаров. Самшитовый лес

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 00:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Михаил Анчаров

Песня о красоте

Мне в бокал
Подливали вино,
Мне обманом
Клевали глаза.
Обучали терпеть,
Но одно
Мне забыли -
О счастье сказать.
Что оно -
Словно парус ничей,
Что оно -
Словно шорох огня,
Что оно -
Словно стон трубачей,
Поднимающих в топот
Коня.

Тыщу лет
Этот стон, этот стих.
Тыщу лет
Завывает пурга нам.
Тыщу лет
За улыбку мечты
Ищем клады
По старым курганам.
Утро встанет -
Рассеется мгла.
Ночь приходит -
Звезда не погасла.
Дети слушают
Шорох крыла,
Отлетающий топот
Пегаса.

Ты приходишь
В чужое кафе,
Обоняешь
Чужую еду,
Слезы льешь
На фальшивой строфе
И смеешься
У всех на виду.
Мне нужна красота
Позарез!
Чтоб до слез, чтоб до звезд,
Чтобы гордо...
Опускается солнце
За лес,
Словно бог
С перерезанным горлом.


1964

Что роднит роман “Самшитовый лес” с бардовской песней? Наверное вот это. Нашла отрывок, который запел в душе также, как поют они.

“И только потом, много лет спустя, Сапожников осознал, что эта болевая точка есть мечта о коммуне, о празднике каждый день, когда все как один теплый дом, где каждый друг другу в помощь и никто тебя за это не искажает. Когда не толпа, а шествие и не одиночество, а уединение. Счастье общности, где все не щепки в потоке, который сталкивает времявороты, и не гайка ты и не винтик, а человек... И эту коммуну, и способы приблизить ее искал Сапожников всю жизнь, часто ошибался, торопился, срывая яблоки еще зелеными, не понимая иногда сам, чего же он ищет, чего же он мечется, отстаивая свой путь простофили среди злобы дня и запальчивости близких людей, не доверяющих друг другу. Потому что для этого одного ума мало, ум здесь бесперспективен, а у простофили перспектива есть - мудрость. И за эту коммуну, за этот праздник Сапожников воевал всю жизнь и старался понять, как же его приблизить конкретно, и потому пускался в поиск в любую область, где такая возможность брезжила, и опрокидывал столы с яствами, если они уводили его с дороги к этому празднику. Вот что такое изобретательство, если говорить всерьез, а не просто изучать насос, и любопытство”.

Мечта о счастье общности, о празднике соборности, о потоке, где ты не гайка и не винтик, а человек,… где тебя понимают, где разделяют твои чувства, где всматриваются в твои мечты. Изобретатель Сапожников знает как всех сделать талантливыми. Он знает, что общность человеческая возможна только там, в раскрытых талантом человеческих душах. Однако…

“Глеб мог бы простить Сапожникова, который догадался, как играть талантливого неудачника, и даже удачу ему бы простил. Но он не мог простить Сапожникова за то, что тот утверждал, будто знает, как сделать любого человека талантливым. Любого! Черт возьми! Наступит инфляция - кому нужны таланты, если они станут шляться толпами? Кто будет им платить?”

… инфляция талантов. Она очень опасна для тех, кто его зарывает. Зарыл хоть и небольшую, но стоящую величину, а отрыл через несколько лет гроши. Возможно бардовская песня и сберегала в застойные годы душу от душевной и духовной инфляции.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 13:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Тем не менее, в последнее время, не покидает ощущение, что барды вполне себе снобская среда. Визбор сноб.
Течение семидесятых не протестное(ну, если только в мягкой, афористичной форме), и не диссидентское(хоть и в персоналиях тесно пересекавшееся), а скорее искренне неформальное на фоне застойно-формалистком. Искренность и неформализм главные, думаю, атрибуты. А вот сцена в форме гитары, не шаг ли в сторону формалистики?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 16:26 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Вот нашла у Анчарова…
“Самшитовый лес”

“Потому что человек, который делает открытие, и вовсе не важно какое - большое или маленькое, звезду открыл или песню, травинку или соседа, пожаловавшего за табаком и солью, это все не важно, - открытие всегда приходит единственным путем: человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв.
Тихий взрыв может услышать каждый, но слышит в одиночку и, значит, один из всех. Потому что нет двух одинаковых, а есть равные. И, значит, каждому свое, и что свое, то для всех, а что только для всех, то не нужно никому, потому что дешевка, сердечный холод, второй сорт”.


… что свое, то для всех, а что только для всех, то и ненужно никому… - это точно о бардовской песне. У бардовской песни нет четких характеристик, ну там… лирическая, сатирическая, политическая. Она может быть всякой. Главное,… она – это собственная позиция автора. И если эта позиция четко и понятно выражена, она и для всех остальных имеет огромную ценность. Нет и не может быть авторской, бардовской песни на заказ, для пипла, для гонорара, для популярности. Она всегда сначала для себя и через это уже для всех.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 17:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Ого, оказывается фестиваль проводился аж с 1968 года. Только сейчас удосужился навести справку :-( Ведь сказано же было - Когда человек не смыслит ни в чём, он готов взяться за всё. :-)
А не случайно ли почти совпадение - фестиваль Вудсток 1969г. ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 18:03 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
я люблю КСП-шные песни..как и многие люди в нашей стране, пела их в юности около костра в молодёжных походах и поездках ..
Сейчас поём под гитару (и фоно) дома с детишками .. поём разные песни (и народные, и из мультфильмов, и самодеятельные, конечно)
На Грушинском фестивале никогда не была,признаться, долго слушать и смотреть фестиваль по ТВ не получалось..
От слишком большого концентрата бардовских песен у меня такое же впечатление как от чтения афоризмов без остановки..
Нельзя питаться только пирожными, мороженым, тортами, медами..

С творчеством Михаила Анчарова, к своему стыду, начала знакомиться только благодаря предложенной А.Г. теме..
Кстати, в теме не только заявлен "Самшитовый лес", но и предложено поговорить
Цитата:
О судьбе бардовской песни
в современном мире


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 18:58 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Какие разговоры в "Самшитовом лесу" :hi_hi_hi: Хочется цитировать :
Цитата:
Учитель сказал:
- Ребята, попробуйте сформулировать, каким должен быть, по вашему мнению, самый лучший дом, даже идеальный дом, дом будущего. Ну-ка попробуйте!
- Зачем? - спросил Сапожников.
- Сапожникова я не спрашиваю, - сказал учитель. - Конечно, лучше его Калязина ничего не может быть. Это же весь мир знает.
- Весь мир не знает, - сказал Сапожников.
- Ну, значит, ты объявишь... урби эт орби... городу и миру. Сапожников, убери с парты эту гадость.
- Это насос.
- Я и говорю, убери эту гадость.
Это было как раз в ту зиму, когда Сапожников против Ньютона пошел. И потому они с учителем были в ссоре. Вся школа про это знала, и даже из районо приезжал инструктор, расспрашивал учителя и завуча.
- Все нормально, - сказал учитель. - Пусть спотыкается. В науке отрицательный результат - очень важное дело. Он сам поймет, что на этой дороге тупик.
- При чем тут наука? - воскликнула завуч. - Сейчас ему надо запомнить основные законы природы! Парень уже здоровый, шестой класс, а ему ничего втолковать нельзя. Я буду ставить вопрос перед районо.
- Ну и что же он утверждает? - спросил представитель районо. - Что закон всемирного тяготения - это ошибка?
- Нет, - сказал учитель, - этого он не утверждает... Он говорит, что закон правильный, по вычислениям все сходится. Сила действительно убывает пропорционально квадрату расстояния. Только он говорит, что это не притяжение.
- Как же так? - спросил представитель районо. - Закон правильный, а притяжения нет... А что же есть?
- Просто хулиганство какое-то, - сказала завуч.
- Погодите, - сказал представитель. - Это забавно. А что же есть?
- Он еще этого не знает, - сказал учитель.
Представитель районо засмеялся.
- Ну, слава богу, - сказал он. - Я думаю, ничего страшного... А откуда у него такая странная идея?
- Из-за насоса! - воскликнула завуч. - Из-за проклятого велосипедного насоса... Я запретила ему приносить насос в школу... Но если вы попустительствуете...
- Да вовсе я этого не делаю, - сказал учитель.
- Он молится на этот насос! Как вы не понимаете? Он часами тупо на него глядит! Это фетишизм какой-то, тотемизм! Религиозное извращение, вы понимаете или нет? Сектантства нам еще недоставало!
- Погодите, - сказал представитель.
- Я за ним с третьего класса наблюдаю... С самого прихода я заметила ненормальность... Вы помните, как он заставлял просить прощения у бутерброда?! Помните?
- Не у бутерброда, - сказал учитель.
- Он упрямый как осел! Он спорщик! Ему ничего втолковать нельзя!
- А доказать пробовали? - спросил представитель районо. - Ну вот вы, например? Вы же преподаватель математики.
- Во-первых, строго говоря, я физик.
- У нас вы преподаватель математики, - сказала завуч. - И кроме того, вы классный руководитель.
- Увы, руководитель я далеко не классный...
- Что верно, то верно, - сказала завуч.
- А во-вторых? - спросил представитель.
- А во-вторых, строго говоря, наличие в природе силы тяготения не обнаружено.
- Та-ак... - сказала завуч. - Договорились...
- Обнаружено только взаимодействие между телами, подчиняющееся формулам, которые вывел Ньютон.
- Мило, очень мило, - сказала завуч.
- Сам же характер этого взаимодействия еще не изучен, и потому слово "тяготение", или, иначе, "гравитация", является рабочей гипотезой, удобной для вычислений.
- Это действительно так? - спросил представитель. - По образованию я гуманитарий.
- Да... - сказал учитель. - Это действительно так.
- Мне об этом ничего не известно! - вскричала завуч. - И не ему об этом судить! Не Сапожникову! Какой-то Калязин! Какой-то монастырь, какое-то чудо святого Макария! Вы чуете, откуда ветер дует?
- Но Сапожников как раз утверждает, что никаких чудес не бывает, что все рано или поздно объясняется... А это, простите, чистейший материализм, - сказал учитель.
- Это действительно так? - спросил представитель.
- Конечно... Можете с ним поговорить.
- Я вам верю... А как учащиеся ко всему этому относятся?
- Смеются, конечно.
Представитель районо засмеялся.
- Я думаю, ничего страшного, Екатерина Васильевна, - сказал представитель. - И кроме того, этот мальчик занял первое место на районном конкурсе изобретателей...
- Это ему и вскружило голову, - сказала завуч. - За это ему надо дать по рукам.
- И кроме того, насколько мне известно, идея изобретения пришла ему в голову, когда он изучал велосипедный насос... Из-за этого случая ваша школа на хорошем счету даже в гороно... Ваш опыт изучают.
- А вы знаете, что мне сказала библиотекарь в Доме пионеров? - успокаиваясь, сказала завуч. - Когда он заполнял анкету, то в графе соцпроисхождения он написал "обыватель"... Ну, Сапожников... Правда, это давно было.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 19:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Вот это да.. Очень захотелось прочитать эту книгу. По отрывку Эльмиры, она показалась мне похожей на "Золотую нашу железку" Василия Аксенова, одного из тех, кто в шестидесятые слушал, как поют и писал, как они пели.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 20:18 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
Цитата:
У меня есть все, - сказал Глеб, - все, чего можно добиться, не совершая преступления перед обществом.
- А перед собой?
- До этого никому нет дела.
- Ты ошибаешься: ты - это и есть общество!
- Допустим, - сказал Глеб. - Хотя я и не очень понимаю, что ты имеешь в виду. Да нет, внешний смысл понятен. Неужели ты всерьез думаешь, что если я лично стану распрекрасным, то и общество станет распрекрасным?
- Вряд ли. Но идея заразительна.
- Но у меня одна жизнь. И я хочу попользоваться в жизни всем, что она предлагает на нормальных условиях. У меня полно друзей, а у тебя раз-два и обчелся. Я объездил весь мир, а ты сидишь в своей квартире. Меня защищают звания и материальные блага, которые я заработал честно, а ты не защищен, тебя можно сощелкнуть одним щелчком, и жаловаться тебе будет некому, тебя никто не выслушает. Просто потому, что некому будет с тобой возиться.
- А почему же тогда ты пришел ко мне? - спросил Сапожников. - А не я к тебе?
После этого они долго молчали. Есть не хотелось, пить не хотелось, даже курить не хотелось.
- Ты хочешь сказать, что ты счастлив, а не я? - спросил Глеб.
- Нет, - сказал Сапожников. - Я очень несчастлив, но ты пришел ко мне, а не я к тебе.
- Дураки мы с тобой, - сказал Глеб.
- Тоже верно, - согласился Сапожников.
- А ты видал в своей жизни хоть одного счастливого человека?
- Видал.
- Кто это? Расскажи мне о нем. Расскажи мне о нем, - настойчиво сказал Глеб. - Расскажи.
- Да незачем, - сказал Сапожников. - Вот она пришла.


Цитата:
Зачем пишут книги, стихи, музыку или картину?
Почему? - более-менее понятно. Тоже непонятно, и все же понятно. А вот зачем?
Затем, что в глубине души живет у поэта тайная святая надежда повлиять на мир.
Он, конечно, понимает, что ни одна книжка не перевоспитала сукина сына. Сукины сыны почему-то не перевоспитываются. Либо они не читают полезных для них книжек, а может быть, эти книжки их еще больше злят. Либо влияние книжки так незначительно, что оно затухает сразу по прочтении. И все же идет постоянная святая работа тех, кому хочется изменить мир, чтобы он стал как материнская ладонь. Так почему же неистребима эта работа? Помимо общей работы, помимо времени, которое все фильтрует и промывает, еще есть индивидуальная надежда. Она вот в чем. Никто не может дать гарантии, что не его слово окажется решающим, когда исполнятся сроки и понадобится последнее прикосновение, последняя пушинка на весах, чтобы воспрянул род людской. Поэтому работа должна быть сделана и продолжена.

Цитата:
...она торопилась жить, торопилась выйти замуж, развестись, торопилась получить профессию. Торопилась. А о другой жизни она знала понаслышке и не могла ее себе представить, потому что душа у нее созревала так же медленно, как у Нюры, хотя жизнь требовала скоростей, и фантазия ее еще не проснулась и не было про зрения, а вокруг были факты, факты, вращающиеся в водоворотах, по которым представить себе будущее невозможно, если нет ощущения потока, который эти водовороты создает, сталкивает и уносит вниз по реке, и, значит, надо торопиться жить, если тебе говорят, что ты хороша и желанна, иначе ты постареешь и будешь нехороша и нежеланна, и лучше не привязываться всерьез и не прислушиваться к внутреннему голосу, который говорит, что нельзя ускорить роды и бутон, раскрытый лапами, это еще не цветок, но уже труп, поэтому бутон лапами не раскрывают, и что надо жить со скоростью травы и в ритме сердца.
...Листья были еще зеленые, когда Сапожников ее встретил впервые и с трудом узнал по медленной Нюриной улыбке, и у него стало холодно в сердце, когда он понял, кого он пропустил в жизни и от кого унесло его время на двадцать лет вперед, в прошлое от ее тогдашних двадцати пяти. Сорок пять лет ему было, Сапожникову, и ни секунды меньше.
- Двугривенный меня смущает, - сказал Сапожников. - И ничего больше... Двадцать лет разницы... Ты подумала об этом?
- Я люблю тебя. - сказала Вика…


Цитата:
…а Вика все спрашивала:
- Почему так долго исполняются сроки?
- Потому что мы торопимся, - отвечал Дунаев.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 21:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
По второй части темы нашлось вот что:
История авторской песни в России
http://www.sciyouth.ru/sites/36/portal/hoas.htm
реферат на тему "Бардовская песня"
http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0 ... d37_0.html
Бардовская песня по версии Д.Л.Быкова
http://vikent.ru/enc/2963/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 мар 2013, 23:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Александр Геннадиевич, спасибо за знакомство с творчеством М.Л.Анчарова))
Удивило, что песни, которые произвольно выбирала перед передачей, прозвучали в ней.
Прозвучал и рассказ Валентина Лившица об Анчарове...
Читала и небольшие записки дочери Анчарова об отце (по ссылкам, которые приводила Селена) от которых мне было очень грустно...Масштабные личности плохо вписываются в семейный быт...увы...и домашним с ними очень непросто...
(Запомнился ( прочла там же) рассказ брата Анчарова, который вспоминал, как они с мамой поехали на курорт, и мальчики всё время терялись... а однажды Миша нашёлся в газетном киоске, он читал там всё подряд (разрешила продавщица газет), и от долгого чтения у него даже конъюнктивит развился..
Вот ведь какой жадный читатель был -М.Анчаров!)..
Пыталась после передачи прочитать "Поводыря крокодила".. до конца пока не осилила..
но я вообще не люблю книги в электронном виде.. может, дело всё в этом ещё....
в любом случае.. передача получилась познавательной и было видно, что Вы, Александр Геннадиевич, добросовестно к ней подготовились)))
И звонков (хоть и мало было), но звонили люди знающие...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 мар 2013, 11:58 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Анчаров очередное мое глубокое открытие в программе СН, а может быть переоткрытие. Что-то читала конечно. Автор знакомый, но ничего не могла вспомнить, и когда искала биографию Анчарова, и когда начинала читать его “Самшитовый лес”. Моя душа, как тот же самшит, нарастает очень медленно по миллиметру в год. И плотно-плотно упрятывает-упаковывает в своих недрах то, что забрала в себя из внешнего мира.
Название екнуло в сердце сразу тихим взрывом открытия, открытия чего-то близкого и дорогого.

Несколько лет назад, отдыхая в Абхазии, мы, гуляя, забрели в узкое ущелье. Я реально попала даже не в сказку, а гораздо глубже. Я попала в миф. Тогда я еще не знала, что основные деревья, которые там росли, и был самшит. Тогда это было неважно. Все чувствовалось и так, без внешних знаний. Было какое-то устойчивое чувство, что это и есть первооснова мира или то, что он начинался, вырастал вот так, как начинается, живет и растет все в этом ущелье. Оно было узкое. По его дну бежала небольшая, неглубокая и очень шустрая речка, почти ручей. Странные деревья, не очень толстые, но утвердившие себя так, словно они здесь от сотворения мира. Они покрыты очень мягким и приятным на ощупь мхом. Впрочем этим мхом там покрыто почти все, камни, склоны, какие-то свисающие лианы. Первое ощущение, что это царство Бабы-Яги, Лешего, Кикимор или эльфов и гномов. Но… там были люди. Это ущелье было приспособлено под пикники. Столики, скамейки, места для мангалов. Все очень живописно и очень уютно разбросано среди самшитовых деревьев вдоль ручья-реки. Узость ущелья и переплетенные ветки самшита создавали природные уютные комнаты. Дым костров, приглушенные людские голоса, визг детей, плещущихся в реке… Мы шли от одной первобытной стоянке к другой. И я понимала, так начинался мир человека и здесь зарождались мифы.
Уже потом узнала, что самшит – это очень медленнорастущее и очень долгоживущее дерево и кроме всего прочего оно доледниковый реликт. Оно знало динозавров и покрывало почти весь наш континент. Оно никуда не торопится, растет медленно и основательно. В нем почти неразличимы годичные кольца. Древесина невероятно плотная и тонет в воде.

Изображение

И вот этот доледниковый самшитовый лес становится фоном необыкновенного романа Анчарова и сразу соединяет глубинные древние пласты души с современными ее состояниями. И получается нелинейная логика изобретателя Сапожкова. Его конкретно-дефективное мышление нелинейно соединяло в себе все то, что, находясь в разных областях науки и искусства, имело в себе одну причину, одно начало, как самшит нес в себе начало всего земного разнообразия, возникшего после ледникового периода. И эта нелинейная логика конкретного дефективного мышления у Анчарова называется фантазией. Он пытается вытащить наружу первоначальный смысл этого слова. Слова, небрежно затасканного современностью и упростившего его смысл.
“Затрепали словечко "фантазия". А фантазия - это как любовь. У Пал Палыча большая любовь к выпиливанию лобзиком. У Ромео любовь к Джульетте, а у Пал Палыча к выпиливанию - и все любовь. Или слова надо менять, или то, что за ними стоит.
Фантазия - это прозрение. Фантазия - это когда вообразишь несусветное, и это оказывается правдой”.


И весь роман о природе прозрения, о третьей сигнальной системе по Сапожникову,… и как будто о наших тренингах. Ощущение, что они выросли из анчаровсого самшитового леса. Переплетение физики и лирики, археологии и мифа, образа и логики рождает нелинейность. Но ее, эту нелинейность, все время пытаются выправить, вписать в схему, заставить ходить строем. Не получается,… не получается, потому есть Сапожников. Вот есть он и всё. Его пытаются не замечать, игнорировать, отвергать, опровергать, уговаривать,… а он все такой же с нелинейной логикой и конкретной образностью. И его сумасшедшие мысли оказываются перспективными изобретениями. Только патентуют эти изобретения другие, а Сапожников щедро разбрасывает свои нелинейные идеи… Счастье это?... несчастье?... или просто жизнь?… подлинная нормальная недефективная жизнь…
А жизнь – это поток и тела в нем – времявороты, так по теории Сапожникова. Но у этих времяворотов есть еще одна неизвестная тайна.
“То есть позади воли у живого - желание, а у неживого - нет.

- Пока не поймут, что такое желание, не поймут, что такое жизнь, - сказал Сапожников”.

Вот это желание думать, или изобретать, или творить все время и возвращало Сапожникова в поток жизни и держало его в нем. Только оно одно. А все остальное напротив выталкивало и пыталось не пустить жить.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 мар 2013, 19:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
В принципе весь смысл книги в ее последних страницах в словах, которые произносятся уже не одно тысячелетие на всех языках с верой в человека

Раздался крик петуха. Значит, скоро рассвет.
– Будит он нас, будит тысячи лет, – сказал Сапожников. – А мы все не просыпаемся... Ладно, начнем с малого. Попробуем понять, о чем это он?
– Ясно о чем. Вставайте, дубье. Думать пора!
– А что, рискнем?
Они высунулись из окна и заорали по-петушиному.
Во всем доме залаяли собаки.
Они влезли обратно.
– Срам... даже собаки нас не поняли... Малограмотные мы, да и акцент не тот, – сказал Сапожников. – Отвыкли за тыщи лет. Одурели совсем. Ладно, надо выспаться. Тут с кондачка нельзя... Так они нам и поверили. Мы для них всю дорогу убийцы. Своих и то не жалели... А утром начнем благословясь и потихонечку... Со скоростью травы и в ритме сердца. Мы народ. Мы живем медленно и вечно. Как самшитовый лес. Корни наши переплелись, и кроны чуть колышутся. Мы все выдержали и от всего освободимся. Шеи у нас бычьи. Терпение как у ящерицы в засаде. И герой наш не воитель на белом коне с саблей. Но и не визгун с мокрыми штанами. Не полубог, живущий во дворце, но и не отшельник, жрущий кузнечиков. А герой наш похож на старого Кутузова, который ничего плохого не пропустит, но и ничего хорошего не упустит. Мы народ. Мы живем вечно и медленно, как самшитовый лес. Корни наши переплелись, стволы почти неподвижны, и кроны тихо шумят. Но весь кислород жизни – только от нас и будущее небо стоит на наших плечах. Мы народ. Опорный столб неба.
«...Так всего добился Митридат Евпатор, царь Поптийский, и все потерял. А зачем все это?
Зачем этот огонь в человеческой груди, зачем страсти, которые толкают людей друг к другу с такой неистовой любовью, что двое не могут остановиться и проскакивают мимо, расставаясь врагами, боги, зачем это? Но боги не дают нам разъяснений, или мы их не замечаем. И остается только опыт страданий, который уже бесполезен для тебя и ничему не учит других. Потому что они – другие, и им кажется, что они минуют те скалы, на которых разбились наши корабли.
Поколения идут за поколениями, и никто не догадывается, что зло коренится в самом нетерпеливом сердце человеческом, которое боится краткости жизни и хочет всего сейчас, сейчас и не выращивает плод и своем саду, а спешит сорвать его в чужом.
Оракул обещает счастливые времена, но они придут не скоро и плоды созреют не для нас. Потому я, Приск, сын Приска, кончаю эту повесть о событиях важных и печальных и запечатываю ее печатью Кибелы, чтобы те, кто придет после нас, узнали, как было до них, и догадались, что на дороге силы пути нет, и что у тех, кто был до них, было все – и ум, и талант и мощь, но все кончилось прахом, потому что дорога была выбрана ошибочно, и что не силу надо искать человеку, а дорогу... Потому что безногий, ковыляющий по верной дороге, обгоняет рысака, скачущего не туда.«

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 11:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
А в снах самшитового леса
Живут русалки и Яга,
И нелинейность интереса
К истокам смысла.. и Душа!


Ира, спасибо за твой поэтичный рассказ и фото самшитового леса)))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 11:43 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Пожалуйста, Эльмира. А мне еще хочется продолжить.

Главный герой у Анчарова не имеет имени. Все его зовут по фамилии - Сапожников, даже маленького, даже любимые женщины. Имени нет. И чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что это все-таки не герой-одиночка, хотя вроде бы всё об этом говорит. Сапожников окружен народом. И вроде бы и друзья есть, и родные, и женщины его любят, но всё время чувствуется его вырванность из того контекстного времени, в котором происходит действие романа, и встроенность в некое другое время. Недаром время, по идее Сапожникова, оказывается родом материи. Он предок древнего реликтового народа, стоявшего у истоков человечества и не прерывавшего связь с этими истоками.
“Мы народ. Мы живем вечно и медленно, как самшитовый лес. Корни наши переплелись, стволы почти неподвижны, и кроны тихо шумят. Но весь кислород жизни – только от нас и будущее небо стоит на наших плечах. Мы народ. Опорный столб неба”.
Фамилия ведь и означает принадлежность к семье, роду, народу. И народ этот особый. Он, как самшит, помнит динозавров и Атлантиду, ледниковый период и потоп. Он опирается на великих и сомневается в их теориях. Он выдвигает новые идеи, изобретает вечные двигатели и раздает их просто так, потому что иначе нельзя. Потому что это кислород жизни и он просто выделяется, когда деревья дышат. Все остальные этот кислород вдыхают, чтобы жить, а этот народ, изобретателей и фантазеров, этот кислород выдыхают, когда живут.
Только народ этот бесхозный.
“Сапожников являл собою как бы олицетворенный научный и прочий фольклор. А фольклор, как известно, не только безымянное, но и бесхозное имущество. Сапожников был бесхозным имуществом. Хоть бы спасибо говорили, что ли! Но и спасибо не говорили. Это было бы непоследовательно. А, как мы с вами понимаем, главное качество бездарности - это последовательность, которая не принимает корректирующих сигналов извне”.

Самшит занесен в Красную книгу, как редкий исчезающий вид. Его древесина – особо ценный поделочный материал. Она однородна по строению, хорошо обрабатывается и полируется. И как это обычно бывает, человек бездумно растранжирил особо ценное дерево. В 19 веке заготовка самшита была бессистемной. Многие самшитовые леса были уничтожены. Самшит охраняют, а Сапожниковых нет. А их племя тоже поредело. Людей, выдыхающих изобретательные фантазии, все меньше. Все больше тех, кто выдыхает только то, что приносит прибыль.

У Анчарова есть великолепные размышления о творчестве. Впрочем у него там, в романе, много чего есть…
“"Фердипюкс" - это слово такое. Им Сапожников предложил заменить слово "творчество". Поскольку слово "творчество" помаленьку начинает терять всякий смысл и ощущается только престижем и похвалой. И сказать про какое-нибудь дело, что оно не творческое, значит оскорбить всех в этом деле участвующих и отвратить к нему стремящихся. Вот Сапожников и предложил заменить слово "творчество" словом "фердипюкс" ввиду его явной противности. Чтобы тот, кто не умеет или не хочет делать кое-что без предварительного чертежа, не стремился бы к этому занятию только из-за клички "творец". Это же ясно! Одно дело сказать про человека, что он на творческой работе, а другое - объявить во всеуслышание, что он занимается фердипюксом. Кому это приятно?”
И опять, ввести новое слово он предлагает по одной простой причине,… "лишь бы езду в незнаемое не путали с ездой по адресу”.
Это и есть главное назначение и главное свойство этого реликтового народа – езда в неведомое, туда, чьих адресов пока еще нет. Они узнают адреса и приносят их всем остальным. Но чаще всего туда идти больше никто не хочет,… не хочет и адреса забываются. Или же туда идут прагматичные предприниматели и все вырубают и переделывают, и когда в тот мир приходят остальные, там уже ничего не остается от того, что увидел Сапожников. Там уже вовсю хозяйничают Глебы и Барбарисовы.
И тогда Сапожников понимает, что нужен возврат всех вот к этому самому племени изобретателей и фантазеров.
“- Что же вы предлагаете? - спросил Филидоров. - Возврат к природе?
- Нет, - сказал Сапожников. - Нужен возврат к природе человека счастливого.
- Хомо сапиенс - это человек разумный... А человек счастливый по-латыни как будет? - спросил Толя.
- По-латыни я не умею, - сказал Сапожников.
- Хоть бы соврал что-нибудь красиво, - лениво сказал Глеб, - а мы бы поверили, что так может быть, и попробовали бы сделать. А то умничаешь, умничаешь. Сплошное "Горе от ума". Всякое горе - от ума. (И тогда Сапожников впервые на него внимательно посмотрел.) Чересчур вы все умные. Поэтому Софья и выбрала Молчалина, а не Чацкого.
- Это верно, - сказал Сапожников. - Софья выбрала Молчалина, а Нина Чавчавадзе - Грибоедова.
- Не надо, - поморщился Глеб. - Не надо.
"Почва вокруг меня была иссушена. - Сапожников на минуту перестал слышать разговор. - Но я протянул свои корни, и они нащупали свежую почву. И вот в этот момент мои корни встретились и сплелись с их корнями..."
- Меня всю жизнь грабили и спасибо не говорили. А когда я хотел давать, вот как сегодня, у меня не брали. Прощайте, - сказал Сапожников.
Сапожникову казалось, что все это происходит не с ним, а в какой-то книжке, которую тихонько читаешь на уроке и можешь отложить, когда станет страшно, и выйти на переменку, когда зазвенит звонок. Но звонок не звенит почему-то.
Когда садились в поезд, Сапожников был уже совсем хорош”.


Возврат к природе человека счастливого… Но и со счастьем не все так безоблачно у Анчарова. И появляется у него еще одно состояние – блаженство.
“Когда ты счастлив, то счастливо что-то одно в тебе. А когда блаженство, то весь ты наполнен томлением и ты можешь не знать причины. Счастья ты либо сам добился, либо тебе его подарили. Но причина его лежит вне тебя. А блаженство внутри тебя. Праздник, который всегда с тобой, но его надо открыть. И тогда ты плывешь как рыба и ощущаешь его весь и ни за чем не гонишься. И ощущаешь трепет слияния с миром и медленное высвобождение души от наносов ненужного для твоей природы.

И даже счастье творчества может быть мучительным путем к вспышке, к результату, а творчество в блаженстве - это радостное в процессе и бескорыстное в результатах. Поэтому даже счастливое творчество помнит о муках дороги и часто оборачивается сальериевской злобой при встрече с моцартовским блаженством.
Всякое творчество-это открытие связей, и потому истина не добывается поправками, и потому истину нельзя добыть ползя, в конце дороги надо взлететь.
Но при погоне за счастьем свободен только последний прыжок. Поэтому так часто счастье эгоистично. А блаженство бескорыстно. Значит, надо радоваться уже начиная разбег.
Над счастьем трясутся. Блаженство - раздаривают Счастье конечно, а блаженство равно жизни. Наша вина, когда это не так. К счастью приходят в результате действий, а блаженство - их причина. Поэтому дорога к счастью - это работа неподготовленной души, а для блаженства надо начинать с себя.
Нелинейная логика. Свободный полет. Когда же его прекратить, чтобы не потерять тех, кому он нужен, и как это применить в замкнутом пространстве конкретной нужды?”

Как применить в замкнутом пространстве конкретной нужды? Из романа Анчарова вырастает “Волшебный остров” в театре фантазий СН.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 18 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 64


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.086s | 19 Queries | GZIP : On ]