Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 16 апр 2024, 20:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 163 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 11  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 17:27 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Что такое уроки “Смысла жизни”? не сам смысл, а уроки, о нем рассказывающие?
Мы здесь обсуждаем, нужны ли они или нет, словно уже определено, что это будут за уроки, какие это будут уроки и о чем они будут.
Если о смысле жизни рассказывать через литературу и физику, через беседы с учителями и родителями, то в таком случае уроки не нужны, достаточно учительского и родительского интереса и инициативы. Если эти уроки будут рассказывать о философских и теологических изысканиях смысла жизни от древнейших времен до наших дней, то варианта два…
1. уроки нужны, чтобы ученик получил хотя бы общие знания об этом основном направлении мысли, всегда занимавшем человеческую душу;
2. уроки не нужны, потому что вряд ли они что-то там запомнят и поймут. Смысл собственной жизни – это всегда собственный опыт. Следовательно каждый к нему идет собственной жизнью… или не идет…

Австрийский психиатр Виктор Франкл разработал логотерапию, которая основана на анализе смыслов существования. Франкл считал, что главной движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.
Из Википедии…
Цитата:
В 50—60-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни, согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркомания, включая алкоголизм, а также агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. Алкоголики и другие наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть они испытывают экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

Франкл писал…
Я вспоминаю американского врача, который однажды обратился ко мне с вопросом: "Скажите, доктор, вы психоаналитик?". На что я ответил: "Не совсем; скажем так – я психотерапевт". Тогда он спросил меня: "К какой школе вы относитесь?". Я ответил: "У меня свое собственное направление, оно называется логотерапия". "Вы не могли бы сказать мне одной фразой, что такое логотерапия? – спросил он. – По крайней мере, какая разница между психоанализом и логотерапией?". "Да, – сказал я, – но не могли бы вы сперва одной фразой пояснить, в чем, по-вашему, состоит суть психоанализа?" Его ответ был таким: "Во время психоанализа пациент должен лежать на кушетке и говорить вещи, о которых обычно говорить не принято". На что я незамедлительно сымпровизировал: "Ну, а в логотерапии пациент может сидеть на стуле, но должен слушать вещи, которые обычно не принято выслушивать".

Поиск смысла жизни – вещь непростая и запутанная. Мало того она очень текучая и подвижная. Одни смыслы утрачиваются и обесцениваются. Наступающую при этом пустоту Франкл называл экзистенциальным вакуумом, который очень трудно восполнить. В 20-м веке он стал распространенным явлением и главной причиной неврологических и психических расстройств.
Франкл объяснял причину его возникновения тем, что…
“В начале своей истории человек утратил некоторые из основных животных инстинктов, которые определяют и обеспечивают поведение животных. Такая обеспеченность, подобно раю, закрылась для человека навсегда; отныне человеку приходится всякий раз делать выбор, решать, как ему поступить. В дополнение к этому человек относительно недавно пережил еще одну потерю: традиции, которые служили опорой его поведению и облегчали принятие решений, стали быстро терять свою силу. Никакой инстинкт более не диктует, и никакая традиция более не подсказывает ему, что делать. Все чаще и чаще он руководствуется тем, чего добиваются от него другие, все чаще оказываясь жертвой чьих-то корыстных манипуляций”.
Итак, инстинкты утрачены, традиции тоже, а ответственность никто не отменял. Мало того, она все возрастает и возрастает. Я думаю, что подобные уроки нужны. Они должны стать начальным ориентиром для собственного поиска. Однако все опять упирается в школьные учебники и учебные планы. Какими они будут?

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 17:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Иван, Белый Лебедь, по моему то о чём вы сказали это называется интерес, интерес к жизни, нежели разрешение вопроса о смысле жизни.
Вопрос о смысле жизни особая категория из числа вопросов и смыслов. Это смысл смыслов, синтез ранее обретённых смыслов, реализованных или нереализованных интересов. Это даже больше не вопрос, а состояние, это кризис и разверзшаяся бездна. Этим вопросом жизнь подкидывает смертельный трюк. Тут у меня возник образ витязя из русской сказки, перед камнем на распутьях, с начертанием - налево пойдёшь - богатым быть, направо - женатым, прямо пойдёшь - погибнешь или что-то(не помню) там такое. Или образ из сказки с разгадкой принцем вопросов принцессы - результат жена красавица и пол царства в придачу или голова с плеч. Вот только не помню, в конце сказочного сериала или ближе к нему у богатырей появляется этот камень? Ну, уж, наверное не в начале, - думаю, сказка не должна быть к ним столь жестока, что бы без предыдущих испытаний и предыдущего приобретенного опыта вот так сразу поставить их пред камнем преткновения.

А вот подумалось, а ведь какой драйвовый(психологически) сюжетный оборот с камнем. Интересно, а в сказках других народов есть такое? Аж гордость взяла за нашу народную художественность.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 18:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 15:54
Сообщения: 57
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Иван, Белый Лебедь, по моему то о чём вы сказали это называется интерес, интерес к жизни, нежели разрешение вопроса о смысле жизни.
Вопрос о смысле жизни особая категория из числа вопросов и смыслов. Это смысл смыслов, синтез ранее обретённых смыслов, реализованных или нереализованных интересов. Это даже больше не вопрос, а состояние, это кризис и разверзшаяся бездна. Этим вопросом жизнь подкидывает смертельный трюк. Тут у меня возник образ витязя из русской сказки, перед камнем на распутьях, с начертанием - налево пойдёшь - богатым быть, направо - женатым, прямо пойдёшь - погибнешь или что-то(не помню) там такое. Или образ из сказки с разгадкой принцем вопросов принцессы - результат жена красавица и пол царства в придачу или голова с плеч. Вот только не помню, в конце сказочного сериала или ближе к нему у богатырей появляется этот камень? Ну, уж, наверное не в начале, - думаю, сказка не должна быть к ним столь жестока, что бы без предыдущих испытаний и предыдущего приобретенного опыта вот так сразу поставить их пред камнем преткновения.

А вот подумалось, а ведь какой драйвовый(психологически) сюжетный оборот с камнем. Интересно, а в сказках других народов есть такое? Аж гордость взяла за нашу народную художественность.


Извините, первая ассоциация: "Хоть горшком назови, только в печку не ставь!" :men: .
Наблюдения: есть у меня такие студенты, потерявшие к жизни интерес, пресыщенные, этакие старички в 18-25 лет, но вот они-то и в первую очередь начинают о смысле жизни говорить, зачем дескать жить, если не интересно.
Вывод: прежде чем об уроках говорить, надо "критерий" смысла жизни вывести, а у вас он плывет, это уже не вопрос, а состояние. Что понимать под ним будем?
Вопрос: можно ли дать исчерпывающий ответ, зачем живёт человек?
Ложка дёгтя: национальную гордость вы рано стали испытывать, ибо само понятие камень преткновения взято из Библии (камень, положенный Богом в Сионе, о который "спотыкались" неверующие).
:-ok-:


Последний раз редактировалось Белый Лебедь 02 апр 2013, 18:56, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 18:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июл 2011, 00:27
Сообщения: 304
Откуда: Москва
sLOGOSemya писал(а):
Тогда ещё один вопрос в развитие предыдущих
на Ваш взгляд - ЧЬЯ ЭТО ИДЕЯ введения "Православных уроков смысла жизни" ?

ну, на мой взгляд, всё довольно очевидно.

Во-первых, это точно так же как и законы против пропаганды гомосексуализма, посадка пусси риот, запрет иностранцам усыновлять русских детей, введение уроков Православной культуры... короче, всё это чистой воды популизм. Просто государство разыгрывает карту заботливого папаньки.. Типа оно так заботится о нашем (народном) духовном, так сказать, развитии.. да и вообще нравственной чистоте.

Во-вторых, государство попутно разыгрывает ещё и карту "гитлер-югенда". В чём смысл ? На самом деле, никто кроме пары-тройки участников форума СН ни в какую "расеянскую идею" не верит. Политически активная молодёжь в столичных городах (если она только не проплаченная) - это 100%-ный приток в оппозиционную сторону. Т.е. это либо прогрессивно-либерально настроенные молодые люди и девушки, либо националистически настроенная молодёжь. Короче, само собой, такое положение дел государство устраивать не может. Поэтому нужен какой-нибудь фактор, который выполнял бы роль с одной стороны смирителя в обществе, с другой стороны это общество бы объединял и с третьей стороны - находился бы под протекцией власти. Ну, понятное дело, что в этом вопросе власть хочет сделать ставку на Русскую Православную Церковь.

Ну поймите вот такую простую вещь. Все главные чиновники в стране - они уже занимали какие-то чиновничьи посты ещё до распада СССР. Они уже тогда были частью системы, само собой. Это те же самые люди из прошлого. И чё ? Они все теперь резко из атеистов стали православными ? И притом сразу единогласно. Да нет конечно! Просто Церковь для них - это инструмент управления обществом.

Что я подразумевал, когда предлагал не смотреть на этот вопрос сквозь политическую призму, объясню прямо сейчас на примере.
Попробуем взглянуть на тот же самый вопрос: хорошо ли введение в школе Православных уроков смысла жизни, с точки зрения национализма ?

Да конечно же хорошо! Потому что, вот урок смысла жизни. Ты же не можешь в голову ребёнку вложить его понимание смысла жизни ? Нет конечно. Во-первых, ты его просто не знаешь, во-вторых, маленький человек до 17 лет ещё только находится в поиске самого себя. Можно вложить в голову ребёнка только своё понимание смысла жизни. Ну, с точки зрения национализма, это же прекрасно! Потому что националистическое общество - оно предполагает некоторое самоограничение возможностей личности во имя идеологии. Националистическое общество - это монолит. А воплотить это в жизнь, можно только через пропаганду в школе.

А с точки зрения либеральных взглядов, хорош ли этот урок ? Да он ужасен просто! Потому что школа - это светский институт. Конституция светского государства предполагает просто, что, во-первых, церковь отделена от государства (и уж точно отделена от школы), во-вторых, никакая религия или идеология не может считается преобладающей. Исходя из либеральной позиции, определяющий фактор - это свобода мысли, поступков и свобода личности (как мне представляется). Соответственно, Православные уроки смысла жизни - это чистой воды навязывание детям чего-то постороннего. Вербовка, так сказать.



Ну вот это я и имел ввиду. Смысл рассматривать эту тему, исходя из политических пристрастий ? И так же всё понятно. Т.е. нафига заходить на СН, если я всю ту же самую политическую хрень могу и в ЖЖ-шечке почитать ? Притом, там это будет на более высоком уровне. Фишка СН в другом, как мне кажется. Типа глубина, крутая духовность и всё такое. Хотя, возможно, я что-то неправильно изложил и в чём-то ошибаюсь. Если так, поправьте меня.

_________________
ненавижу апельсины, сало и ещё негров


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 18:35 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Ну, вот, опять меня не поняли. Вроде у меня там всё ясно.
Возмущение было от непонимания, может от некоей во мне рудиментной пещерности.
Может и от не немолодой печени но, всё же печени, ну, или там в желудке или, как его там, в целом, в Вашем метаболизме. Вы ведь не хотите сказать, что от размышлений от необходимости или, напротив, обходимости накладвать или намазывать масло, соответственно.

Ей богу, Djuley, мне не хочется цепляться к словам...
Но, если бы вы написали, что вам неприятно было смотреть на то, как другие едят масло кусками, я бы вас поняла... но возмущение всегда направлено на другое лицо и его действия, слова... :ne_vi_del:
В общем, не хотела доставить неприятность). :smu:sche_nie:

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 18:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Белому Лебедю:
Плывёт? А что, может это и в точку. Вроде в буддизме такое понятие сансара, поток жизни. Может и ответ на вопрос о смысле жизни он всё время убегает за горизонт, этап за этапом?
Какое состояние? Тут вроде уже говорили о состоянии наполненности жизни. А может и наполненностью жизнью. А ещё вспомнился Архимед со своим - Дайте мне точку опоры — и я переверну землю.
Думаю, однозначно, в словах невозможно ответить на этот вопрос. Только самой проживаемой жизнью. Я вот думаю, что этот смысл-состояние передаётся чуть ли не на полевом уровне.
Похоже я совсем не к стати сказал - камень предкноввения. Невежественная халтура.

Бегущая по Волнам - я не обиделся. Вот если бы чуть больше чувства юмора перед моими текстами.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 18:57 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Бегущая по Волнам - я не обиделся. Вот если бы чуть больше чувства юмора перед моими текстами.

Интонации на письме не передаются..
Ставь смайлики).

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 19:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 15:54
Сообщения: 57
Откуда: Москва
Селена писал(а):
Если эти уроки будут рассказывать о философских и теологических изысканиях смысла жизни от древнейших времен до наших дней


Такой урок уже есть в некоторых школах, это "Основы мировых религий". Он так же, как и литература, рассматривает данный вопрос, но со своей колокольни. Здесь вы совершенно верно ещё раз подчеркнули, что программа вызывает много вопросов.

Djuley, Ваше бы чувство юмора многим учителям! :bra_vo:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 19:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Что-то на данный момент показалось мне, что уроки эти- маразм полный.. Ну на самом деле- задумываться о смысле жизни по расписанию! Как будто люди имеют переключатели, как машины. Щелк- и включился нужный режим.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 19:47 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
Мне бы очень не хотелось, чтобы в нашей стране к словам «смысл жизни» стали относиться как к ОБЖ. Смысл жизни – для человека святое, таинство.
Понимание священником этого понятия другое, наверное. Тут нет для него загадки, нечего разгадывать.
Человек же всю свою жизнь волей-неволей занимается разгадкой – что же это такое «смысл жизни».
С другой стороны я приветствовала, например, факультативные уроки в школах, с каким-то другим названием, посвящённые судьбам людей (химикам, физикам, ..., лирикам) их биографиям, их очеркам о словах «судьба»,«смысл жизни».
Но только вот совсем не представляю - кто бы их мог вести?

... Есть такая передача, радионяня, радионяня, у неё одна задача.... :dan_ser:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 20:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
Мне нравятся уроки буддистов,что жизнь на земле учит:никогда в будущей жизни не рождаться в физической форме,т.к. -это больно :an)(gel:.Но раз уж мы родились,надо жить весело,а смысл можно найти в любом пустяке :dan_ser:.Брать пример с животных,то есть не одурманивать свой организм сомнительными "стимуляторами" и больше доверять своему организму-он сам постепенно найдёт оптимум @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 20:56 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
У меня скептическое отношение к предложению проводить такие уроки в школе, вернее, к тому виду , в котором оно сформулировано, да и к персонам, которые за ним могут стоять... а также к тому, с какого возраста эти уроки будут проводиться? и будут ли они строго обязательны для всех или же проводиться на добровольной основе?
У А.Г. Данилина есть книга "Прорыв в гениальность" (в последующем исполнении "Ключи к смыслу жизни") Сорри, что напоминаю.. Думаю, что только в ТАКОМ виде эти уроки могут быть приемлемы в школе (и только для СТАРШИХ школьников)...Как сказала моя приятельница-учительница, ведущий подобные уроки о смысле жизни может лишь ПОБУЖДАТЬ учащихся искать этот смысл и тонко, деликатно помогать его искать, не требуя публичных ответов , и уж точно не выставляя оценок по данному предмету.
Спросила у своей старшей дочки (ей сейчас 17 лет, она учится на филфаке ), она резко ПРОТИВ таких уроков, аргументы приводила такие: учителя и так вкладывают в голову ученикам своё мировоззрение на уроках, а смысл жизни у каждого свой... Есть опасность, что учителя будут сбивать детей с их собственного пути, артикулируя за детей СМЫСЛЫ, (хотя бы потому, что учителям нужны результаты для отчётности - это я уже от себя прибавляю в скобках)
В учебнике "Обществознание" (за 7 класс, например) есть рассказы о выдающихся людях, мнения психологов.. то есть детей и так учебная программа неявно, но через интересные примеры из жизни великих людей направляет в сторону собственного поиска смысла жизни...
Если уроков о смысле жизни нельзя будет избежать, то они должны быть построены по аналогии с тренингами А.Г. и тогда вести их мог бы школьный психолог (за дополнительную плату, конечно)
Вот здесь интересно было бы услышать мнение Ольги.Жаль также, что молчат в теме Людмила, Афалина, Француз, Noise, Кунгуру и др. форумчане, имеющие опыт преподавания...
Автор часть своего сообщения перенёс в Междусобойчик, ответ на него перенесен туда же


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 22:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 дек 2011, 01:12
Сообщения: 588
Откуда: Волгоград
Здравствуйте. Простите, возможно не совсем по теме.
Приведу интервью диакона А.Кураева православному журналу для сомневающихся "ФОМА".


В 2006 году в своей книжке об «Основах православной культуры» я признавался, что вряд ли способен сам написать учебник по этому предмету. Но три года спустя я все-таки сел за его написание. Зная, что это мне не по силам, что это не мое, что я этого не умею.

Через это «не-могу-не-умею-не-хочу» пришлось переступить из-за одной телевизионной картинки крупным планом.

Эта та секунда, когда митрополиту Кириллу было объявлено решение Поместного Собора. Его спросили «Приемлеши ли избрание?». И вот эта секунда до его ответа… На лице избранного патриарха не было ни тени торжества или радости. Это было лицо человека, собравшегося покончить жизнь самоубийством. Предельная решимость, почти отчаянная. Человек отчетливо понимал, что его приглашают на Голгофу, причем отнюдь не на экскурсию. Было видно, что этот человек зачеркивает все личное и готов всецело раствориться в том служении, которое на него возлагает Церковь...

Человек, который столь безжалостен по отношению к себе, имеет право возлагать трудные послушания на других. И потому, когда от Патриарха Кирилла приходят ко мне те или иные предложения, я не чувствую себя в силах их отклонять. Раз Патриархом дается послушание – значит, самому придется подрастать до той меры, которую оно задает. Ведь любые мои затруднения по сравнению с его трудностями просто ничтожны.

Вместе с тем, мой школьный непрофессионализм стал большим плюсом... Одной из причин послевоенного экономического взлета Германии было то, что они начали строить все с нуля. Американские бомбардировщики сравняли все их заводы и предприятия с землей, а Советский Союз в порядке репарации вывез оставшиеся заводы (и тем самым обрек себя на технологическое отставание в предстоящие десятилетия). Но руки и головы у немцев остались прежними, и вот они получили возможность, не держась за старые производственные мощности, сразу приступить к созданию новых индустриальных площадок.

Нечто подобное произошло и у нас. Двадцать лет моей жизни связаны с работой в университете, но никак не со школой. Я знал, что здесь я никакой не специалист. Это знание о моей немощи помогло: я знал, что не справлюсь сам, что мне нужны советчики. Именно поэтому я решил работать максимально публично, открываясь к любой критике, воспринимая ее и провоцируя. А критика иногда была настолько беспощадной (но справедливой), что приводила почти что в отчаяние: ничего у меня не получается!

Каждая глава прошла десятки редактур, я показывал эту работу и священникам, и методистам, и просто родителям, выставлял для обсуждения в блогах и очень серьезно вслушивался в замечания, значительная часть которых была совершенно справедлива. В итоге на днях услышал то, что и хотел услышать. Редактор издательства «Просвещение» признался: «Отец Андрей, пожалуй, у вас даже слишком простой текст получился». Это-то мне и было нужно: от уровня МГУ перейти к уровню младших классов.

Первоначально я вообще собирался писать совсем другой учебник, который просто рассказывает о жизни вот этого самого 4 «В» класса. По ходу дела дети друг перед другом ставят вопросы, имеющие отношение к Православию, обсуждают их, спрашивают прохожих, бегут в храм задавать эти вопросы священнику... Беда в том, что такой учебник потребовал бы вдвое большего объема — тогда как Минобразования поставило условие: две страницы на урок, включая иллюстрации и задания. Поэтому от игровой модели пришлось отказаться. Но два урока остались в этом стиле: самый первый — рассказ о Боге, и последний в 4-м классе — о храме.

Главной моей задачей была борьба с прошедшим временем. Темой каждого урока должна быть некая константа в жизни человека, не зависящая от того, в каком веке он живет,— это раскаяние, совесть, добро, зло, вера, молитва. А большинство учебников по ОПК - это рассказы о том, как жил и творил чудеса некий древний пророк или святой. И с каждым новым уроком дистанция между миром ребенка и миром учебника не столько сокращается, сколько увеличивается, ибо учебник населяется все новыми, но все столь же древними и странными персонажами.

А нам хотелось, чтобы ребенок понял: православная культура — это его мир, в котором он живет сейчас, сегодня.

Поэтому, вопреки обычному подходу, рассказ о молитве «Отче наш» начинается у нас не с того, что Христос в Евангелии дал ее своим ученикам: ведь ни Христос, ни Евангелие — не авторитет для нецерковных детей. Мы начали с того, что Герда молилась этой молитвой, когда входила в чертог Снежной королевы...

Привычно в учебниках ОПК и Закона Божия видеть пересказы библейских событий. Но в этом случае урок становится экскурсией в очень далекие времена, и снова между сюжетом урока и жизнью ребенка возникает стена… Поэтому я с самого начала говорил, что не учебник будет объяснять Библию, а Библия будет использоваться как иллюстрация к сюжетам учебника. Понимаю, что для слуха богослова это звучит дико, но методически это работает.

Проект сам по себе ставит нас в необычные условия. Во-первых, курс рассчитан на конец четвертого класса и одну четверть пятого — всего полгода в середине школьного обучения. Во-вторых, о Церкви невоцерковленным детям из невоцерковленных семей будут рассказывать невоцерковленные педагоги. Как правило, у этих педагогов нет ни особенной мотивации это делать, ни историко-культурного бэкграунда для рассказа о православии. И готовят их к преподаванию не священники и не богословы, а такие же как и они, Марьи Ивановны.

Поначалу я надеялся, что смогу быть председателем редколлегии, а никак не автором. И что для этого эксперимента мы возьмем уже готовые, наработанные учебники по ОПК. Но эти надежды рухнули: слишком уж специфическими оказались условия.

То, что читатели этого учебника будут мало связаны с жизнью Церкви, означало, что учебное пособие должно быть понятно и интересно прежде всего самому педагогу.

Я, честно говоря, сознательно писал его как учебник не только для детей. И думаю, у него будет такая же судьба, как у книжек про Гарри Поттера: сказки про него читают не столько дети, сколько родители, оправдывая себя тем, что надо же знать любимые книги своих детей…

Возможно, и учебник ОПК для 4 класса станет первой книгой о православии не только для детей, но и для их учителей и родителей. Поэтому некоторые фрагменты в данной книге или необязательны или сознательно усложнены: можно было обойтись без какого-то сюжета, поскольку ребенку он не очень важен, но у взрослого этот не-детский эпизод оставит в памяти зарубку.

Например, в учебнике можно прочитать такой фрагмент: Разбив Наполеона, русская армия вошла в Париж. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву... И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице... Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!»…

С другой стороны, понимание того, что учебник будет работать в нецерковной среде, привело к отсечению некоторых традиционных сюжетов православной педагогики. Пришлось отказаться от некоторых сюжетов, которые могут спровоцировать недоумение и возмущение светского педагога. К примеру, от пересказа Шестоднева. В 4 классе библейский рассказ о творении мира можно дать лишь упрощая его – и он неизбежно произведет впечатление еврейской сказки (по крайней мере на родителей и учителей). А нецерковный учитель не будет прилагать усилий к тому, чтобы объяснить детям, что со временем им откроются более глубокие понимания этого текста… И уже в 5 классе уроки природоведения начнут обличать зарисовку из 4 класса…

Или, например, учение о Троице. Честно говоря, этот догмат и семинаристам-то не просто объяснить, так как же будет светская учительница рассказывать его светским же детишкам?

Посему у церковных читателей я прежде всего прошу понимания, прощения и терпения. Огромный мир православия нельзя вместить в столь сжатое время и в такой жестко ограниченный объем без потерь. Все равно что эпическое полотно романа вместить в новеллу. Конечно, учебник породит множество недоумений в стиле: «А почему о том-то и том-то не сказано ни слова?».

Что ж, некоторые сюжеты я сознательно не помещал в учебник — например, рассказ о Рождестве. Надеюсь, люди заметив эти вопиющие пробелы, будут настаивать на их восполнении. То есть - на увеличении числа часов, отводимых на знакомство с православной культурой.

Главная задача этого учебника – психотерапевтическая: успокоить тех, кто считает, что разговор о православии в школе приведет к каким-то негативам. Вот мы и показываем: слово «Православие» в названии курса совсем не означает, что детей будут учить целовать руку батюшке и отбивать поклоны.

С другой стороны, мы свидетельствуем, что абсолютно отстраненный разговор о религиозных и этических ценностях невозможен. Хотя некоторые культурологи в штатском очень хотели бы видеть наш учебник безжизненно-стерильным: «вы, мол, расскажите детям, что такое добро и зло, но так, чтобы они с этим вашим мнением не согласились, а просто приняли его к сведению!».

Наш эксперимент означает, что расширяется пространство родительской свободы. Теперь родители могут сказать школе: если вы таки воспитываете наших детей, то делайте это в соответствии с нашей семейной традицией, с теми представлениями о добре и зле, которые есть у нас, а не у правящей партии.

И если родители и учителя поймут, что детям уроки ОПК интересны, что они их обогащают и в конечном итоге не приводят ни к внутриклассным, ни к общенациональным конфликтам, это будет означать, что эксперимент удался. Тогда курс будет расширяться.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 23:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
радистка Кэт писал(а):
Здравствуйте. Простите, возможно не совсем по теме.
Приведу интервью диакона А.Кураева православному журналу для сомневающихся "ФОМА".
В 2006 году в своей книжке об -Основах православной культуры- я признавался
..., что вряд ли способен сам написать учебник по этому предмету. Но три года спустя я все-таки сел за его написание. Зная, что это мне не по силам, что это не мое, что я этого не умею.

Через это «не-могу-не-умею-не-хочу» пришлось переступить из-за одной телевизионной картинки крупным планом.

Эта та секунда, когда митрополиту Кириллу было объявлено решение Поместного Собора. Его спросили «Приемлеши ли избрание?». И вот эта секунда до его ответа… На лице избранного патриарха не было ни тени торжества или радости. Это было лицо человека, собравшегося покончить жизнь самоубийством. Предельная решимость, почти отчаянная. Человек отчетливо понимал, что его приглашают на Голгофу, причем отнюдь не на экскурсию. Было видно, что этот человек зачеркивает все личное и готов всецело раствориться в том служении, которое на него возлагает Церковь...

Человек, который столь безжалостен по отношению к себе, имеет право возлагать трудные послушания на других. И потому, когда от Патриарха Кирилла приходят ко мне те или иные предложения, я не чувствую себя в силах их отклонять. Раз Патриархом дается послушание – значит, самому придется подрастать до той меры, которую оно задает. Ведь любые мои затруднения по сравнению с его трудностями просто ничтожны.

Вместе с тем, мой школьный непрофессионализм стал большим плюсом... Одной из причин послевоенного экономического взлета Германии было то, что они начали строить все с нуля. Американские бомбардировщики сравняли все их заводы и предприятия с землей, а Советский Союз в порядке репарации вывез оставшиеся заводы (и тем самым обрек себя на технологическое отставание в предстоящие десятилетия). Но руки и головы у немцев остались прежними, и вот они получили возможность, не держась за старые производственные мощности, сразу приступить к созданию новых индустриальных площадок.

Нечто подобное произошло и у нас. Двадцать лет моей жизни связаны с работой в университете, но никак не со школой. Я знал, что здесь я никакой не специалист. Это знание о моей немощи помогло: я знал, что не справлюсь сам, что мне нужны советчики. Именно поэтому я решил работать максимально публично, открываясь к любой критике, воспринимая ее и провоцируя. А критика иногда была настолько беспощадной (но справедливой), что приводила почти что в отчаяние: ничего у меня не получается!

Каждая глава прошла десятки редактур, я показывал эту работу и священникам, и методистам, и просто родителям, выставлял для обсуждения в блогах и очень серьезно вслушивался в замечания, значительная часть которых была совершенно справедлива. В итоге на днях услышал то, что и хотел услышать. Редактор издательства «Просвещение» признался: «Отец Андрей, пожалуй, у вас даже слишком простой текст получился». Это-то мне и было нужно: от уровня МГУ перейти к уровню младших классов.

Первоначально я вообще собирался писать совсем другой учебник, который просто рассказывает о жизни вот этого самого 4 «В» класса. По ходу дела дети друг перед другом ставят вопросы, имеющие отношение к Православию, обсуждают их, спрашивают прохожих, бегут в храм задавать эти вопросы священнику... Беда в том, что такой учебник потребовал бы вдвое большего объема — тогда как Минобразования поставило условие: две страницы на урок, включая иллюстрации и задания. Поэтому от игровой модели пришлось отказаться. Но два урока остались в этом стиле: самый первый — рассказ о Боге, и последний в 4-м классе — о храме.

Главной моей задачей была борьба с прошедшим временем. Темой каждого урока должна быть некая константа в жизни человека, не зависящая от того, в каком веке он живет,— это раскаяние, совесть, добро, зло, вера, молитва. А большинство учебников по ОПК - это рассказы о том, как жил и творил чудеса некий древний пророк или святой. И с каждым новым уроком дистанция между миром ребенка и миром учебника не столько сокращается, сколько увеличивается, ибо учебник населяется все новыми, но все столь же древними и странными персонажами.

А нам хотелось, чтобы ребенок понял: православная культура — это его мир, в котором он живет сейчас, сегодня.

Поэтому, вопреки обычному подходу, рассказ о молитве «Отче наш» начинается у нас не с того, что Христос в Евангелии дал ее своим ученикам: ведь ни Христос, ни Евангелие — не авторитет для нецерковных детей. Мы начали с того, что Герда молилась этой молитвой, когда входила в чертог Снежной королевы...

Привычно в учебниках ОПК и Закона Божия видеть пересказы библейских событий. Но в этом случае урок становится экскурсией в очень далекие времена, и снова между сюжетом урока и жизнью ребенка возникает стена… Поэтому я с самого начала говорил, что не учебник будет объяснять Библию, а Библия будет использоваться как иллюстрация к сюжетам учебника. Понимаю, что для слуха богослова это звучит дико, но методически это работает.

Проект сам по себе ставит нас в необычные условия. Во-первых, курс рассчитан на конец четвертого класса и одну четверть пятого — всего полгода в середине школьного обучения. Во-вторых, о Церкви невоцерковленным детям из невоцерковленных семей будут рассказывать невоцерковленные педагоги. Как правило, у этих педагогов нет ни особенной мотивации это делать, ни историко-культурного бэкграунда для рассказа о православии. И готовят их к преподаванию не священники и не богословы, а такие же как и они, Марьи Ивановны.

Поначалу я надеялся, что смогу быть председателем редколлегии, а никак не автором. И что для этого эксперимента мы возьмем уже готовые, наработанные учебники по ОПК. Но эти надежды рухнули: слишком уж специфическими оказались условия.

То, что читатели этого учебника будут мало связаны с жизнью Церкви, означало, что учебное пособие должно быть понятно и интересно прежде всего самому педагогу.

Я, честно говоря, сознательно писал его как учебник не только для детей. И думаю, у него будет такая же судьба, как у книжек про Гарри Поттера: сказки про него читают не столько дети, сколько родители, оправдывая себя тем, что надо же знать любимые книги своих детей…

Возможно, и учебник ОПК для 4 класса станет первой книгой о православии не только для детей, но и для их учителей и родителей. Поэтому некоторые фрагменты в данной книге или необязательны или сознательно усложнены: можно было обойтись без какого-то сюжета, поскольку ребенку он не очень важен, но у взрослого этот не-детский эпизод оставит в памяти зарубку.

Например, в учебнике можно прочитать такой фрагмент: Разбив Наполеона, русская армия вошла в Париж. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву... И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице... Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!»…

С другой стороны, понимание того, что учебник будет работать в нецерковной среде, привело к отсечению некоторых традиционных сюжетов православной педагогики. Пришлось отказаться от некоторых сюжетов, которые могут спровоцировать недоумение и возмущение светского педагога. К примеру, от пересказа Шестоднева. В 4 классе библейский рассказ о творении мира можно дать лишь упрощая его – и он неизбежно произведет впечатление еврейской сказки (по крайней мере на родителей и учителей). А нецерковный учитель не будет прилагать усилий к тому, чтобы объяснить детям, что со временем им откроются более глубокие понимания этого текста… И уже в 5 классе уроки природоведения начнут обличать зарисовку из 4 класса…

Или, например, учение о Троице. Честно говоря, этот догмат и семинаристам-то не просто объяснить, так как же будет светская учительница рассказывать его светским же детишкам?

Посему у церковных читателей я прежде всего прошу понимания, прощения и терпения. Огромный мир православия нельзя вместить в столь сжатое время и в такой жестко ограниченный объем без потерь. Все равно что эпическое полотно романа вместить в новеллу. Конечно, учебник породит множество недоумений в стиле: «А почему о том-то и том-то не сказано ни слова?».

Что ж, некоторые сюжеты я сознательно не помещал в учебник — например, рассказ о Рождестве. Надеюсь, люди заметив эти вопиющие пробелы, будут настаивать на их восполнении. То есть - на увеличении числа часов, отводимых на знакомство с православной культурой.

Главная задача этого учебника – психотерапевтическая: успокоить тех, кто считает, что разговор о православии в школе приведет к каким-то негативам. Вот мы и показываем: слово «Православие» в названии курса совсем не означает, что детей будут учить целовать руку батюшке и отбивать поклоны.

С другой стороны, мы свидетельствуем, что абсолютно отстраненный разговор о религиозных и этических ценностях невозможен. Хотя некоторые культурологи в штатском очень хотели бы видеть наш учебник безжизненно-стерильным: «вы, мол, расскажите детям, что такое добро и зло, но так, чтобы они с этим вашим мнением не согласились, а просто приняли его к сведению!».

[color=#f72f2f]Наш эксперимент
означает, что расширяется пространство родительской свободы. Теперь родители могут сказать школе: если вы таки воспитываете наших детей, то делайте это в соответствии с нашей семейной традицией, с теми представлениями о добре и зле, которые есть у нас, а не у правящей партии.

И если родители и учителя поймут, что детям уроки ОПК интересны, что они их обогащают и в конечном итоге не приводят ни к внутриклассным, ни к общенациональным конфликтам, это будет означать, что эксперимент удался. Тогда курс будет расширяться.[/color]
Свернуть

Здравствуйте. радистка Кэт. @->--
Интересно было бы узнать и Ваше личное мнение по теме дискуссии.
Цитатниками-то да :ti_pa: авторитетами мы все умеем прикрываться. так ведь :smu:sche_nie: :hi_hi_hi:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2013, 00:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 дек 2011, 01:12
Сообщения: 588
Откуда: Волгоград
sLOGOSemya писал(а):
Здравствуйте. радистка Кэт. @->--
Интересно было бы узнать и Ваше личное мнение по теме дискуссии.
Цитатниками-то да :ti_pa: авторитетами мы все умеем прикрываться. так ведь :smu:sche_nie: :hi_hi_hi:


sLOGOSemya, спасибо за отклик и вопрос. Моё личное мнение ещё формируется. Привела интервью как альтернативное, интересное мнение.
Я не совсем "в теме" - не знаю, "Уроки смысла жизни" и уроки "ОПК" - наверное не одно и тоже.

Сколько у вас смайликов - и розочки и смущение и хи-хи-хи. Вопрос вообще-то серьёзный, если уж вы меня к ответу призвали)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 163 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 11  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.127s | 18 Queries | GZIP : On ]