Трагедия “Титаника” до сих пор будоражит умы людей. Версии, предположения, гипотезы,… их поток не иссякает. Ищутся дополнительные факты, разрабатываются невероятные теории. Реальное историческое событие столетней давности становится мифом, той глубинной тайной наших душ, в которую мы погружаемся благодаря знакомству с этой историей или размышлениям над ней. Древние мифы возрождались в душах с помощью традиций, ритуалов, обрядов. Сейчас пространство мифа заняло искусство. С его помощью мы вновь и вновь переживаем и проживаем глубинные архитипические основы души, связь с которыми все время пытается оборвать наше рациональное мышление.
История с “Титаником” похоже и есть вот это вот гигантское столкновение рационального и иррационального в наших душах, попытка пережить эту катастрофу, найти место и тому, и другому, понять, оправдать, примирить и объединить рациональную сознательность и иррациональное бессознательное.
Фильм “Титаник”, снятый Джеймсом Кэмероном в 1997 году, стал лидером во всех смыслах. Рекордная сумма вложенных в него денег, рекордная прибыль, полученная от его проката во всем мире, рекордное количество номинаций и рекордное число оскаровских наград. Хотя мелодраматический сюжет привычен, знаком и узнаваем во всех подробностях, тем не менее, фильм захватил внимание миллионов зрителей.
Молодые люди, представители разных социальных групп, встречаются, влюбляются, их любовь подвергается различным испытаниям, но все выдерживает. Если бы это была сказка, то все непременно закончилось бы свадьбой. Если это была бы современная быль, то все со свадьбы бы только началось. Как уживались бы люди двух различных социальных слоев? Реальность быта зачастую сложнее внешних испытаний. И любовь незаметно перетирается ее жерновами в порошок. Но любовь двух героев была перенесена в интерьеры гибнущего лайнера и стала мифом, спасительной любовью.
Мифологических сюжетов в фильме много. Мне вообще кажется он сплошь миф, сложный большой мифологический эпос.
Фильм начинается с поиска сокровищ, вернее одного бесценного бриллианта, голубого в виде сердца, названного “Сердце Океана”. Но вместо него найден карандашный рисунок обнаженной девушки, на шее которой и было это самое отыскиваемое драгоценное ожерелье. Алмаз – символ основы, внутренней цельности и целостности, символ совершенства, чистоты, неприкосновенности,… алмазная ось мира, алмазный скипетр, алмазный трон. Этот камень становится испытанием любви Розы и Джека. Он же стал основой памяти Розы на всю ее долгую жизнь и заключительным символом фильма. “Сердце Океана” возвращается в океан, когда заканчивается земная жизнь Розы Бьюкейтер-Доусон.
Действие любовной истории происходит на самом большом корабле. Это такая модель мира, построенная человеком, возомнившим себя творцом Вселенной. Все начало фильма – это самоуверенная гордость человека, создавшего надежную несокрушимую стабильность.
Титаны – первое поколение богов, рожденных Ураном (небом) и Геей (землей). Они как символ вечной борьбы между старшим, древним, мощным началом и молодым продолжением. Один из титанов – Океан. Он, согласно мифам, не участвовал в нападении титанов на отца и в битве титанов против Зевса и потому сохранил свою власть. Океан – вода, символ бессознательного, иррационального,… бесконечность, бескрайность, глубина. На его поверхность человек водружает свой мир. И считает, что все предусмотрел, предвидел, учел. Вырвался наконец-то из бессмысленной, безличной стихийной мощи, обуздал ее, подчинил своим законам, создал мир предсказуемый и безопасный.
Корабль – это средство передвижения не только людей, но и богов.
Цитата:
Солнечный Ра проплывает по небу на «Ладье Миллионов лет», а по ночам плывет под землей, по подземному Нилу на ладье «Месектет», освещая царство мертвых и возвращается к исходному пункту на востоке. Копии таких «солнечных барок» обнаружены близ пирамиды в Гизе.
Знаменитой является ладья Озириса, называемая Нешмет, в которой бог выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно пробужденным от смерти. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть так же, как Озирис. Кроме того, образ солнечного корабля связывался также с мыслями о переселении мертвых. Книга мертвых описывает солнечную лодку, в которой усопшие пересекали 12 областей иного мира, встречаясь с опасностями, демонами, змеями и т. д. Эта лодка с солнечным диском, вписанным в лунный полумесяц, была символом высшего спасения
В царстве Аида Харон на лодке перевозит на другой берег Стикса души умерших.
«Корабль светила» — серебряный полумесяц, шумерийско-вавилонский бог Луны Нанна-Син, «который скотные дворы и усадьбы наполняет богатством».
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0 ... 0%BD%D0%BEИ конечно корабль – символ путешествия человека по самой жизни, а также он связан со смертью и погребением. Корма лодки символизирует смерть, корпус — блуждания души в преисподней, нос — возрождение.
Именно с кормы пытается спрыгнуть Роза, и здесь происходит ее первая встреча с Джеком. И корма последнее, за что они цепляются на “Титанике”, когда он уходит под воду. А на носу корабля Джек кричит, что он властелин мира. И там же Джек и Роза объясняются в любви. И летят, раскинув руки, как те божества, которыми издревле украшали нос лодки, чтобы обеспечить ей благоприятное путешествие.
“Титаник” построен опять-таки же, как мифологическая модель мира.
Верхняя палуба – мир богов. Богатые, знатные и статусные люди, которые вообразили себя повелителями этого мира, населили ее. Нижние палубы – мир людей. Простых и обычных, не претендующих на власть, надеющихся на сильных мира сего, подчиняющихся им и бунтующих против них. Ну и в самом низу, корабельный нижний мир. Мир машин, огня и невероятно тяжелого и напряженного труда,… мир ада, мир морлоков. Через него влюбленные тоже проходят, сбегая от преследования охранника Каледона.
Джек – мифологический герой. Билет на пароход он выигрывает, получает как дар, подарок от судьбы. Из третьего класса, из среднего мира он стремится в мир высший, в мир богов,… там он и обретает свою любовь, свою богиню. И гибнет. Смертным заказан вход в мир бессмертных.
Рукотворный мир гибнет. Мир титанов все еще сильнее мира “Титаников”. И наверняка всегда будет сильнее их. И только любовь спасает, только она одна. Умирая Джек завещает Розе выжить, во что бы то ни стало выжить и жить долго, долго, родить детей и умереть спокойно в своей постели, дожив до ста лет. Все так и происходит. Происходит не только это. Жизнь Розы меняется. Высадившись на берег, она назовет себя фамилией Джека и начинает совершенно новую жизнь, никак не связанную с ее прежней. В Англии на борт “Титаника” ступила Роза Дьюитт Бьюкейтер, на американский берег с “Карпатии” сошла Роза Доусон. Морское путешествие стало символом внутренней трансформации.
- Он спас меня. В любом смысле, в каком можно спасти человека. – говорит Роза о Джеке, заканчивая свой рассказ о трагедии “Титаника”.
А она спасает его, храня память о любви к Джеку все долгие годы своей жизни.
И еще. Искатель сокровищ на дне морском Брок Лаветт в конце фильма говорит:
- Три года я думал только о “Титанике”. Но я так его и не понял, не почувствовал.А поняли ли и почувствовали ли мы что-нибудь за сто лет, прошедшие с его гибели?