Фильм «Титаник» я видела около 15 лет назад. При упоминании о нем стало и грустно, и как-то по-хорошему удивительно. Всплывшее в ощущениях общее впечатление довольно сложно описать. Первое, что вспомнилось особенно остро, – это момент, когда Джек замерзает в самом конце.. Ещё, конечно, - сцена, в которой Роза и Джек, словно две птицы, свободно и счастливо "летят" над морем. И ещё момент, когда они вместе плюются.
Начала пересматривать фильм, пока досмотрела до того момента, когда Титаник сталкивается с айсбергом. Оказывается, фильм требует очень тщательного внимания к себе.
Вот какие мысли возникли на данный момент.
Жених Розы: «Сам Господь его <Титаник> не потопит!»
Джек: «Сегодня я здесь, а где буду завтра – покажет Господь».По-моему, очень показательные фразы.
Джек - персонаж, пожалуй, действительно наделённый и человеческими, и некоторыми мифическими свойствами. Он спасает Розу видимо (не позволяет ей броситься в море непосредственно) и, в некоторой степени, наверное, помогает ей спастись также и в метафизическом смысле. Он вдохновитель спасения души, стремящейся освободиться из тисков предопределенности жизни, полной пустоты. Он помощник - ведь спасти себя до конца человек может решиться только сам. Ещё Джек - странник, вольный художник, который, по-видимому, умеет чувствовать души людей и передавать их на своих рисунках. Он странник, стремящийся ценить каждое мгновение жизни, и при нем всего лишь - «листы бумаги». Впоследствии появляется ещё одна, важнейшая, составляющая – чувство любви.
А на роскошном, огромном, мощном Титанике остались «сервизы, которые так и не использовались», «простыни, на которых так ни разу и не спали». Это лишь вещи, конечно, но даже они, наверное, символизируют собой нереализованную жизнь. Вся эта роскошь, вся эта блестящая красота, все эти реки шампанского, все эти скучные разговоры о платьях, блюдах, политике, деньгах – все это превратилось в прах. В то же время невероятно больно было смотреть в начале фильма на безмолвные, беззащитные, ужаснувшиеся своей судьбе, останки погибшего корабля, - без красок, без света, а самое главное - без жизни.
Пустая роскошь ушла в небытие.
Погибли сотни людей, разрушились сотни судеб.
А что осталось?
Лишь настоящие человеческие чувства, пронесённые через всю жизнь, - то самое иррациональное огромное крылатое чувство любви, позволяющее купаться в бездне счастья; не лететь камнем вниз, а парить над разумной реальностью. Именно оно позволяет нам становиться самими собой, обретать чувство единства с родным существом, оно даёт уверенность в жизни, оно позволяет нам освобождаться из собственных тисков.
Роза о картинах Пикассо: «Эти картины – словно сон. В них есть правда, хотя нет логики». Кажется, это предчувствие любви. Она очень желала её, она её искала.
Диалог Розы и Джека: «Когда мы приплывём, я уйду с тобой». – «Это безумие». – «Знаю. Это неразумно. Поэтому я уверена».Уверенность, основанная на бесконечности чувств.
Что ещё осталось? Талантливый рисунок художника-странника. Чувства в сердце и чувства, воплощенные в искусстве, – дороже любых бриллиантов, они вечны, и никакие катастрофы не способны их убить.
Что собой символизирует Титаник? Мне очень запомнились эти слова:
«Его опыт работал против него <капитана корабля>. Он всегда был уверен, что когда увидит что-либо, что может потопить судно, он сможет повернуть. Но Титаник был слишком велик. А гребной винт слишком мал». Винт – это движитель судна. Когда человек считает себя слишком «Великим», а настоящей движущей силы в нём не так уж много, ему, наверное, сложно «поворачивать» свою жизнь. Когда человек самонадеянно уверен в своей неуязвимости и правильности своего существования, когда он уповает лишь на опыт разума, и обуреваем мечтами о рекордах чисто механической мощи, а настоящий «внутренний огонь» горит в нем слишком слабо, - катастрофа, наверное, неизбежна… Неизбежно появление «айсберга».
Для чего нужны были эти рекорды в технических и эксплуатационных характеристиках корабля, если погибли люди?.
Ещё такая возникла картинка. Изображая структуру человеческой психики, сознание иногда схематически представляют на видимой поверхности, бессознательное – под видимой поверхностью. И ведь такую схему себе можно представить и относительно плывущего в море судна, и даже относительно самого айсберга...