sLOGOSemya, для лучшего взаимопонимания: Вы опираетесь на второе, переносное значение слова "миф", тогда как говорящие в этой теме, (всё же как я понимаю), - на значение, даваемое всеми словарями как первое.
Цитата:
повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Соответственно, мы разное ищем и находим в мифах. Вы видите в них лишь ненужное, лишнее, что необходимо, взрослея, скинуть... а мы - сокровищницу прообразов, проформ, служащих человеку источником творчества и помогающих себя ДОстраивать, формировать, познавать, узнавать, гармонизировать...
***
Мифы (предания о Богах, духах и героях) и сказки (вымышленные истории) нужно отделять друг от друга, хотя сказки, как и легенды (по мнению исследователей) берут своё начало в мифах.
***
Селена писал(а):
Ну вообще-то миф и сказка – это не мысль, это образы, это динамика образов. И именно эта динамика образов затрагивает наши архитипические структуры или не затрагивает.
Да.. конечно, но и это можно дополнить.. миф и сказка - не только образы, динамика образов, затрагивающих архетипические структуры. Это ещё и символы, характерные сюжеты (в мифах - космогонические, антропогонические, календарные etc, в сказках - фантастические или бытовые приключения), определённые персонажи (в мифах, например - Боги, духи и герои, в сказках - люди (царского, купеческого или простого сословия и волшебники), а также определённая композиция сюжетообразующих элементов.
Но вообще я пыталась тем постом ответить на твой вопрос...но или не получилось.. или тебя больше волновали другие вопросы..
Пытаюсь ещё раз...Много выше ты спрашивала:
Селена писал(а):
Если мифологический сюжет смотреть или слушать как сказку,… (а как известно сказка – ложь,… и несмотря на то, что в ней содержится урок, она все равно устойчиво воспринимается сознанием как выдумка)… или как возможную реальную историю, пусть условную и приукрашенную, но все рано вполне могущую случится в нашей обычной жизни, то… то внутреннее отношение, чувственный слепок на том же самом мифологическом сюжете будет совсем другим. А значит и мотивировать настоящее поведение человека тот же самый мифологический сюжет будет по другому, по иному, чем в те времена, когда эти самые мифологические сюжеты возникали. Если вообще будет мотивировать.
Здесь я читаю СОМНЕНИЕ.. А может ли вообще кого-то миф мотивировать?
Исследователи (филологи и психоаналитики)пишут, что может .. и мотивирует (выше в теме есть цитаты из статьи Р. Барта о создании мифом мотива действия и поступка).Психология согласна в этом с филологами, они нашли в мифах архетипы (о которых и ты вспоминаешь)...
Цитата:
архетипы— универсальные модели бессознательной психической активности,
спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение,
Да и вообще всё искусство произрастает из мифов. Вот (убегаю, может, не самый яркий пример для подтверждения.. но всё же)Е.М. Мелетинский в работе "Поэтика мифа":
Цитата:
мифам свойственно претворение общих представлений в чувственно-конкретной форме, т. е. та самая образность, которая специфична для искусства и которую последнее в известной мере унаследовало от мифологии; древнейшая мифология в качестве некоего синкретического единства заключала в себе зародыши не только религии и древнейших философских представлений (формировавшихся, правда, в процессе преодоления мифологических истоков), но также искусства, прежде всего - словесного.
Художественная форма унаследовала от мифа и конкретно-чувственный способ обобщения, и самый синкретизм. Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях. Селена писал(а):
Фильм "Титаник" оказался набором возможно даже не сюжетов а полусюжетов. Каждый из героев, совмещая в себе части разных мифов и привычную реальность, размывает мифологический сюжет, оставляя от него штрихи, нити, обрывки, и вероятно создавая новую мифологему. Работают ли они сейчас в наших душах также как работали древние мифы? Древний культ богов и современный культ кумиров все-таки вещи внутренне разные, хоть внешне невероятно похожие.
Ира, фильм "Титаник" - ( ну и название для корабля! Всё равно что гигантик, великанчик.. ) -всё же кино массовое.
Фильмы Тарковского ("Жертвоприношение", "Ностальгия", "Андрей Рублёв" и др.) ведь тоже работают с мифами, НО насколько это разные уровни, да?