Спасибо за передачу. Соединив приводимые цитаты со своими мыслями, я поняла, что будущую Культуру будет определять - ВИНА. Вина за то, что мы довели жизнь на нашей планете до полного уничтожения. Всё что я сейчас "творю" я делаю это из-за внутреннего чувства вины. У каждого она своя будет, она будет зависеть от той традиции и культуры, который каждый наследует. Будет зависеть от национальности, от религии, от устоев семьи, от строения личности... Вина - тоже складывается в определённый миф. У меня внутри такой миф вины; что я не могу защитить от клеветы и очернения. Поэтому уж извините, что это у меня может перерастать в агрессию.
Селена, ты опять что-то не до поняла. Наше сознание триединственно, один из его "секторов" и образует "град обречённый", с его Храмами, Священными книгами и пр. Но кроме этого у нас есть область сознания, где нет Храмов, а есть Природа. Так уже складывалось в истории, что людей, которые были представителями этого типа сознания и мышления - называли "дикими", "варварами", "тёмными", "язычниками" и пр., пытаясь привить им Культуру. Но пришли к тому, к чему пришли. Спасибо, Дрим, за фильм о старом индейце.
Для меня вопрос упадка культуры прост и сложен одновременно. Опять же, если мыслить исторически, то Культура постепенно куда-то "уходила", "убегала", "перетекала". Изначальный её центр - декоративно-прикладное творчество, которое выражалось в повседневном быте человека, обустройстве Земли, переместился сначала в Храмы, потом в Музеи, Выставки, Театры, Библиотеки, Кино и пр. Возникали такие "очаговые" места культуры, которые, извините, не очень завязаны на творческий импульс, а завязаны на финансировании, меценатах и пр. Я десять лет проработала в СМИ, и знаю, что любая газета, это такая "кормушка", у которой есть свой хозяин. Конечно, сейчас рыночные условия: спрос рождает предложение, но опять же, рычаги этого спроса имеют очень сомнительное происхождение. Не буду об этом.
Есть интересная притча об этом, называется "В каком из Храмов Богу быть?":
В каком из Храмов Богу быть
В одном из многочисленных людских селений на Земле счастливо жили люди. Семей в том поселении девяносто девять было. У каждой из семей прекрасный дом, причудливой резьбой украшенный. Сад вокруг дома плодоносил ежегодно. Сам овощи и ягоду растил. Весну встречали люди радостно и летом наслаждались. Весёлых, дружных праздников чреда рождала песни, хороводы. Зимой от ликований каждодневных отдыхали люди. И созерцая небеса, решить пытались — можно ль звёзды и луну в узоры лучшие, чем есть, сплести.
В три года один раз, в июле месяце, те люди собирались вместе на поляне у окраины селенья своего. В три года один раз на их вопросы голосом обычным Бог отвечал. Невидим взору глаз обычных, Бог каждым ощутим являлся. И вместе с каждым жителем селения решал, как лучше жизнь из дней построить будущих. Был философским разговор людей и Бога, а иногда совсем простым, шутливым.
/.../
Так жили люди с Богом в удивительном селенье том. И вот однажды пришли к ним сто мудрецов. Радушные жители всегда гостей встречали всякой снедью. Плоды прекрасные вкушали мудрецы и восхищались необычным вкусом. Потом один из них сказал:
— О люди, жизнь размеренна, прекрасна ваша. Достаток в каждом доме и уют. Но нет культуры при общении с Богом. Нет прославленья, поклоненья Божеству.
— Но почему? — встревоженные жители пытались возразить. — Общаемся мы с Богом как друг с другом. Общаемся в три года один раз. Но каждый день он солнышком встаёт. В саду пчелой хлопочет вокруг дома каждого с весны. Зимою землю укрывает снегом. Его для нас дела ясны, и каждому из времени мы рады.
— Не так устроено у вас, — сказали мудрецы. — Мы вас учить пришли общаться с Богом. По всей Земле ему построены дворцы и храмы, В них люди могут каждый день общаться с Богом. И вас научим мы.
Три года мудрецам внимали жители селенья. Каждый из ста отстаивал теорию свою, как лучше храм для Бога строить, что делать в храме каждым днём. У каждого из мудрецов теория была своя. Не знали жители селенья, какую же из ста мудрёных выбрать. К тому же, как сделать так, чтоб не обидеть мудрецов? И порешили, всем внимая, построить храмы все. По одному на каждую семью. Но было в той деревне девяносто девять семей, а мудрецов сто оказалось. Услышав решение всех жителей, заволновались мудрецы. Кому-то храма, значит, не достанется, и кто-то не получит подношений. И стали спорить меж собой, чья из теорий поклоненья Богу эффективней. И жителей селения в спор стали вовлекать. Спор разгорался, и впервые за много лет забыли жители деревни о времени общения с Богом. Не собрались, как раньше, на поляну в день условный.
Ещё прошло три года. Вокруг селения стояли девяносто девять величественных храмов, и только избы уж не блистали новизной. Часть овощей неубранными оказалась. Да фрукты сада стали черви есть.
— Всё это оттого, — вещали в разных храмах мудрецы, — что нет в вас веры полной. Даров несите больше в храм, старательнее, чаще поклоняйтесь Богу. И лишь один мудрец, тот, что без храма оставался, украдкой то одному, а то другому сообщал:
— Не так вы сделали всё люди. Не той конструкции все понастроенные храмы. И кланяетесь в храмах вы неправильно, слова не те в молитвах произносите своих. Я лишь один могу вас научить, как с Богом каждый день общаться можно.
Как только ему уговорить кого-то удавалось, храм новый возводился, при этом тут же ветшал один из существующих. И вновь один из мудрецов, без подношений оказавшись, украдкой перед людьми других стремился опорочить.
Прошло немало лет. Однажды люди вспомнили о прежних собраниях своих на той поляне, где Бога голос слышали. Вновь на поляне собрались и стали задавать вопросы с надеждою, что их услышит Бог, как прежде даст ответ:
— Ответь нам, почему случилось так, что сады наши червивые плоды приносят? И почему не каждый год на огородах овощи взрастают? И почему между собою ссорятся, дерутся, спорят люди, но веру выбрать лучшую для всех никак не могут? Скажи, в каком из храмов, для тебя построенных, живешь ты?
Не отвечал на их вопросы долго Бог. Когда же голос зазвучал в пространстве, он не весёлым был — усталым. Ответил Бог собравшимся:
— Сыны мои и дочери мои, в ваших домах, садами окруженными, сегодня запустенье потому, что не успеть мне одному. Всё так задумано мечтою изначально, что лишь совместно с вами я могу прекрасное творить. Но отвернулись вы частично от сада-дома своего. Один не успеваю я творить, совместным сотворенье должно быть. Ещё хочу сказать вам всем: любовь и выбора свобода в вас самих, последовать готов я за вашими стремленьями мечтой. Но вы ответьте, милые сыны и дочери мои, в каком из храмов должен поселиться я? Передо мной вы все равны, так где же должен находиться я, чтобы никто в обиде не остался? Когда решите вы вопрос, в каком из храмов должен поселиться, последую за волей я совместной.
Так Бог ответил всем и замолчал. А люди из селения, что некогда прекрасным было, и по сей день всё продолжают спор. В домах их запустение и тлен. Вокруг всё выше храмы — спор острей.
Свернуть