Как мне представляется, разговор повернул в сторону отличия мифа от сказки и эпоса (как мне прочитались вопросы и сомнения Иры (Селены из этого поста)
viewtopic.php?p=75326#p75326Это интересный поворот, потому что, познавая и, разграничивая одно от другого, мы лучше понимаем природу и мифа, и сказки и эпических преданий и легенд..
Известный филолог (доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии, директор Института высших гуманитарных исследований РГГУ, член научных советов РГГУ и ИМЛИ РАН, Научного совета по мировой культуре РАН, ряда международных научных организаций) Елеазар Мелетинский много интересовался мифами, исследовал их всю свою жизнь, классифицировал, написал около 250 научных трудов.
У него есть работа "Миф, сказка, эпос", но для начала из Большого энциклопедического словаря хочу привести определение МИФА:
Цитата:
МИФ (от греч. mythos - предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.
http://slovorus.ru/index.php?ID=40574&p ... 4&s=%CC&a=Как видно из этого определения, МИФЫ с помощью образов, символов передавали людям знания о мире, помогали объяснять происходящее в нём, находить своё место на земле. (Это понятно и об этом писали так или иначе выше)
Основным отличием мифа от сказки является то, что миф воспринимался слушателями как то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было и передавался как ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ. Сказки создавались на основе мифа, но люди уже знали и чувствовали её "ложь", то есть уже не воспринимали её как достоверное. В мифах действуют Боги, которые вершат судьбы вселенной, в эпосе - герои, в сказке выдуманные персонажи
Вот как у Мелетинского:
Цитата:
Мифические времена и этиологизм составляют нерасторжимое целое с космическим масштабом мифа и его вниманием к коллективным судьбам племени, субъективно отождествленного с человечеством в целом («настоящими людьми»).
Прометеевский благородный пафос необязателен для мифа, но деяния демиурга (даже если они напоминают по характеру трюки мифологического плута) имеют коллективное и космическое значение, определяя космогонический процесс, первоначальное происхождение света, огня, пресной воды и т. д. Космические «приобретения» могут выступать и в негативной форме как уменьшение числа небесных светил, прекращение потопа и т. п., но дело от этого не меняется. По мере движения от мифа к сказке сужается «масштаб», интерес переносится на личную судьбу героя. В сказке добываемые объекты и достигаемые цели – не элементы природы и культуры, а пища, женщины, чудесные предметы и т. д., составляющие благополучие героя; вместо первоначального возникновения здесь имеет место перераспределение каких-то благ, добываемых героем или для себя, или для своей ограниченной общины. Если мифический герой похищает огонь или пресную воду у первоначального хранителя – старухи, лягушки, змеи и т. д., – создавая тем самым впервые пресную воду как элемент космоса, то герой волшебной сказки похищает живую воду для излечения больного отца (например, в гавайском фольклоре или в сказках европейских народов) или добывает огонь с помощью зверей для своего очага (Дагомея), а персонаж животной сказки (заяц) хитростью похищает для себя одного воду из колодца, вырытого другими зверями (в фольклоре большинства африканских народностей). Альтруизм гавайского доброго сына и эгоизм зайца равно противостоят коллективизму и этиологизму подлинного мифа.
Соответственно сказочные герои уже не полубоги-демиурги, хотя в порядке идеализации могут иметь божественных родителей, чудесное происхождение, сохранять реликтовые тотемические черты: сын или зять солнца у североамериканских индейцев, потомок колдуньи, спустившейся с неба, полинезийский герой Тафаки, медвежий сын в фольклоре многих народов и т. п. В европейских сказках встречается «чудесное рождение», но высокое происхождение героя чаще имеет социальные формы («царевич»).
http://rumagic.com/ru_zar/sci_religion/ ... 0/j50.html