Напишу о своём прочтении и понимании Горина и Чехова.
Думаю, что персонаж Горина, вычитав у Чехова фразу про хорошее воспитание и разлитый по скатерти соус (кстати, эта фраза не только из 8 тома, но и из 6 - её произносит неприметный помещик Белокуров в рассказе "Дом с мезонином"), так вот, хоть и говорит персонаж Горина:
Цитата:
Я, когда прочитал, так даже поразился: как мне это самому в голову не приходило?
, на самом деле ей сопротивляется.
Конечно, Горин сгущает краски для смеха..и это позволяет ему ярче показать несоответствие идеала, вычитанного в книге и принятого на словах и идеала внутреннего, неосознанного.. Оба идеала героя, по-моему, идут в разрез с его привычками.
По-моему, Чехов улыбается над всеми своими героями в этом эпизоде:
Цитата:
Мы играли в крокет и lawn-tennis, гуляли по саду, пили чай, потом долго ужинали. После громадной пустой залы с колоннами мне было как-то по себе в этом небольшом уютном доме, в котором не было на стенах олеографий и прислуге говорили вы, и всё мне казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью. За ужином Лида опять говорила с Белокуровым о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках. Это была живая, искренняя, убежденная девушка, и слушать ее было интересно, хотя говорила она много и громко — быть может оттого, что привыкла говорить в школе. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно, с явным желанием казаться умным и передовым человеком. Жестикулируя, он опрокинул рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, кроме меня, казалось, никто не заметил этого.
Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
— Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой, — сказал Белокуров и вздохнул. — Да, прекрасная, интеллигентная семья. Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А всё дела, дела! Дела!
Он говорил о том, как много приходится работать, когда хочешь стать образцовым сельским хозяином. А я думал: какой это тяжелый и ленивый малый! Он, когда говорил о чем-нибудь серьезно, то с напряжением тянул «э-э-э-э», и работал так же, как говорил, — медленно, всегда опаздывая, пропуская сроки. В его деловитость я плохо верил уже потому, что письма, которые я поручал ему отправлять на почту, он по целым неделям таскал у себя в кармане.
— Тяжелее всего, — бормотал он, идя рядом со мной, — тяжелее всего, что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия. Никакого сочувствия!
Вообще, очень СПОРНАЯ вещь эта - незамечаемая хозяевами лужа соуса на скатерти. Разве не нужно хозяйке подняться и убрать лужу, постаравшись успокоить сконфузившегося гостя, типа: "Со всяким может случиться.. ерунда, сейчас уберём", или, может, увести гостей от стола под каким-то предлогом и переменить скатерть?
Разве нет в этом "ничего не случилось" того же желания "казаться интеллигентным и культурным" человеком?
Образ Лиды в рассказе неоднозначен, как неоднозначны и другие персонажи, (как неоднозначны вообще все мы в жизни). Лида лечит (не имея медицинского образования) крестьян и учит их детей. Она в этом желании приносить благо нищим, забитым жизнью людям напоминает самого доктора Чехова.
Она же говорит в рассказе: "
Самая высокая и святая задача культурного человека - это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем" .
Но эта же Лида разрушает отношения своей сестры и влюблённого в неё художника, заставив сестру и мать уехать. И разрушает она эти отношения хладнокровно, без всякого сожаления и сомнения.
***
Культурный человек, по-моему - это тот, который всю жизнь себя совершенствует, выбирая в качестве направления работы над собой образ внутреннего идеального "я",которое обязательно соприкасается и берёт многое из общечеловеческого идеального "я", выработанного ВСЕМ человечеством на протяжении всех веков своего существования..