Тема труда навеяла воспоминания. Школа. 4 класс и первые уроки труда. Эти уроки были особенные и они оставили след в душе. Помню как в первый раз на уроках домоводства мы , девчёнки, учились варить в первый раз кашу, суп ... Как хотелось потом дома - повторить это умение и какая это была радость, что у тебя всё получилось ! Первые уроки кройки и шитья и первый раз в жизни скроенная и сшитая ситцевая ночная сорочка. И снова я вспоминаю ощущение той же радости в душе, когда сорочка была готова!
Прошли годы и подошёл возраст для уроков труда у моего сына. Он учился в элитной гимназии и там таких уроков ни для девочек, ни для мальчиков не было. Я попыталась узнать по какой причине, директор на собрании сказал, что в нашей гимназии учатся дети, которые будут управлять другими людьми и для них уроки труда не нужны и типа лучше сделать больше уроков информатики - это полезнее, чем делать табуретки .... Я в корне не согласна с такой позицией ...
Вспоминается случай из книги, где отец каждый день просил сына- старшекласника переставить замок у входной двери. Каждый день отец приходил с работы и замок не был переставлен. В конечном итоге отец был в ярости ....И наказал сына .... А в общем- то, всего- то у сына не были сформированы навыки для выполнения этой работы. Вот что пишут в книге, как нужно было добиться реакции от сына :
--- в первый раз отецу желательно было при сыне открутить старый замок и показать как на его место привинтить новый замок ;
--- во второй раз сын под наблюдением отца сам откручивает старый замок и ставит на его место новый ;
--- и только в третий раз можно просить сына выполнить этот труд / эту работу .
И если в третий раз, сын при просьбе отца поменять замок не выполнил этой работы, то только в этом случае можно наказывать сына . Наказание - это наказ , как нужно вести себя в будущем .
В школе при обучении ребята учат законы по- физике, а зачем нужны эти законы и где их можно применить они не знают и получается , что например отремонтировать утюг старшекласники не могут. А не могут потому- что этот навык не сформирован и нечего как говориться пенять на зеркало, коли рожа крива
Иными словами, если знания ( без практики) превышают определённый уровень, то неизбежно утрачивается конкретность и её место занимают абстрактные представления; вместе с конкретностью пропадает и чувство реальности.
Каких только сортов хлеба сегодня нет в магазине, а прочитай состав из чего сделан хлеб -это и дрожжи и улучшители и разрыхлители - ешь не хочу ! И скоро возможно, наступит такое время, что для того чтобы не болеть и быть здоровым нужно будет делать выбор . Выбор в пользу того, что сделано с душой, как для себя ! Так вот - оказывается, какое это удовольствие испечь хлеб полезный для себя, для родных ! Испечь для других людей хлеб , как для себя , как для Бога !!! И если бы каждый человек начал с себя то и продукты и товары в наших магазинах бы продавались другого качества, чем сегодня .
Солнце - это энергия. Без солнечного света наша планета была бы лишена жизни , не было бы воздуха и кислорода , на Земле не было бы никакой растительности и не было бы всего разнообразия жизни ...
Мы все - это так же энергия и давайте же подобно Солнцу трудиться каждый день на благо друг друга .
Причём подобно Солнцу - не привязываться к результатам своего труда . Кто - то из святых, насколько помню Серафим Саровский каждый день проделывали такой странный на первый взгляд труд / работу - перекладывали поленницу из одного места в другое без надобности . Такой труд останавливает сознание и не даёт привязки к результатам своего труда . В буддизме я так же читала об учителе, который дал опять же на первый взгляд бесполезную работу - это садить овощи ботвой вниз ... или другой пример - это красить длинный забор ( при выполнении монотонного труда тормозится сознание, как у космонавтов во время космического полёта ) что благотворно влияет на психику .
И ещё немного информации из книги Эриха Фромма : Здоровое общество
«Для огромного большинства рабочих автомобильной промышленности единственный смысл их работы состоит в получении платёжного чека, а не в чем-то, связанном с трудом или продуктом. Труд выступает как нечто противоестественное, как неприятное, бессмысленное, бестолковое условие для получения платёжного чека, лишённое и достоинства, и значения. Неудивительно, что тем самым поощряется небрежная работа, замедление её темпа и прочие фокусы, направленные на то, чтобы получить ту же оплату за меньший труд. Неудивительно, что в итоге рабочий оказывается несчастным и недовольным, потому что платёжный чек — недостаточное основание для самоуважения».
--------------------------------------------------------------------------------
Отношение рабочего к труду — это результат всей социальной организации, частью которой он является. Будучи «нанятым», он перестаёт быть активным действующим лицом и ни за что не отвечает, кроме надлежащего выполнения порученной ему некоторой отдельной части трудового процесса, и мало в чём заинтересован, кроме того, чтобы принести домой достаточно денег для содержания самого себя и семьи. Ничего большего от него не ожидают и не требуют. Он — часть арендованного капиталом оборудования, и его роль и функция определяются именно этим качеством — быть частью оборудования.
--------------------------------------------------------------------------------
Отчуждённый и глубоко неудовлетворительный характер труда приводит к двум следствиям: первое — идеалу полнейшей лени, второе — к затаённой, хотя зачастую и бессознательной, враждебности по отношению к труду, а также ко всему и всем, с ним связанным.
---------------------------------------------------------------------------------
В своей книге «Жизнь без принципа» (1861)* Торо пишет: «Давайте посмотрим, как мы проводим нашу жизнь. Наш мир — это мир бизнеса. Какая бесконечная суета! Каждую ночь я просыпаюсь от пыхтения паровоза. Он прерывает мой сон. Покоя нет. Было бы великолепно хоть раз увидеть человечество незанятым. Наша жизнь — это работа, работа и ещё раз работа. Я не могу купить чистый блокнот, чтобы записывать свои мысли; все блокноты обычно разлинованы для записи долларов и центов. Один ирландец, увидев меня что-то записывающим на полях, счёл само собой разумеющимся, что я рассчитываю своё жалованье. Если человек в детском возрасте выпал из окна и остался калекой на всю жизнь или был запуган до безумия индейцами, все сочувствуют ему, так как он неспособен заниматься бизнесом! Я думаю, что ничто, даже преступление, не является таким антиподом поэзии, философии, да и самой жизни, как этот непрестанный бизнес…
Если человек ежедневно полдня гуляет в лесу, потому что любит лес, то он рискует, что его объявят бездельником; если же он тратит целый день, играя на бирже и содействуя вырубке этих лесов и оголению земли, то его считают усердным и предприимчивым гражданином. Как будто город заинтересован не в том, чтобы сохранить лес, а в том, чтобы вырубить его!..
Почти все без исключения пути, с помощью которых вы зарабатываете деньги, ведут вниз. Если вы делаете что-то, только чтобы заработать деньги, то это дело непременно пустое и нехорошее. Если рабочий получает только заработную плату, которую платит ему его работодатель, и не больше, то его обманывают, он сам себя обманывает. Если вы зарабатываете деньги, будучи писателем или лектором, то вам придётся быть популярным, а это означает вертикально падать вниз… Рабочий должен стремиться не только к тому, чтобы заработать себе на жизнь, получить «хорошую работу», но и к тому, чтобы выполнить свою работу как следует. Даже с материальной точки зрения городу выгоднее было бы платить рабочим хорошо, так, чтобы они не чувствовали, что работают только для обеспечения своей жизни, трудились бы скорее ради научных или моральных целей.
Не берите на работу человека, который будет её выполнять только из-за денег; берите того, кто идёт из любви к своей работе… Тот способ, которым большинство людей зарабатывают себе на жизнь, представляет собой чаще всего временный заменитель или попытку избежать истинного занятия жизни, поскольку люди либо не знают ничего лучшего, либо не стремятся к нему…»--------------------------------------------------------------------------------