Цитата:
Danilin писал(а):
... чтобы не писать длинный текст, приведу цитату из собственной книжки о сказке "Пиноккио", которую надеюсь сдать в издательство в этом месяце
:
"...Это — одна из главных проблем людей, не желающих страдать, а значит — не стремящихся и взрослеть.
Проекцию, как свойство человеческой психики, впервые описал Зигмунд Фрейд. Слово проекция происходит от латинского глагола projectio, означающего действие по бросанию (выбрасыванию) предмета вперед — перед собой.
Проецируя, человек «выбрасывает» из себя содержания собственного внутреннего мира и «перебрасывает» их объектам внешнего мира. Мы переносим собственные мысли, мнения, воспоминания, черты характера, желания или мечты на других людей, животных или вещи, приписывая им характеристики, которые на самом деле существуют лишь в нашем собственном воображении. В результате, процессы, происходящие во внутреннем мире, ошибочно воспринимаются как приходящие извне.
Мы приписываем другим людям свойства и черты характера, которыми хотели бы обладать сами. Случается и обратное: мы приписываем другим людям те свойства характера, которых не терпим (значит и не признаем) в себе самих.
Мы считаем свое мнения о людях — «объективным», то есть правильным, а на самом деле, партнер по общению ощущает себя совершенно по другому. При близком знакомстве часто выясняется, что мы всего лишь налепили (проецировали) на человека, привычный «ярлык» с определением его характера. Мы делим людей на «нормальных» и «ненормальных», используя в качестве «эталона нормальности»… самих себя.
Мы не хотим думать о человеке, не хотим чувствовать его — мы не хотим признавать в ближнем своем его право на тайну. Поэтому, мы механически используем, для определения отношения к людям, набор «ярлыков» или «штампов»: «умный — дурак»; «добрый — злой»; «нормальный — ненормальный».
Мы, следуя за рекламой, приписываем вещам способность доставлять нам радость и счастье, понимая при этом, что счастье — это сугубо внутреннее состояние души.
Мы приписываем своим домашним животным качества личности, которых мучительно не хватает нам самим.
Наши любимые сказочные герои становятся носителями наших внутренних идеалов — черт личности, которые нам хотелось бы выработать в себе, но мы… так и не смогли.
Дочь Фрейда — Анна Фрейд отнесла подобные реакции к разряду психологических защит. От чего же защищается человек, осуществляя проекцию, зачем она нам нужна?
Мы защищаемся от ответственности.
В приведенном фрагменте сказки Пиноккио впервые заявляет о стремлении к легкой жизни: «у меня нет ни малейшего желания учиться. Гораздо приятнее бегать за мотыльками, лазать на деревья…».
У возможности легкой жизни есть одно, не заметное на первый взгляд, условие: вести «трудную» жизнь должен кто-то другой. Кто-то другой будет учиться, работать, кормить и одевать меня самого, а я буду «бегать за мотыльками». На этого самого неведомого «другого» я с радостью перенесу ответственность за свою жизнь. Утверждение: «я хочу развлекаться», всегда одновременно означает — «меня кто-то должен развлекать». Первым объектом переноса — объектом, который должен исполнять все наши желания в жизни каждого человека оказываются родители.
Для того, чтобы принять ответственность на себя, нужно обнаружить внутри самого себя, что-то на что можно опереться, — что-то «твердое».
Однако, внутри души все кажется зыбким и противоречивым. Поэтому, мы думаем, что все «твердое» (уверенное) существует лишь в душе других людей, в первую очередь — в душе родителей.
Мы даже не задумываемся о том, что «твердое» — всего лишь проекция.
Многочисленные психологические исследования самооценки показывают: подавляющее большинство людей оценивает уверенность в себе… ниже среднего.
Уверенность существует у нас внутри, но мы предпочитаем «перекидывать» ее родителям или партнерам, поскольку это позволяет избавиться от страдания — от ответственности за свою и чужую жизнь.
Самостоятельные решения принимать страшно — никто не может избавить нас от ошибок. Ошибка, которую мы совершаем (или можем совершить), прищемляет длинный нос нашего самолюбия — вызывает страдания.
Человеку все время кажется, что развлекаться можно… безошибочно. Поэтому Пиноккио хочет развлекаться, а возможность учиться, и добывать пропитание предоставляет Джеппето.
Развлечения так важны для нас, потому что во время развлечений ответственность за нашу жизнь и состояние души принимают на себя… «аниматоры».
Существует психологический процесс обратный проекции. Фрейд назвал его «интроекцией» — включением внешних мнений, отношений, теорий, образов и традиций в структуру внутреннего «я».
В обществе, для культуры которого возможность проекции (перебрасывание ответственности на другого человека или другое начало), является идеалом — ценностью к которой стремиться большинство людей взаимоотношения проекции и интроекции выглядят очень просто. Перебрасывая ответственность, человек тем самым освобождает в своей душе «пустое место» предназначенное для внушений «умных людей»: политиков, кинорежиссеров, телеведущих, актеров… мужей, жен или, до старости, все тех же родителей.
Если исходить из мысли о том, что Пиноккио — «чистая доска», то всю сказку можно прочесть, как описание борьбы за то, какие именно мысли и взгляды интроецирует деревянный человечек...".