Исходя из содержания стиха понятно, что когда Тютчев его сочинил и он, и его вдохновительница были уже в летах и я думала по этой теме не писать, все-таки мне еще не 67..., но потом я подумала что может быть то, что описывается в этом стихотворении свойственно всем возрастам.
Селена писал(а):
И кажется, ну что может вызвать в душе немолодого поэта образ постаревшей возлюбленной. Грусть о прошедших годах, тоску об утраченном счастье, сожаление о мимолетности времени и чувств. Но на самом-то деле все не так. Все стихотворение о ярком чувстве любви. Причем не о прошлом чувстве, не о прошедшем, а о чувстве, словно спящем и проснувшемся, проснувшемся в реальной жизни настоящего…
Это мне показалось основным: почему "на самом-то деле все не так"? Почему встреча с пожилой возлюбленной вызывает не тоску по ушедшему, а воскрешает чувство любви?
В жизни есть преходящее, а есть вечное, так же даже во внешности человека: есть физиологические черты, которые со временем стираются, а есть черты внешности, которыми наделяет именно душа: взгляд, выражение лица, жесты, различные повадки, "словечки", интонация голоса - это может оставаться неизменным. Поэтому, когда Тютчев встретилил эту женщину, он понял, что ничего не изменилось, точнее изменилось многое, но самое главное, то благодаря чему он сможет узнать этого человека из тысяч других и то, во что он когда-то влюбился, сохранилось. Он так и пишет:
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
***
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!Вот это чувство, что главное не изменилось и приводит к мысли:"И юность ушедшая все же бессмертна!"
Бывает так, что, например, у моего отца или у бабушки проскальзывает какая-то интонация в голосе или взгляд и я думаю про себя:"Да-да, она наверное и в детстве так смотрела (говорила), и в юности, и всегда. Я не знаю, какими они были в детстве и не могу сравнивать, но мне вот так кажется, что-то сохраняется из прошлого и иногда прорывается наружу.
И еще, читая это стихотворение я подумала о комплексах, и о том, как их интересно описал
Pavel, что стоит человеку столкнуться с первопричиной комплекса, как включается весь механизм, только в данном случае в более позитивном смысле. Когда я читала о комплексах, то узнала, что они могут формироваться как вокруг плохого явления, так и вокруг хорошего и что вокруг любимого человека тоже формируется комлекс из того, что с ним связано, что с ним ассоциируется. Так Тютчев встретив свою любимую, вспомнил не только ее, но и всю свою молодость:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь