Послушала передачу, тему ещё не дочитала. Передача началась с разговора о вине двух супругов или любовников. И мне вспомнилась давнишняя передача об Анне Каренине Льва Толстого, где героиня была представлена
"в роли манипулятора и морфинистки, а также коварной и лживой натуры, истеричкой и неврастеничкой, любящей только себя и желающей властвовать окружающими ее людьми" (цитата с одного форума). Как я поняла один автор, который развивал ту же мысль в своём эссе, вам, Александр Геннадьевич, выставил устные претензии в плагиате. Я знаю законы СМИ, какое-то время там работала, вы имеете право на свободное цитирование материалов (без указание источников), которые не защищены авторским правом, а это все материалы, которые находятся в свободном пользовании Интернета. Но, вернёмся к Анне Карениной, я рекомендовала бы всем прочитать это эссе, потому что там, на примере главной героини, по-полочкам разложены механизмы перекидывания вины на других, вот ссылка:
http://vorontsova-nvu.livejournal.com/73675.html Что я думаю о ВИНЕ? Ничего я не думаю. Я хочу рассказать о своём ВИДЕНИИ. В другой теме я дала ссылку на отрывок из фильма "Властелин легенд", там старый индеец говорит:
"... истинная сила и мудрость приходит изнутри, когда человек осознаёт своё единство со всем творением, когда он осознаёт, что в сердце вселенной есть источник силы более великой, чем в нём самом. Этот центр везде, он в каждом из нас. Ступай, иди по доброй красной дороге". В русском языке вино и вина, близкие по звучанию слова. Вино - красного цвета, цвета крови. Чувство вины - в моих видениях, тоже красного цвета. Не знаю, может быть потому, что "вину - искупают кровью". Чувство вины формирует нашу "красную самость". В моих сновидениях это автобус - красного цвета. Почему автобус? Да, потому что та самость, которая вывозит не только себя, но и двигает других, я называю "самостью спасителя". У этой самости есть свой особый маршрут:
Красный автобус - всегда должен поворачивать направо, как бы огибая нашу природную, естественную зону. Это как двухголовый орёл: одна голова, которого смотрит в будущее. Эта голова должна испытывать жгучую вину красного цвета. Красный цвет это цвет энергии и активности. На этом автобусе, мы ни в коем случае не должны поворачивать налево, смотреть в прошлое, огибать "страну Великанов". Бог создал Мир и Человека - совершенным. Природа, созданная им, совершенна. Эту природную часть мы должны уметь защищать, потому что она очень подвержена агрессорским нападениям, и не только со стороны "чужаков", мы, в-первую очередь, разрушаем и уничтожаем её. Красная самость, это как древние обережные вышивки, сделанные красной нитью, на белых рубахах. Образы этих вышивок, как говорил Кунгуру, содержат частицу Души, образ Бога: вышивка изображала коня, берегиню, петуха и пр. Поэтому я согласна с
sLOGOSemya, который рассказывал о том, что в древности, перед тем как убить растение или животное, человек просил прощение или давал обязательства, которые исправят его посупок.
А вот о Великанах, в том числе о Христианстве, это другой, очень сложный разговор. Здесь вина - выступает в другой ипостаси, здесь она не может и не должна быть движущей силой. Любой Великан создаётся на крови. В этой теме мы вспоминали Пушкина, его "Бориса Годунова" и монолог Ивана Грозного:
Но если в ней (т.е. - в совести) единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.А вот интересный комментарий к нему:
"Как видим здесь, "мальчики кровавые" входят в перечень непременных атрибутов угрызений совести. Откуда оно взялось? Считают, что от обвинения Бориса Годунова в организации убийства семилетнего царевича Дмитрия. Могу добавить, что не исключена, как по мне, параллель с царем Иродом, организовавшим "избиение младенцев". Пушкин все-таки рассчитывал на читателя, знакомого с библейскими сюжетами".
Конечно, "избиение младенцев Иродом" может быть мифическим образом, а не исторической реальностью. Но этот образ - главное свидетельство того, что любая Церковь, Религия, Власть, Учение, Стихотворение - будет строится на крови: своей личной, младенца, женщины, народа и пр.пр. Помните Синюю Бороду и его потайную кровавую комнату в замке? Нет, Великаны, быть может, тоже испытывают вину и жалость, но они сублимируют эти чувства в творчество. А творчество для них превыше всего, даже превыше человеческих жизней и судеб. Приведу ещё одну цитату из своей авторской темы, цитата адресована Пушкину:
"Он сделал жизнь источником своих сюжетов и писал все личной или чужой кровью". Я не осуждаю Великанов, не осуждаю ни Христианскую Церковь, ни Пушкина. Они важные памятники - человеческим ошибкам, они Путь - но это не "красная дорога" Вины, это "синяя дорога" Любви.