Да, вряд ли мы здесь сможем обсудить теософские воззрения мадам Блаватской. Для этого надо, если и не быть теософом, то хотя бы подробно и досконально изучить ее труды. Думаю, что таких среди нас немного. Лично я “Тайную доктрину” так и не дочитала. Застряла где-то на втором томе. Но в теме поставлен вопрос, который, наверное, рассмотреть мы все-таки сможем…
Цитата:
О роли и возникновении теософии в человеческой душеТак вот, наверное, это и важно понять: почему в средине 19-го века на христианском Западе получают невероятную популярность идеи Востока? Несмотря на то, что теософы утверждают, что их учение – это синтез всех древних знаний, основываются они все-таки на мудрости, мифах и религиозной мистике Востока.
19-ый век – начало духовного кризиса в западной цивилизации. Материализм утверждается полностью во всех отраслях научных знаний, включая психиатрию.
Из истории психиатрии
На более высокую научную ступень поднялось учение немецкого психиатра В. Гризингера (1817 – 1868). Он объяснял психические заболевания с материалистических позиций, утверждая возможность рефлекторной природы психической деятельности и считая психические нарушения результатом болезни мозга. Гризингер был не только сторонником взглядов Конолли, но и претворял его идеи в жизнь. Он настаивал на освобождении больных от всяческих мер стеснения и оказания им медицинской помощи.
Французский психиатр Б. Морель (1809 – 1872) полагал, что основной причиной психических расстройств является наследственная отягощенность, что патологические признаки болезней накапливаются из поколения в поколение, а такие болезни, как туберкулез, сифилис, алкоголизм, служат провоцирующими факторами и способствуют утяжелению психического заболевания.
Идеи Мореля были развиты во Франции Маньяном (1835 – 1916), в Германии Р. Крафт-Эбингом (1840 – 1902), в Италии И. Ломброзо (1836 – 1909), в России В. Ф. Чижом (1855 – 1922). Эти ученые, недооценивая социальные причины общей и психической заболеваемости, создали теорию вырождения, дегенерации, психически неполноценность людей. Согласно данной теории, все психические расстройства носят наследственный характер и обусловливают неспособность психически больных индивидуумов к выживанию. Такая точка зрения содействовала развитию концепций о расовых различиях человечества и других реакционных учений. Большое влияние на развитие психиатрии оказали Т. Мейнерт (1833 – 1892) и К. Вернике (1846 – 1905).
Свернуть
http://www.medicinform.net/history/nauka/10_3.htmОт традиционных религий остаются только традиции и ритуалы. Нравственность все дальше отодвигается в сторону философии и искусства.
Духовность, как состояние души, все больше размывается, теряет сферы локализации. И в этот вакуум, в эту пустыню врывается Елена Блаватская со своими идеями и концепциями. Личность яркая и, несомненно, одаренная. Была ли она подлинным медиумом (экстрасенсом, как сейчас говорят) или талантливым мистификатором (какой ее считали недруги), даже не в этом суть. Она была харизматична для того, чтобы сплотить вокруг себя потерявших что-то главное людей. Она приносит неизвестную тогда еще на Западе мудрость Востока да еще в почти околонаучной упаковке. Возможно, тогда казалось: ну вот сейчас мы все это распространим и изучим и духовность на новом витке вернется в нашу жизнь.
Сделало ли кого-нибудь изучение теософии духовнее и совершеннее, я не знаю. Но чем дальше я читала “Тайную доктрину”, тем более убеждалась: нет, это не мое. Какая-то сложно структурированная теория, которую никогда нельзя будет проверить. А поверить в нее у меня не получилось.
Духовность – это подвиг не ума. Скорее всего, это подвиг чувства. Ближе мне по духу оказались русские христианские философы.
А теософия,… да согласна с Виктором…
Djuley писал(а):
Смею заявить, что сообщество наше, по сути, теософское и роль Е.П.Б. в этом велика.
Ее теория в разных упрощенных видах гуляет по всем эзотерическим и околоэзотерическим статьям и книгам. Непознаваемое, Тайну хочется упростить до схем и иерархий, чтобы успокоить мятущийся ум. Ведь это именно он, с одной стороны, находится в тревоге, что из сферы его понимания ускользает такое важное понятие как духовность. С другой стороны он, ум, всеми силами стремится упростить себе жизнь. Должна быть простая и общедоступная, пусть и несколько громоздкая, доктрина, объясняющая всё на свете,... все религии, все философские мировоззрения, все научные концепции. Потребность в теософии была и теософия возникла. Это потребность ума в той же самой “волшебной палочке”,… понять все и сразу и через это понимание стать “духовным”.
ИМХО
P.S.
quagga писал(а):
Но труды Блаватской и Рерихов я долго изучать не смогла, хотя, казалось бы- вот, нашла, где же еще, как не в них, таинственное прописано так осязаемо и так полно?- для меня это был набор схем, компиляции в попытке объять необъятное и создать такую плотную картину мира, чтобы в ней не осталось совсем никаких просветов..
Да, Юля. У меня тоже такое же чувство возникало при чтении их книг. В них совсем не оставалось свободы собственного осмысления, как в философских текстах, или свободы собственного чувствования, как в поэтических и мифологических произведениях. Они заковывали ум в очень сложную концептуальную структуру.