Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Елена Блаватская
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1605
Страница 2 из 14

Автор:  Djuley [ 19 авг 2013, 07:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Смею заявить, что сообщество наше, по сути, теософское и роль Е.П.Б. в этом велика.

Автор:  quagga [ 19 авг 2013, 07:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Бегущая по волнам писал(а):
Юля, я просто ошарашена, вашим рассказом. Мне пришла в голову мысль, что может быть и в правду гуманитарии живут в каком-то своем мире, как-то по-своему касаются тайны и потом приходят к Богу, например христианскому..
Или мне лично так повезло, что ещё с детства я задумывалась об устройстве мира, чему способствовало чтение фантастики.. А в студенчестве мы - естественники - часами обсуждали и спорили "о запредельных предметах, о таинственном и загадочном, как о действительно существующей реальности".

Не знаю, как приходят к мысли, что Бог- реальность, гуманитарии, потому что я медик, и большее доверие испытываю к тем путям, которые проложены в направлении Бога учеными- физиком Бомом, биологами Прибрамом и Александром Менем, математиком Флоренским.. Мне хочется потрогать тайну руками, увидеть ее математическую формулу- пусть я не все там пойму, но сама формула или препарат под микроскопом станут наглядным подтверждением реального существования таинственного! Но труды Блаватской и Рерихов я долго изучать не смогла, хотя, казалось бы- вот, нашла, где же еще, как не в них, таинственное прописано так осязаемо и так полно?- для меня это был набор схем, компиляции в попытке объять необъятное и создать такую плотную картину мира, чтобы в ней не осталось совсем никаких просветов..

Автор:  Селена [ 19 авг 2013, 09:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Да, вряд ли мы здесь сможем обсудить теософские воззрения мадам Блаватской. Для этого надо, если и не быть теософом, то хотя бы подробно и досконально изучить ее труды. Думаю, что таких среди нас немного. Лично я “Тайную доктрину” так и не дочитала. Застряла где-то на втором томе. Но в теме поставлен вопрос, который, наверное, рассмотреть мы все-таки сможем…
Цитата:
О роли и возникновении теософии в человеческой душе

Так вот, наверное, это и важно понять: почему в средине 19-го века на христианском Западе получают невероятную популярность идеи Востока? Несмотря на то, что теософы утверждают, что их учение – это синтез всех древних знаний, основываются они все-таки на мудрости, мифах и религиозной мистике Востока.

19-ый век – начало духовного кризиса в западной цивилизации. Материализм утверждается полностью во всех отраслях научных знаний, включая психиатрию.
Из истории психиатрии
На более высокую научную ступень поднялось учение немецкого психиатра В. Гризингера (1817 – 1868). Он объяснял психические заболевания с материалистических позиций, утверждая возможность рефлекторной природы психической деятельности и считая психические нарушения результатом болезни мозга. Гризингер был не только сторонником взглядов Конолли, но и претворял его идеи в жизнь. Он настаивал на освобождении больных от всяческих мер стеснения и оказания им медицинской помощи.
Французский психиатр Б. Морель (1809 – 1872) полагал, что основной причиной психических расстройств является наследственная отягощенность, что патологические признаки болезней накапливаются из поколения в поколение, а такие болезни, как туберкулез, сифилис, алкоголизм, служат провоцирующими факторами и способствуют утяжелению психического заболевания.
Идеи Мореля были развиты во Франции Маньяном (1835 – 1916), в Германии Р. Крафт-Эбингом (1840 – 1902), в Италии И. Ломброзо (1836 – 1909), в России В. Ф. Чижом (1855 – 1922). Эти ученые, недооценивая социальные причины общей и психической заболеваемости, создали теорию вырождения, дегенерации, психически неполноценность людей. Согласно данной теории, все психические расстройства носят наследственный характер и обусловливают неспособность психически больных индивидуумов к выживанию. Такая точка зрения содействовала развитию концепций о расовых различиях человечества и других реакционных учений. Большое влияние на развитие психиатрии оказали Т. Мейнерт (1833 – 1892) и К. Вернике (1846 – 1905).
Свернуть
http://www.medicinform.net/history/nauka/10_3.htm
От традиционных религий остаются только традиции и ритуалы. Нравственность все дальше отодвигается в сторону философии и искусства.
Духовность, как состояние души, все больше размывается, теряет сферы локализации. И в этот вакуум, в эту пустыню врывается Елена Блаватская со своими идеями и концепциями. Личность яркая и, несомненно, одаренная. Была ли она подлинным медиумом (экстрасенсом, как сейчас говорят) или талантливым мистификатором (какой ее считали недруги), даже не в этом суть. Она была харизматична для того, чтобы сплотить вокруг себя потерявших что-то главное людей. Она приносит неизвестную тогда еще на Западе мудрость Востока да еще в почти околонаучной упаковке. Возможно, тогда казалось: ну вот сейчас мы все это распространим и изучим и духовность на новом витке вернется в нашу жизнь.
Сделало ли кого-нибудь изучение теософии духовнее и совершеннее, я не знаю. Но чем дальше я читала “Тайную доктрину”, тем более убеждалась: нет, это не мое. Какая-то сложно структурированная теория, которую никогда нельзя будет проверить. А поверить в нее у меня не получилось.

Духовность – это подвиг не ума. Скорее всего, это подвиг чувства. Ближе мне по духу оказались русские христианские философы.

А теософия,… да согласна с Виктором…
Djuley писал(а):
Смею заявить, что сообщество наше, по сути, теософское и роль Е.П.Б. в этом велика.

Ее теория в разных упрощенных видах гуляет по всем эзотерическим и околоэзотерическим статьям и книгам. Непознаваемое, Тайну хочется упростить до схем и иерархий, чтобы успокоить мятущийся ум. Ведь это именно он, с одной стороны, находится в тревоге, что из сферы его понимания ускользает такое важное понятие как духовность. С другой стороны он, ум, всеми силами стремится упростить себе жизнь. Должна быть простая и общедоступная, пусть и несколько громоздкая, доктрина, объясняющая всё на свете,... все религии, все философские мировоззрения, все научные концепции. Потребность в теософии была и теософия возникла. Это потребность ума в той же самой “волшебной палочке”,… понять все и сразу и через это понимание стать “духовным”.
ИМХО

P.S.
quagga писал(а):
Но труды Блаватской и Рерихов я долго изучать не смогла, хотя, казалось бы- вот, нашла, где же еще, как не в них, таинственное прописано так осязаемо и так полно?- для меня это был набор схем, компиляции в попытке объять необъятное и создать такую плотную картину мира, чтобы в ней не осталось совсем никаких просветов..

Да, Юля. У меня тоже такое же чувство возникало при чтении их книг. В них совсем не оставалось свободы собственного осмысления, как в философских текстах, или свободы собственного чувствования, как в поэтических и мифологических произведениях. Они заковывали ум в очень сложную концептуальную структуру.

Автор:  Molli [ 19 авг 2013, 09:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

вообще я согласна с приведённым ниже мнением, многие таким образом "попали", что называется.

"Оккультные знания привлекают человека тем, что обещают возвысить его до состояния Бога.
Освобождая свои скрытые психические силы, человек возвышает себя. Однако по мере восхождения на более высокие уровни сознания программа его развития радикально меняется: он переживает слияние с безличным «космическим сознанием», в котором исчезает ощущение границ собственного «я». Благодаря своей интенсивности и глубине мистическое озарение делает отказ от своей личности желанным и легким. С этого момента человек начинает рассматривать собственное «эго» уже как помеху, препятствующую слиянию с безличностным космическим сознанием. Поэтому после возвращения из состояния «космического сознания» человек обычно раздувает свое «я до космических масштабов."

Автор:  Djuley [ 19 авг 2013, 12:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Не вини коня - вини дорогу

Автор:  Djuley [ 19 авг 2013, 12:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Molli, кто автор этого этого "опыта" со множеством кавычек?

Селена писал(а):
.............................................
А теософия,… да согласна с Виктором…
...........

Хм, не нахожу.

Автор:  Danilin [ 19 авг 2013, 12:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Честно говоря, я предложил эту тему, чтобы снова задать вопрос: что это за знания?
Видение, откровение, жульничество (желание славы и влияния), безумие или что-то еще?

Автор:  Djuley [ 19 авг 2013, 12:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Danilin писал(а):
Честно говоря, я предложил эту тему, чтобы снова задать вопрос: что это за знания?
Видение, откровение, жульничество (желание славы и влияния), безумие или что-то еще?

Для меня это не знание, а лишь информация к сведенью. А для Блаватской, вероятно, это были знания.

Автор:  Molli [ 19 авг 2013, 12:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Djuley писал(а):
Molli, кто автор этого этого "опыта" со множеством кавычек?

Djuley, с ним лично не знакома.
а что не доводилось общаться с людьми имеющими "такой опыт"?
Тогда давайте знакомиться) Испытатель "мистических глубин"-Молли (щютка=)

Автор:  Djuley [ 19 авг 2013, 13:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

:-)
Нет, только читать про таких доводилось:
Цитата:
... Вокруг интеллигентный народ толпится, много студентов, гимназисток. Сворачивает Шка приговор, прячет в карман, свистит. Появляется подручный Шка Иванова — Мишаня Кавычки. Высокий, узкоплечий, бритоголовый дылда с извечно глумливым выражением лица. Прозван так за то, что все говорит как бы в кавычках и после каждого слова двумя руками возле головы своей кавычки изображает, становясь в сей момент зело на зайца русака похожим ...
В. Сорокин. День Опричника.

Автор:  quagga [ 19 авг 2013, 13:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Селена писал(а):
Да, Юля. У меня тоже такое же чувство возникало при чтении их книг. В них совсем не оставалось свободы собственного осмысления, как в философских текстах, или свободы собственного чувствования, как в поэтических и мифологических произведениях. Они заковывали ум в очень сложную концептуальную структуру.

Да не в этом дело.. Свобода собственного осмысления и чувствования присутствует всегда. Попытаюсь объяснить.. Когда умер мой друг, знакомая из общества дала мне книжку издательства теософического общества, она называлась "Письма мертвого человека" или что-то в этом роде. Там описывается, как умерший человек писал письма с того света, двигая рукой медиума. Наверное, не стоит говорить, как первое время после смерти близкого человека хочется получить от него письмо или любую другую весть.. Настоящее, несомненное известие, на бумаге, чернилами! Я стала читать, и страшное ощущение утраты стало усиливаться тем, что я не могла не верить написанному, потому что я хотела верить тому, что там было написано, но вопреки моей воле возрастало чувство ужасающей безысходности от описаний "того света" в варианте, изданном "Теософическим обществом".. Там, все было как здесь, достоверно, узнаваемо, плотно.. Есть такая кинокартина, "Куда уводят мечты", там герой попадает в иные миры, и вот, он идет по цветущему лугу, и замечает, что нога выдирается из пестрого полотна прекрасных цветов с чмоканьем- он идет, оказывается, по нарисованным толстым слоем масляной краски, ненастоящим цветам.. С книгой у меня было нечто подобное.. Мне не хотелось увидеть Сашу "в раю, в котором курят сигары"! Это строчки из книги Клайва Стейплза Льюиса "Боль утраты".. Возможно, мое негативное отношение к теософии сформировалось случайным образом, сама теософия ни при чем, просто на моем пути к ней оказались неприятные мне люди, но то, что мне нужно было чудо несомненное, вещественное и плотное- не случайность, а мое желание и выбор..

Автор:  Molli [ 19 авг 2013, 14:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

ещё одну цитату приведу.

"Все теории, основывающиеся на личном отношении, все религии, оказываются не описывающими реальность, а проповедующими некую мораль основателей и последователей. В том числе, и это -превалирует, - личные представления о значимости власти."

Вот к какому психотипу можно Блаватскую отнести?
Может кто-то из имеющихся здесь специалистов поможет нарисовать портрет, этой без сомнений интересной личности?

Автор:  Иван Журавский [ 19 авг 2013, 14:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

Мне вот например смешны рассуждения о семи расах, когда в буддизме я встречаю вполне аргументированные упоминания о 32 уровнях сознания.

Когда то в детстве у меня была мечта, свести эксперименты режиссеров в одну некую систему. Благо, я ничего не довожу до конца.:) Получилось бы тоже нечто вроде быка с хвостом крокодила и головой медузы :), что и представляет из себя попытка мадам Блаватской обобщить нечто, что ей понравилось, как ищущему человеку в некую систему, понятную только ей одной, да и то едва ли :) причем с претензией на новое слово системы в которой нова только консистенция смеси всего из всего

Когда я интересовался творчеством мадам, мне как-то на глаза попалась фраза из ее письма, суть которой сводилась к характеристике идиотизма людей, которые принимают ее писания на веру. :) Искать и копаться снова в этом - лень, но суть была приблизительно такой

Автор:  Селена [ 19 авг 2013, 15:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

quagga писал(а):
Да не в этом дело..

Понятно, Юль. Я как-то по-своему поняла твое сообщение.

Автор:  Molli [ 19 авг 2013, 15:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Елена Блаватская

не знала-не знала...

«В Каире Лёля… пристрастилась к гашишу. Его курение… вызывало у неё потрясающие видения, словно с обыкновенных вещей спадала пелена, и они завораживали своей непостижимой сутью… Чревовещатели говорят не размыкая губ и разными голосами… Она без особого напряжения, смущения и зазрения совести вытягивала из глубины своей души самые неожиданные и любопытные человеческие типажи, которые друг с другом в обыкновенной жизни вряд ли ужились бы» (Сенкевич, 2010: 142, 198).

интересный материал
http://characterology.ru/patographia/po ... _4591.html

Страница 2 из 14 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/