Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Школьные учебники
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1612
Страница 2 из 5

Автор:  Селена [ 11 сен 2013, 18:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Людмила писал(а):
Тема очень скучная (в восприятии многих бывших школьников). И это говорит само за себя.

Тема действительно скучная. Все пыталась вспомнить собственные школьные учебники и кроме обложек не вспоминается ничего. Впрочем нет, вспоминается. Вспоминается именно та самая скука, когда садишься за них, потому что надо. Надо порешать задачи, надо написать упражнения, надо хотя бы что-то прочитать из заданного. Выручала хорошая память. Могла прочесть параграф на перемене или пока учитель выбирает из журнала очередную “жертву” к доске. Прочитанное чаще всего успешно забывалось.
Однако вот над этим…
Цитата:
Об отношении школьных учебников к душе и их роли..
… задумалась.

Ведь интерес к учебе, несмотря на скучные учебники у меня был. Особенно к точным наукам: математике, физике. И я вспомнила, что еще до школы дома появился какой-то из занимательных учебников Перельмана. Точно не помню какой, помню только что по математике. Посмотрела в интернете, у него оказывается очень много разных занимательных учебников по математике. Не знаю, может быть оттуда, из этого занимательного учебника, и зародилась во мне любовь к математике, которая и помогала все школьные годы открывать совсем неинтересные школьные учебники.
А в институте наткнулась на “Фейнмановские лекции по физике”. Сначала разбиралась по ним, а затем уже по скучным лекциям нашего преподавателя. До сих пор эти лекции у меня на книжной полке. До сих пор иногда снимаю какой-нибудь том, чтобы вспомнить очередные забытые формулы или соотношения.

И вот сегодня подумала, что эти книги просто увлекли мою душу на ту высоту, которую они, эти учебники, стремились до меня донести. И уже затем ум, спускаясь с этой высоты, уже с минимальными усилиями и с огромным интересом решал задачки, разбирался в формулах и процессах, запоминал сложные соотношения. Но все это потом. А первый интерес был не ума, а души. Именно она, любопытная, полезла вслед за автором по каким-то на тот момент очень занимательным для нее текстам.
И еще. Можно вспомнить книги Жюль Верна. Как же там много ботанических и географических подробностей, что впору их предлагать в качестве занимательных дополнительных пособий по ботанике и географии. По крайней мере, мне кажется, что география для меня выросла из его приключенческих книг.

Пост в основном не по теме. Просто я не знаю можно, а главное нужно ли делать школьные учебники столь же занимательными как те книги, которые привили мне любовь к учебе. :ne_vi_del:

Автор:  Molli [ 11 сен 2013, 18:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

никогда не забуду чувства, от первого, долгожданного знакомства с Букварём.
наверное потому-что он был первым)

Зы. помню все-все "картинки"))

Изображение
http://bosonogoe.ru/blog/1374.html

Автор:  Ольга [ 11 сен 2013, 20:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

А я вот вспомнила книгу Сельмы Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями"
изначально учебник географии ,между прочим)
Скучные учебники у наших детей,в началке ,действительно,много перемен (пресловутые ФГОСы) ,а в среднем и старшем звене все глухо((

Автор:  Эльмира [ 11 сен 2013, 20:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Кунгуру писал(а):
" Согласно стандартам второго поколения ученик должен сам на уроке определить тему урока, цели урока, поставить перед собой задачи, определить пути их решения (все самостоятельно), достичь результата и в конце урока представить законченный проект. И это все за 45 минут. Как это возможно ума не приложу.

Как раз сегодня была на родительском собрании в классе младшей дочки. Учительница сказала, что уже в прошлом году она просила наших детей( тогда второклашек)определять цели и задачи. 2-3- ученика с этим заданием справлялись неизменно легко, остальные пока пассивно наблюдали. То есть учительница просила открыть учебники, прочитать параграф и подумать, о чём сегодня они будут говорить на уроке? Чему они должны научиться? Какие задачи совместно решить?
Напугала инициатива наших законотворцев.. Кунгуру, вы слышали о такой: учитель будет находиться в отдельном кабинете и вести урок сразу в четырёх классах по скайпу.
Конечно, всё на уровне предложения пока..но такое ощущение, что некоторые наши законодатели соревнуются: у кого будет самая безумная и одновременно рентабельная идея(((
***
Об учебниках. Что с ними происходит? Назову формальные признаки:
Взяла учебники дочки за 8 класс. Почти все они выпущены в 2011 году, Но ВСЕ переизданные.Самые новые - 3третьего издания (Русский язык и география). Литература выдержала восемь изданий, физика четырнадцать, обществознание девять, химия семнадцать etc.
Неприятно поразил учебник литературы (вторая часть) в том месте, где учебник разбирает с детьми рассказ Чехова "О любви". Ниже напишу почему.

Автор:  Бегущая по волнам [ 11 сен 2013, 20:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Я помню практически все учебники. Нормально к ним относилась.
Не могу сказать, что мне было интересно, но учебники уважала, если так можно выразиться.
Единственный учебник, который вызывал у меня живой интерес - это учебник "Истории древнего мира". Ещё нравился учебник по Географии. (Физической, а не экономической).
Учиться в школе мне не нравилось и сентябрь ждала, как неотъемлемое зло).
Но училась на отлично и школу кончила с медалью.
Мне кажется, что никакие три-татушки-три-тата в школьных учебниках не нужны.
А у детей надо развивать понимание чувства долга и слова "надо".

Автор:  Эльмира [ 11 сен 2013, 21:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Вот как раз и "о чувстве долга", и о любви..
Итак, учебник литературы 8 класс, 2 часть:
Цитата:
Герой рассказа Алёхин утверждает:"…мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю." В доказательство герой рассказывает историю своей любви. Но перед тем, как изложить её, он говорит о себе несколько слов, бросающих свет на его характер и образ русского интеллигента вообще. Алёхин кончил курс в университете, и, судя по всему, ему очень хотелось заняться науками. он склонен к кабинетной работе, однако, случилось так, что герой поселился в имении, начав вести хозяйство, отнимавшее у него всё время, и постепенно забыл и о науке и о привычках культурного человека (напомню от себя речь идёт о таких привычках как обедать наверху в господских комнатах, пить ликёр и читать журналы ) Испытывая невыносимую скуку и брезгливость оттого, что занимается нелюбимым делом, которое - он чувствует- не нужно и которое, кроме душевной пустоты, ничего ему не приносит, он всё-таки не бросает имения. Что же мешает ему уехать и начать жизнь, более соответствующую его склонностям и способностям? Дом отца? Но продай Алёхин имение, он погасил бы долг и стал бы свободен.

Что же изменилось, когда герой полюбил?Какие вопросы тревожили его?
Чеховские герои, полюбив, не изжили дурной рефлексии, не возвысили свои души.Их неизменно тянет вниз груз серьёзных нравственных сомнений. Запоздалое объяснение, пропущенное счастье! Алёхин позднее понимает, как обманчиво было всё то, что мешало любить. Высший, более высокий смысл остался для Алёхина недоступным.
Чехов отвергает (ничего себе категоричность!) тезис Алёхина о специфичности русской любви... Писатель поведал о скорбной доле русского интеллигента, который не только по чужой, но и по собственной воле истощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления"
( В Коровин)

Каково? По-моему, Чехова просто шмякнули об стенку и расплющили! Куда делась зыбкая неоднозначность, полифония смыслов, сложная гамма чувств? Всё свелось к "правильным" - вернее, в тексте "здоровым" инстинктам, отсутствию нравственных сомнений и рефлексии! У меня просто нет слов!
Это, наверное, соответствует программе деторождения в стране, но при чём здесь Чехов и дореволюционная интеллигенция? Их-то за что так?

Автор:  Ольга [ 11 сен 2013, 21:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

"Понимание чувства долга и слова "надо"..
А как развить сие у детей подскажите Бегущая?
Скучные ,серые и ОТОРВАННЫЕ от реальной жизни учебники не помогут уж точно.

Автор:  Бегущая по волнам [ 11 сен 2013, 21:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Ольга писал(а):
"Понимание чувства долга и слова "надо"..
А как развить сие у детей подскажите Бегущая?
Скучные ,серые и ОТОРВАННЫЕ от реальной жизни учебники не помогут уж точно.

Это с раннего детсадовского возраста надо делать.
Но равитие этого чувства отравляет детство. По себе могу сказать.
И вообще по жизни мешает сильно. Вероятно нужна какая-то золотая середина.
Дозировать развитие этого чувства у склонных к ответственности детей.
А у пофигистов - напротив - усилить.

Вот ребёнку 2 года , говорить ему "надо, котик, надо", когда он чего-то не хочет.
Когда приходится говорить ребенку, например, что "мне надо работать",
он начинает понимать, что не всё в жизни как хочется.

Автор:  Ольга [ 11 сен 2013, 21:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

до 5 лет все САМОЕ важное закладывается.
при чем здесь надо?
в 2 года сейчас толком говорить дети не могут..и уж точно хоть 100 раз повтори "мне надо работать"
не перестанет требовать того,чего ему хочется.
Для меня "надо" вредное и противное слово и вызывает СКУКУ.

Автор:  Кунгуру [ 11 сен 2013, 21:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Эльмира писал(а):
Напугала инициатива наших законотворцев.. Кунгуру, вы слышали о такой: учитель будет находиться в отдельном кабинете и вести урок сразу в четырёх классах по скайпу.
Конечно, всё на уровне предложения пока..но такое ощущение, что некоторые наши законодатели соревнуются: у кого будет самая безумная и одновременно рентабельная идея(((


Об этом не слышал, но знаете почему-то не удивлен. Идея в принципе не безумная, а вполне прагматичная: оптимизация расходов за счет сокращения штата. Суть та же, что и с учебниками главное "бабла срубить", а как не важно.
Как при таком подходе можно будет учитывать личные особенности каждого ученика не понимаю. Впрочем если эта инициатива будет воплощена в жизнь (что вполне возможно), учитывать ничего уже не надо будет. С учителя в таком случаи вообще снимается всякая ответственность.

Автор:  Бегущая по волнам [ 11 сен 2013, 22:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Ольга писал(а):
до 5 лет все САМОЕ важное закладывается.
при чем здесь надо?
в 2 года сейчас толком говорить дети не могут..и уж точно хоть 100 раз повтори "мне надо работать"
не перестанет требовать того,чего ему хочется.
Для меня "надо" вредное и противное слово и вызывает СКУКУ.

:ne_vi_del:
У каждого своё...
Ольга, а вы по жизни делаете только то, что вам хочется?
А каким словом вы себя настраиваете на то, что сделать надо, а вы не хотите?

Кстати, я тоже не в восторге от этого слова).
Но жизнь есть жизнь.

* * *
Вот до 5-лет заложите понимание, что есть слово - надо. Это на всю жизнь останется так или иначе.
Учиться - надо. Этого достаточно. ну конечно надо объяснять ПОЧЕМУ надо то или другое..

Автор:  Ольга [ 11 сен 2013, 23:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Бегущая,вы не поверите.
Я в основном хочу делать,то,что делаю))
А когда не хочу,а надо..обычно получается очень фигово..
надо совпадает с хочу,вот и все)
Учиться надо?
Ну как вам сказать и да, и нет,да,потому что тренируются память,внимание,мышление..ну, а нет ..реальность такова..
Кто работает в поликлинике участковыми?отличники,а кто в бизнесе и с хорошей карьерой?твердые троечники.
В моем классе моя же подруга круглая отличница в 3 учебных заведениях(школа,муз.училище,институт)в 90-е лихие пошла в продавцы,итог алкогольная зависимость..
Горько мне за нее до сих пор..
А надо ли учиться хорошо или отлично?..неоднозначный вопрос..особенно в нашей стране,увы((

Автор:  радистка Кэт [ 11 сен 2013, 23:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Бегущая по волнам писал(а):
Ольга писал(а):
Для меня "надо" вредное и противное слово и вызывает СКУКУ.

Кстати, я тоже не в восторге от этого слова).
Но жизнь есть жизнь.


Вчера нашла замечательный интернет-ресурс для любителей флейты. Подчёркивают интерес самого ребёнка.

"Преувеличенный контроль только вредит! Родители, которые сами будучи детьми неохотно занимались музыкой и даже - в большинстве случаев к их будущему сожалению - рано бросили занятия музыкой, имеют тенденцию особенно строго регламентировать занятия своего ребёнка. Это часто приводит не только к отсутсвию желаемого успеха, но и к воспроизведению их же собственных мучений у их собственного ребёнка."

Изображение

и ещё цитата понравилась -

...когда ребёнок действительно интересуется определённым видом деятельности, он посвящает ей много времени, проявляя недюжинную выносливость. Некоторые дети тренируются в жонглировании трёх мячиков, другие тренируют резкие манёвры на машине с дистанционным управлением, третьи - прыжки в воду с вышки. Когда что-то доставляет удовольствие - ребёнок играет, тренируется, занимается чем-либо неустанно - это касается и занятий на музыкальном инструменте.
Впрочем в самом начале занятий музыкой мы не должны питать особых надежд по этому поводу, так мы испытаем лишь разочарование. Мы не должны думать, что только потому, что ребёнок захотел играть на определённом инструменте, от этого инструмента будет постоянно исходить какое-то очарование. Ребёнок же не играет каждый день одинаково долго с одной и той же игрушкой. А “по команде” никакой ребёнок ещё не погружался в игру
...

Автор:  Бегущая по волнам [ 12 сен 2013, 00:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Когда есть интерес, то это очень хорошо. Кто же будет спорить?.
Но ко всему интереса быть не может. остается "надо".
Но для меня круг "надо" достаточно узок. Это действительно только то, что необходимо.
А остальное - по усмотрению, в том числе музыка, рисование и пр., и пр., и пр., и пр.
Контроль ? Да, но лишь изредка.
А по большей части искренняя заинтересованность делами ребенка и помощь, если надо.

Автор:  Anna Serediná [ 12 сен 2013, 16:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Школьные учебники

Александр Геннадьевич, спасибо за передачу!
Такое самопроизвольное желание власти вызвано, наверное, тем, что каждый, в большенстве случаев видит только свою "реальность" и пытается натянуть ее на всех остальных. Желание, оно не то, чтобы и желание. Распространение власти оказывется само собой разумеющимся и оправданным (с точки зрения ее источника), если учитывать только свою правду.
Проблема в том, что мы людей не видим вокруг себя. Нет их. От них нам нужна только одна функция, поддакивания, что мол, так все и есть.
Может в Демократию это тоже стоило бы написать.... Какая демократия может быть, если существую только Я, в своем собственном государстве. Получается и государства не может быть, если каждый сам по себе. И народа, тогда, тоже быть не может..

Страница 2 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/