СПАСИБО всем откликнувшимся на мой вопрос.
Может, и А.Г. что-нибудь сегодня в передаче об этом человеке с пистолетом скажет?
На счёт атмосферы в семье: А.Кристи пишет, что в детстве была очень счастлива. Мама и папа её безмерно любили. Брат-подросток слегка её игнорил (стеснялся,что она за ним везде таскалась), старшая сестра относилась замечательно, правда, Медж любила играть в такую игру: елейным голосом изображать "другую" старшую сестру, которая по каким-то обстоятельствам (не помню уж, что они там придумали) жила вне дома, но вдруг пришла.. С мамой они однажды сочиняли детектив. Но в общем и целом угрозы ни от слуг, ни от родных людей для Агаты не было.
Относительно жанрового своеобразия детектива: нашла в инете дипломную работу Рычаговой А.В. "Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи", исследующую детектив как жанр:
Цитата:
«Детектив - роман или рассказ, в котором фигурирует тайна, а упор делается на головоломный поиск ее разгадки. Очень часто тайна разгадывается путем умозаключения. Детективное произведение не следует отождествлять с триллером, где всегда есть элемент ужаса или голого насилия, и с криминальным романом, вскрывающим причины и природу преступности. Детектив-загадка по определению, редок в наше время: его сильно потеснили шпионский и криминальный романы и другие разновидности детектива. Самое очевидное отличие детективного романа от криминального – то, что в первом читателю известно ровно столько, сколько знает сыщик, а во втором – не меньше, чем знает преступник, и главное в повествовании не разгадка тайны преступления, но его живописание и поимка преступника» [22].
Французский литературовед Р. Мессак в исследовании “Детективный роман и влияние научной мысли” определяет объект своего исследования следующим образом: “Повествование, посвященное постепенному раскрытию средствами разума точных обстоятельств таинственного события”[23]. Буало и Нарсежак характеризуют детектив как расследование и объяснение тайны, достигаемое с помощью анализа. “Между тайной и ее изучением,— пишут они,— существует скрытая связь. Автор создает тайну для расследования и расследование для тайны”[24].
Основным жанрообразующим признаком, таким образом, является присутствие тайны или загадки. Здесь важно отметить, что под загадкой не обязательно подразумевается преступление, тем более убийство. И что наличие преступления вовсе не отличительный признак детектива. Исходя из вышесказанного, мы будем понимать детектив как жанровое образование, в котором главным событием становится раскрытие тайны. Чаще всего это тайна связана с преступлением-убийством. А тот, кто ее раскрывает и есть главный герой произведения.
Детектив – приключенческий роман (повесть, много реже – рассказ), дающий деяние через исследование, через узнавание, который принимает остросюжетную форму и завершается обнажением скрытых событийных пружин, в принципе не обязательно уголовных. Детективу свойственна «проницающая» тенденция: время от времени его элементы вторгаются в серьезную прозу, организуя согласно своим сюжетным законам более или менее обширные структуры – от эпизода да произведения.
Главный элемент детектива как жанра заключается, по мнению В.Руднева[25], в наличии в нем главного героя — сыщика, детектива (как правило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины.
Важная особенность детектива - амбивалентность, композиционно-смысловая двойственность, цель которой — двойная специфика восприятия. Одна из фабул — фабула преступления — строится по законам драматического повествования, в центре которого событие — убийство. Оно имеет своих действующих лиц, действие его обусловлено обычной причинно-следственной связью. Это — криминальная новелла. Фабула следствия — сыск конструируется как ребус, задача, головоломка, математическое уравнение и имеет явно игровой характер. Все, что связано с преступлением, отличается яркой эмоциональной окраской, материал этот апеллирует к нашей психике, органам чувств. Волны тайны, излучаемой повествованием, воздействуют на человека системой эмоциональных сигналов, которыми является сообщение об убийстве (окруженном, как правило, чрезвычайными обстоятельствами), таинственно-экзотический декорум, атмосфера причастности всех героев к убийству, недосказанность, мистическая непонятность происходящего, страх перед опасностью и т. д. Но так как обе фабулы проникают друг в друга, детектив одновременно рассказ и задача, сказка и исследование, дидактика и развлечение. В этой амбивалентности детектива объяснение того, что детективы достаточно популярны в различных кругах общества.