Зарегистрирован: 24 дек 2011, 01:12 Сообщения: 588 Откуда: Волгоград
|
Djuley писал(а): Уметь создать мотивацию - зачем ребёнку быть или не быть таким-то и таким-то. Класс, здорово бы по конкретным примерам помудрить. Баба яга бабой ягой, а вот например, Александр Геннадьевич хорошую цитату в передаче произнёс - смысл примерно такой - будешь слушать арии и знать их названия - не станешь преступником. Хорошая мотивация. Но насколько действенная, применимая в жизни? О страшных последствиях безграмотности нужно говорить. Но только дети не дураки. Нужно полную правду попытаться показать.
Януш Корчак. Как любить ребёнка
96.А это правда? Надо понять сущность этого вопроса, который мы терпеть не можем, считая его лишним. Если мама или учительница сказала, значит, это правда. Ребенок ведь уже убедился, что каждый человек обладает лишь частичкой знания, и, например, кучер знает о лошадях больше, чем даже отец. Потом, не всякий, кто знает, скажет. Иногда им не хочется, иногда они адаптируют правду до детского уровня, часто скрывают ее либо сознательно фальсифицируют. Кроме знания, существует еще вера: один верит, другой нет, бабушка верит снам, мама-нет. Кто прав? Наконец, существует ложь в форме шутки и ложь, чтобы похвалиться. - Правда, что земля-шар? Все говорят, что правда. Но стоит кому-то одному сказать, что неправда, останется тень сомнения. - Вы были в Италии, правда, что Италия похожа на сапог? Ребенок хочет знать, видел ли ты это сам или знаешь от других, откуда знаешь. Хочет, чтобы ответы были короткими и уверенными, понятными, правдивыми, серьезными и честными. - Как термометр мерит температуру? Один говорит: ртуть, другой: живое серебро (почему живое?), третий, что тела расширяются (а разве термометр-тело?), а четвертый: подрастешь-узнаешь. Сказка об аисте оскорбляет и злит детей, как всякий шутливый ответ на серьезный вопрос, типа "откуда берутся дети?" или "почему собака лает на кота?". - Не хотите говорить, не надо, не облегчайте мне работу, но зачем вы мешаете мне, почему смеетесь над тем, что я хочу знать? Ребенок, мстя товарищу, говорит: - Я знаю, но раз ты такой, не скажу. В наказание не скажет. Но взрослые-то за что его наказывают? Приведу еще несколько детских вопросов: - Этого никто на свете не знает? Этого нельзя знать? - Кто это сказал? Все или только один? Так всегда бывает? Так должно быть? 102. Неправда, что ребенок хочет звезду с неба, что его можно подкупить лестью и уступчивостью, что он врожденный анархист. Нет, ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух. "Попробуй, посмотрим, сдвинешь ли с места, сколько шагов пройдешь с грузом, сможешь ли сделать столько каждый день"-это основной принцип ортофрении. Ребенок хочет, чтобы к нему относились серьезно, хочет доверия, хочет получить от нас помощь и советы. Мы же относимся к нему несерьезно, беспрестанно подозреваем, отталкиваем не понимаем, отказываем в помощи. Мать не хочет привести факты Врачу, к которому пришла за консультацией, говорит вообще: - Нервная, капризная, непослушная. - Факты, сударыня, называйте симптомы, а не диагноз. - Укусила подругу. Прямо стыдно сказать. А ведь любит ее, всегда с ней играет. Пятиминутная беседа с девочкой, и выясняется: она ненавидит "подругу", которая смеется над ней, над ее платьями, а маму назвала "тряпичницей". Еще один пример: ребенок боится спать один в комнате, приходит в отчаяние при мысли о приближающейся ночи. Почему же ты мне не сказал? Да именно что сказал. А мать не обратила внимания: стыдно, такой большой мальчик, а боится вот и вся ее реакция. Третий пример: плюнул в бонну, вцепился ей в волосы, с трудом оторвали. А бонна ночью брала его в постель и велела прижиматься, грозилась, что запрет его в сундук, увезет и бросит в реку. Поразительно одиноким может быть ребенок в своем страдании...
Свернуть
|
|