Помню радиоспектакли по сказкам Уайльда, которые слушала в детстве. Вот нашла две записи.
О. Уайльд. Счастливый принц. О. Уайльд. Соловей и роза. Его сказки не только красивы, они невероятно глубоки и очень непросты. Они о любви, о той любви, “которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле”. ("Соловей и роза")
Любовь эта проверяется страданием. Поэтому в его сказках Любовь всегда проходит через смерть, нищету, презрение и гонения. Чаще всего и конец сказки – это тоже не торжество любви, как это положено и принято в сказках. А может быть и торжество, только такое, которое не признается пока за торжество.
Счастливый принц отдает свой рубин бедной женщине с больным ребенком. Ласточка помогает ему раздарить, раздать все те богатства, которыми он обладает, нуждающимся. А в результате… в результате ласточка умирает от холода, обветшавший памятник переплавляют, чтобы отлить из него новый. И все руководство городского совета переругалось друг с другом из-за того, кому же все-таки будет этот новый памятник воздвигнут. Каждый жаждал видеть себя отлитым из металла. А нерасплавившееся оловянное сердце выкинули на помойку, где уже лежала мертвая птица.
“И сказал Господь Ангелу Своему: "Спустись в этот город, и принеси Мне самое драгоценное, что найдешь там". Пошел Ангел по слову Господню, взял с мусорной кучи оловянное сердечко и мертвую птицу, и принес их пред лицо Божие. "Ты правильно выбрал, - сказал Господь. - Голос Маленького Скворца не умолкнет в саду Моем, а Счастливый Принц восславит Меня в Небесном Городе Любви, и радости этой никто не отнимет у них".”В сказке о соловье и розе все еще печальнее. Соловей умирает, отдав свою песню и свою кровь Розовому Кусту, который покореженный зимней стужей и ветрами стал бесплоден, чтобы родилась Роза, с помощью которой Студент хотел покорить сердце своей возлюбленной. И Роза родилась.
“И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке. Алым стал ее венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце”.Только вот не удалось Студенту покорить с ее помощью сердце надменной красавицы.
“Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги”.А студент совсем разочаровался в любви…
“- Какая глупость - эта Любовь, - размышлял Студент, возвращаясь домой.
- В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она удивительно непрактична, и так как наш век - век практический, то вернусь я лучше к Философии и буду изучать Метафизику”.Любовь – глупость, нет в ней пользы. Лучше изучать философию. Только вот без любви и ее не изучишь и не поймешь. И физика с метафизикой также не дадутся в руки, если сердце свое не прижмешь к шипу, которые торчат у нас отовсюду и изо всех. И не в том суть любви, что розу растоптали, памятник расплавили, а птица умерла, а в том, что оловянное сердце по-прежнему говорит о любви и сострадании, что поют в райском саду соловей и ласточка, что роза вновь и вновь восстает из пепла в руках Парацельса. Пройдя страдания, они остались живы, потому что что даже в страдании не отказались от того, что чувствовали до него.
Вот об этом мне кажется и плачет юный Маг из притчи Уайльда. Творить чудеса он умел также как Христос. Но вот проверить силу своей Любви ему судьбой не было дано. Смог бы он, мучаясь и страдая на кресте, просить Бога-Отца о прощении своих палачей и мучителей? Не проклинать их, а просить “Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят”, и не тогда прощать, когда боль прошла или утихла, а в час самой сильной смертной муки.
Вот об этом, по-моему, многие замечательные сказки Оскара Уайльда. О силе Любви, которая способна пережить страдания и смерть.