miroslava писал(а):
Как мне кажется, капризы бывают двух видов:
первый, когда человек добивается таким образом внимания со стороны: "Это не хочу, и это не хочу, и вообще ничего не хочу.. нет, ну все-таки что-то я все же хочу..." То есть человек хочет, чтоб окружающие собрали вокруг него консилиум и начили выяснять, чего же он на самом деле хочет, а он бы в это время чувствовал себя нужным и что о нем заботятся <...>
Прочитав эти строки
Мирославы в первый раз, почему-то вспомнила об иногда встречающемся у подростков – «вот заболею, умру, тогда будете жалеть, но поздно будет» - говоря это, подросток, вероятно, желает, чтобы окружающие при этом собрались вокруг, всплеснули руками, стали целовать его - обнимать, просить прощения за то, что были несправедливы к нему, такому замечательному
Я вот, помню, так думала пару раз лет в 12 :)
Хочется Признания, любви… Путем выражения протеста?
Мне кажется, что в некоторой степени, и не всегда, но иногда именно выражение протеста зарождает каприз. Слово НЕТ.
И для формы каприза «не хочу», и для формы каприза «срочно хочу».
«Ничего не хочу» – это протест. «Не буду это делать» – протест. «Не хочу в садик» – тоже протест, против пугающей своей новизной и неопределенностью меняющейся социальной среды, требующей определенной доли самостоятельности.
Маленький человек совершенно беззащитен в садике без мамы, как ему кажется. И тем более его может пугать «А вдруг мама не вернется»? Мне недавно сказали одни молодые родители, что, как они читали, у совсем маленьких детей (до 2-х лет) нет понятия «прошлое, настоящее, будущее» - есть только "здесь и сейчас". И если они (маленькие дети) видят, что мама уходит, это для них сильнейший стресс.
Так вот… Дальше. «Немедленно хочу мороженое в магазине» – тоже ведь тоже протест. Конечно, если ребенка при этом 20-30 минут будут игнорировать, через какое-то время он успокоится. Но пока он орет, он в магазине главный герой. «Я ЕСТЬ! Обратите на меня внимание»! Когда его просьбу удовлетворяют, он успокаивается (ведет себя противоположно), потому что получил, что хотел.
Когда ребенку ничего не нравится из предоставляемого выбора, скажем, игрушечных машинок, это тоже ведь, наверное, может быть протест: «нет тут МОЕЙ машинки»!
Кстати, о взрослых капризах. Есть такой анекдот, о свекрови. Смысл его такой. Что бы ни делала невестка по дому, свекрови все не нравится: то невестка рубашку погладила неправильно, то полы плохо вымыла, то суп недосоленный сварила. Невестка все переделывает, переделывает, а свекрови все не нравится и не нравится. Наконец, невестка в сердцах спрашивает: «Клавдия Патрикеевна, а как нужно-то? Свекровь отвечает: «Не знаю как, но не так».
Вот. Протест ведь? И желание «не быть хуже» невестки, в своих глазах и глазах сына, и в некоторой степени даже страх потери "власти", наверное. Свекрови ведь тоже нелегко, в ее жизни ведь тоже происходят большие изменения после того, как любимый сын женился. Здесь и невестке и свекрови (зятю и теще) важно понимать и принимать друг друга, это взаимный процесс, как мне кажется.
И при всем этом что важно, как мне думается: стоит ли за протестом только сам протест (просто НЕТ), или (может, впоследствии) еще что-то, само проявление чего-то индивидуального (о чем мы уже говорили выше), личного, значимого, и при этом – созидательного. Конечно, у ребенка или подростка никак не может возникнуть это «личное созидательное» сразу – как то самое «вынь да положь». Тут взрослому (как и всегда) важно быть очень внимательному по отношению к ребенку, чтобы суметь почувствовать, что может быть ему интересно, к чему он склонен, какие занятия ему нравятся.
Вероятно, все дети, действительно, должны проходить через капризы, как критическую точку, чтобы впоследствии стать самостоятельными взрослыми людьми.