Очень интересно выходит у всех)))
Но у меня свои завороты мысли.. Вот на что хочу обратить внимание: действие романа происходит как бы в двух планах бытия: кажущемся и собственно бытийном. Автором игрового плана является Баллантрэ. Именно он ведь навязывает брату сравнение (Исав-Иаков), которое того очень обижает. Хотя чем уж так обидно сравнение с Иаковым? (Это Иакову должно было бы быть обидно сравнение с ним Генри
)
Иаков возвращается в родные места, гоня перед собой огромное стадо, которое дарит обиженному им когда-то старшему брату в знак примирения. Причём, Исав отказывается от щедрого подарка, но Иаков уговаривает брата.
Генри платит Баллантрэ долго (7 лет) и платит, скрепя сердце, а в конце вообще нанимает разбойников, которые должны были бы убить Баллантрэ после того, как тот найдёт свой клад. Вообщем-то и Баллантрэ - конечно, далеко не агнец божий и, может, получает справедливое воздаяние по делам своим.. но ведь получает-то от рук родного брата, пусть и непрямо, а через посредников. Хотя, наверное, на Баллантрэ, как на более талантливом из братьев, большая ответственность лежит?
Генри до Иакова далеко не только в кротости, но и в гибкости ума, (хитрости), в умении анализировать себя, людей, обстоятельства, в талантах хозяйствовать, в очаровании (Иаков был любим не только матерью, но и двумя жёнами, детьми, работой, которую он делал, из-за чего тесть его не хотел отпускать ) и.. - самое важно Иакова от Генри отличает страстная
любовь к Богу. Бог не раз является Иакову во сне, так происходит, по-моему, только тогда, когда человек упрямо и последовательно внутри себя ищет Бога и любит его (несмотря на то, что иногда и совершает неблаговидные поступки)
Генри же гораздо более материален, как материальны его сны и даже его бред. (Удивительно, что и, бредя, Генри "разумен"!)
Даже Маккеллар устаёт слушать равномерное гудение Генри про хозяйство и лошадей. Управляющий тогда думает, что Генри хочет уехать из мест, где он так несчастлив. Может, это так, а, может и не так? Может Генри хочет быть как брат, а, может, и вместе с братом?
Наталья (NatalyaS)выше вспоминала такие слова Генри:
Цитата:
Вам, я думаю, и в голову не приходит, о чем я только что думал. Я думал о том, насколько бы я был счастливее, если бы я мог, подобно этим торговцам, бегать и ездить по свету, добывая себе этим хлеб.
Но чего в этих словах больше: настоящей мечты о собственной жизни, тайного интереса к странствованиям брата, а, может, даже неосознаваемой мечты о дружеской близости с ним? Или это только "охота к перемене мест"? И тогда это признание в собственной несчастливости (то есть даже контрабандисты кажутся Генри людьми с более устойчивым и внятным положением, чем его собственное?
***
Выше я писала уже, что владетель не раз представляется Маккелару и Генри в роли дьявола и сатаны. Думаю, это неслучайно. Таковы и были его намерения. Он пугал брата, чтобы скачивать с него деньги (и, как это не прискорбно, враждебность (скрытая или явная) единственно возможная форма взаимодействия братьев)
Маккеллар, однако, умнее своего господина и,поэтому, оказавшись с Баллантрэ на корабле без Генри, разгадывает ребяческое желание старшего брата сгущать мрачный ореол вокруг своей персоны и пугать собеседников. И когда Маккеллар, нимало не испугавшись, блистает в разговоре остротой, то заручается дружелюбной благосклонностью Баллантрэ.
Может, если бы Генри перестал бояться брата, а расслабился и попытался пошутить с ним, может, и к нему Баллантрэ потеплел бы?
А то, что в конце романа Баллантрэ выбирает себе маску и роль Пенелопы, по-моему, говорит о том, что он (неосознанно и в тайне от самого себя) ищет близости с братом, но тот, перенеся мозговую "горячку", уже не способен разгадать гораздо более добрый смысл этой метафоры (ведь Пенелопа ждёт горячо любимого мужа из странствий, отказываясь от ухаживаний женихов),может, это запоздалое "признание брату в любви"?
Генри с Маккеларом привычно прочитывают лишь обидный для себя смысл: "смотрите, как живёт владетель Баллантрэ, которого брат пустил по миру".. Но, может, это можно трактовать и как белый флаг, выброшенный братом, его огромную нужду в помощи? Ведь, по-моему, для Баллантрэ гораздо более типична роль харизматичного победителя, чем роль опустившегося неудачника..