Как больно, когда уходят такие "старики", последние из магикан мира, где позерство презиралось и на вес золота ценилась самоирония...
Но отчего-то плакать совсем не хочется, хочется просто сказать, пока след еще не остыл, очень редко произносимые при его жизни, равно как и при жизни любого человека слова... Слова о том, что мы иногда стыдимся себя глядя и слушая Его, нализавшегося в стельку и залезшего прямо в верхней одежде в ванну "Ой, тепленькая пошла", Ипполита, говорящего очень точно что-то обо всех нас (не дословно): "...Мы разучились делать большие красивые глупости..." И еще болезненно-ревнивое "Ах, он для тебя уже Женя! Н-н-у-ну...", а во взгляде большого красивого человека, с очень идущей облику злодейской интонацией, такая ребячья обида, что сердце сжимается от жалости. И в конце отвлеченная констатация вечера "...какая гадость... какая гадость эта ваша...заливная рыба...". Всю жизнь ломаю голову, что ж за вкус должен быть у этой "гадости"?! И не могу найти его... А он нашел и вся страна поверила!
А "Иван Васильевич..." Царь Иван грозный, картинно тоскующий под Высоцкого, пьющий водку с очкариком-изобретателем Шуриком и шепчущий непристойности на ушко жене этого самого изобретателя - блеск, до чего естественен в этом Юрий Васильевич! Самое запомнившееся: "Иван Васильевич: Как сбежала?! Догнать (тресь посохом)! Якина на кол...
Шурик: Ну зачем же на кол..? Они любят друг друга... (с глубоким вздохом) Пусть будут счастливы! ....
Иван Васильевич (разочарованно): Э-э-эх... добрый ты, боярин - эта фраза звучит прямо-таки оскорбительно)))
Уморительный Бунша по "другую строну"! "Чего они (послы) хотят?!",
"Чего? Кемскую волость?! А, я то думал... Забирайте!"
Умереть можно...
В чем феномен этого актерского дара вот так деликатно приспосабливать к себе характер персонажа? Я не знаю да и сложно судить мне, непрофессионалу. Только вот, сравнивая даже очень известных сейчас молодых и талантливых артистов, особенно это чувствуется во время спектаклей и творческих встреч, со "стариками" меня постоянно терзает ощущение некой внутренней неудовлетворенности. Все хорошо в этом молодом привлекательном человеке: и внешность, и техника, и вроде интонации выбирает верные, но отчего-то тебе "пусто" смотреть и слушать его! Ничего нельзя с этим поделать, глаза сами отводятся в сторону от сцены, очень часто не могу "высидеть" и половины спектакля - сматываюсь. Иногда мне кажется, что разгадка "стариков", и Юрия Васильевича в первую голову, во внутреннем человеческом участии по отношению к персонажу, любви к зрителю и болезненной чуткости характера. Последнее, пожалуй рождает всегда завораживающее противоречие: большой красивый человек с абсолютно беззащитными глазами, или напротив студент-очкарик или "старая кляча" с таким внутренним стержнем, что невольно вжимаешься в кресло от ощущения масштаба личности... характера?... вытащенного наружу вихря жизненной силы самого актера? Сложно понять, но зачем-то очень хочется.
Не хочется писать банальностей, но Юрий Васильевич, остается рядом (ведь скоро новый год)))) и вообще "никто ничего не отнял..."! Не так уж сильна эта самая смерть пока жива память, а значит и совесть.
И снова, привет тебе, человек