Djuley писал(а):
А может главным персонажем в христианкской серии является не столько Христос, а (простите за игру с пародоксальностями) второстепенные фигуры и их подвиги и "подвиги"?
Романович и в своих эссе, и в своих дневниковых заметках, и в своих письмах все время говорит, что художник должен отражать правду жизни. А правда, она в неразрывном космическом единстве. Для этого и искались новые средства выражения ее в красках и линиях.
Единство это есть свет. Он един и неделим, хоть и разен. Внутри него различные по частоте, а значит и по энергии, излучения, из которых мы видим лишь узкий оптический диапазон, который наш глаз раскладывает на цветовой спектр, чтобы распознавать окружающую нас действительность.
Флоренский в “Небесных знамениях” говорит о цвете…
“Итак, свет непрерывен. Но те оптические среды, которые светом наполняются и свет нам передают, — они не непрерывны, они зернисты, они представляют собою некоторую тончайшую пыль и сами содержат другую пыль, пыль по тонкости своей недоступную никакому микроскопу, но тем не менее состоящую из отдельных зернышек, из отдельных кусочков вещества. Те роскошные цвета, которыми украшается небосвод, есть ничто иное, как способ соотношения неделимого света и раздробленности вещества: мы можем сказать, что цветность солнечного света есть тот привкус, то видоизменение, которое привносит в солнечный свет пыль земли, самая тонкая пыль земли и, может быть, еще более тонкая пыль неба”.Так что цвет по Флоренскому – это не столько пыль света, сколько привкус его, который рождается из взаимоотношений с тонкой пылью земли и с еще более тонкой пылью неба.
Материя зерниста. Она состоит из скрученных в плотный комок энергий – элементарных частиц. Свет непрерывен. Он – волна. А цвет – это взаимодействие непрерывной волны с плотными частицами, которые Флоренский назвал пылью. Эти частицы часть световой энергии забирают себе, а часть отражают в виде цветного кванта света, которые мы и вылавливаем своими непроницаемо черными зрачками, чтобы внутри себя построить вид внешней для нас действительности. Но кроме этого внешнего мира есть еще внутренний мир нашей реакции, который тоже неотделим от внешнего мира и тоже вплетен в энергетическую световую картину нашего восприятия.
Живопись все время стремится отразить правду этого светового восприятия, сначала стремясь к невероятной тщательности форм, затем увлекаясь изображением собственных впечатлений (импрессионизм) или эмоций (экспрессионизм). Лучисты пытались найти пути изображения духовного единства, космического единства. Ларионов создавал циклы картин вдохновленный вывесками, детскими рисунками, орнаментами, античной живописью, первобытными рисунками и народным прикладным искусством. Здесь вневременные истоки жизни, истоки нашего восприятия, истоки наших творческих импульсов считали лучисты. Взяв за основу и академизм форм, и импрессионизм, и экспрессию, лучисты стремились выйти за них в мир духовного единства всех пластов нашего восприятия, в мир подлинной жизненной правды. Именно так откликаются в моей душе картины Сергея Михайловича Романовича.
Очень понравились программы о Романовиче. Спасибо всем, кто их сотворил.