Djuley писал(а):
… как не попасть под влияние иного виденья, как виденья имеющего право быть но, не исчерпывающего, сохранив чистоту своего глаза.
Как не попасть?... честно говоря, не знаю. Я просто не очень понимаю, как можно попасть под влияние чужого видения, если у тебя есть свое.
Вот ты стоишь перед картиной и рассматриваешь ее и одновременно прислушиваешься к себе. Т.е. это одновременно идет, одним актом,… смотришь на картину и слушаешь себя. Если она тебя в себя пускает, то начинается разговор ощущений. Картина как-то отзывается в душе и в соответствии с этим отзывом ты начинаешь ее рассматривать подробнее. Подробнее – это не обязательно детали, это… как бы это объяснить,… слов не хватает,… т.е. линии и цвет они как бы сами ведут тебя за собой или ты с их помощью куда-то внутрь себя идешь осторожно, очень осторожно, чтобы ничего не пропустить по пути. Глаза могут просто перебирать цветовые оттенки (вот почему абстрактная живопись тоже может быть живой), могут останавливаться на фигурах, на сюжете… И все это начинает разворачивать что-то внутри тебя. Каждый элемент картины – это в свернутом виде часть твоего видения. Оно не столько эмоционально-чувственное, сколько метафизически-ощущаемое, если это так можно назвать.
Его потом можно оформить в слова, если постараться,… впрочем наверное нужно оформлять в слова, чтобы уметь говорить об этих переживаниях, а то у меня вот какой-то беспомощный лепет получается.
Через чужие слова можно понять переживания другого, нужно понять. Возможно оно тебе что-то дополнительное откроет, если вы оба почувствовали почти одинаково и тогда ты пойдешь в своем видении еще дальше, распакуешь еще какие-то нюансы, ранее не виденные. Ну это же как и в мышлении. Если ты мыслишь в каком-то направлении, то все, что ты находишь созвучным тебе, помогает углубить твое мышлении в твоем направлении. И Романович, и Ларионов и многие художники конца 19-го века начала 20-го искали в живописи формы иррационального мышления. Поэтому получается, что это сначала ты видишь, имеешь свое видение картины, и тогда уже чужие комментарии становятся либо просто дополнительной информацией, если тебе не близок этот взгляд, либо легким толчком, помогающим развернуть в тебе еще что-то незамеченное тобой или пропущенное. Ну а если у тебя нет своего видения картины, то чужие комментарии, наверное, не смогут тебе ничем помочь. Или смогут? Как соединить текст с изображением, если в тебе нет собственного ощущения? Если картина меня не пускает, то и комментарии остаются просто внешней информацией о картине.