Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Сергей Михайлович Романо́вич
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1690
Страница 2 из 7

Автор:  Селена [ 25 дек 2013, 16:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Эльмира писал(а):
Но ведь мы можем впустить в свою душу чужие впечатления, обогатив ими свои.

Конечно, чужие впечатления всегда обогащают нас.

Эльмира писал(а):
Но обилие чёрных жирных мазков как-то мало соответствуют названию, по-моему. Настроение у Романовича здесь далёкое от "лучизма": внутренний конфликт, противоборство, агрессия (о которой кричат яркие красные полосы)..
Только третья композиция начинает по-настоящему лучиться

Лучизм - это не настроение, это направление в живописи.
Цитата:
Районизм (Лучизм) — направление в живописи русского авангарда в искусстве 1910-х годов, основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Одно из ранних направлений абстракционизма. Основывался также на идее возникновения пространств, форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий. Основателем и теоретиком течения был художник Михаил Ларионов. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники группы «Ослиный хвост». Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1% ... 0%B7%D0%BC

Реализм Романовича связан с теорией лучизма Михаила Ларионова. Он не просто передает настроение или состояния, он пишет действительность. Пишет ее цветовыми лучами, гармонией цвета передавая всю многомерность пространства и взаимное единство находящихся в нем форм.

Изображение Изображение

Первые две абстрактные лучистые композиции – это мир жестких форм или скорее даже не жестких (в его творчестве, на мой взгляд, вообще нет жесткости),… поэтому не жестких, а более плотных форм. Их взаимодействие – это взаимное поглощение (черные и темные цвета), возникающие в результате этого страсти (красные цвета) и в результате этой борьбы их взаимное истончение (уход в светлую желтую гамму).

Изображение

А вот в этой композиции пространства менее плотные и их взаимодействие и взаимопересечение уже более светлое, плавное и нежно-пастельное. Здесь больше оттеночных градаций и у темных, и у светлых, и у красных цветов. Здесь все цвета приглушены, разбавлены, но они по-прежнему сохраняют свое присутствие. И их взаимодействие образует больше смешанных оттенков, чем в первых двух композициях, где взаимодействие цветов очень ограничено. Здесь появляется волнистость и текучесть. Это, скорее всего, пространство времени, в отличие от первых двух, которые есть пространство форм.
Так я их увидела. ИМХО.

Автор:  Djuley [ 25 дек 2013, 17:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Ирина, замечательные слова Романовича. В общем-то я и имел это ввиду - как не попасть под влияние иного виденья, как виденья имеющего право быть но, не исчерпывающего, сохранив чистоту своего глаза. Или напротив, не замылить свой глаз отгораживанием от чужого взгляда. Почти медитативное искусство ясно видеть.

Автор:  Селена [ 25 дек 2013, 18:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Djuley писал(а):
… как не попасть под влияние иного виденья, как виденья имеющего право быть но, не исчерпывающего, сохранив чистоту своего глаза.

Как не попасть?... честно говоря, не знаю. Я просто не очень понимаю, как можно попасть под влияние чужого видения, если у тебя есть свое.

Вот ты стоишь перед картиной и рассматриваешь ее и одновременно прислушиваешься к себе. Т.е. это одновременно идет, одним актом,… смотришь на картину и слушаешь себя. Если она тебя в себя пускает, то начинается разговор ощущений. Картина как-то отзывается в душе и в соответствии с этим отзывом ты начинаешь ее рассматривать подробнее. Подробнее – это не обязательно детали, это… как бы это объяснить,… слов не хватает,… т.е. линии и цвет они как бы сами ведут тебя за собой или ты с их помощью куда-то внутрь себя идешь осторожно, очень осторожно, чтобы ничего не пропустить по пути. Глаза могут просто перебирать цветовые оттенки (вот почему абстрактная живопись тоже может быть живой), могут останавливаться на фигурах, на сюжете… И все это начинает разворачивать что-то внутри тебя. Каждый элемент картины – это в свернутом виде часть твоего видения. Оно не столько эмоционально-чувственное, сколько метафизически-ощущаемое, если это так можно назвать.
Его потом можно оформить в слова, если постараться,… впрочем наверное нужно оформлять в слова, чтобы уметь говорить об этих переживаниях, а то у меня вот какой-то беспомощный лепет получается.
Через чужие слова можно понять переживания другого, нужно понять. Возможно оно тебе что-то дополнительное откроет, если вы оба почувствовали почти одинаково и тогда ты пойдешь в своем видении еще дальше, распакуешь еще какие-то нюансы, ранее не виденные. Ну это же как и в мышлении. Если ты мыслишь в каком-то направлении, то все, что ты находишь созвучным тебе, помогает углубить твое мышлении в твоем направлении. И Романович, и Ларионов и многие художники конца 19-го века начала 20-го искали в живописи формы иррационального мышления. Поэтому получается, что это сначала ты видишь, имеешь свое видение картины, и тогда уже чужие комментарии становятся либо просто дополнительной информацией, если тебе не близок этот взгляд, либо легким толчком, помогающим развернуть в тебе еще что-то незамеченное тобой или пропущенное. Ну а если у тебя нет своего видения картины, то чужие комментарии, наверное, не смогут тебе ничем помочь. Или смогут? Как соединить текст с изображением, если в тебе нет собственного ощущения? Если картина меня не пускает, то и комментарии остаются просто внешней информацией о картине.

Автор:  Djuley [ 25 дек 2013, 19:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Так ведь может быть внушение, самовнушение, следование шаблонам мышления. По моему, мышление людей в значительной степени состоит из кластеров, шаблонов мышления. Сама наша речь есть, ничто иное, как эти кластеры, шаблоны. А шаблоны мышления, в свою очередь - своего рода, тоже, язык. Ведь без них тоже нельзя, иначе в сообществах не будет коммуникации. Но должно быть хоть какое-то пространство внутри, свободное от этих стандартов, как источник обновления, иначе культура превратится в лавку мёртвых артефактов.

Автор:  quagga [ 25 дек 2013, 19:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Первое, что получилось подумать словами о картинах Романовича: "Они ж не законченные! Это эскизы, а не картины!" В этих картинах множество "разрывов", "трещин" или "ран". Они не цельные. Только очень смелый художник может позволить себе недокончить, недоговорить картину. Безумно сложно- остановится, оставить картину раньше завершения, но в незаконченная картина- больше, сильнее, чем самая совершенная, но завершённая..

Автор:  Djuley [ 25 дек 2013, 19:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Грубо-материалистично выражаясь, он и ему подобные стремились отобразить то, что продолжалось по ту сторону глазного яблока. Или правильнее сказать - по эту сторону ... ? Или где начиналось, а потом продолжалось - тут или там ? %)

Автор:  Селена [ 25 дек 2013, 20:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Djuley писал(а):
По моему, мышление людей в значительной степени состоит из кластеров, шаблонов мышления.

Да, конечно есть какие-то определенные формы мышления, шаблоны, стандарты. Без них действительно невозможна коммуникация.
Но само по себе шаблонное мышление – это мышление просто неживое, не пропущенное через внутренний живой слой восприятия и понимания. И наверное каждому времени нужны не столько изменяющиеся формы мышления, сколько новые, соответствующие времени, формы погружения привычных шаблонов во внутреннюю живую среду. Мышление должно развиваться, т.е. отращивать новые ветки, распускать новые цветы и давать новые плоды. А для этого должны отыскиваться новые формы синтеза уже имеющегося. Именно эта идея синтеза и характерна для искусства конца позапрошлого начала прошлого века. Музыка и живопись, живопись и музыка, цвет и философия,… везде искались новые формы: в театре, в поэзии, в музыке, в живописи,… чтобы не столько разомкнуть, сколько сомкнуть шаблоны разного восприятия, существовавшие раздельно, чтобы на их слиянии и родилось нечто новое.

Автор:  Molli [ 25 дек 2013, 22:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Спасибо, громадное!
Это действительно подарок!
Безумно интересный эфир, гостям эфира- низкий поклон, всё слушалось на одном дыхании.

Автор:  Селена [ 25 дек 2013, 23:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Да, действительно подарок! Спасибо всем, кто его сотворил!

Сложно говорить о живописи, но удалось.
Картины Романовича свидетельствуют об эфире, из него сотканы, в него увлекают. Мистика, какая-то во всем этом, но он действительно во что-то иное погружает душу. Возможно, это и есть тот самый мифический эфир.

Еще раз спасибо, Александр Геннадиевич и все участники программы.
Изображение

А может быть как-нибудь и о Чюрленисе поговорим. Очень хочется.

Автор:  Niка [ 25 дек 2013, 23:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Таинственная, очень красивая передача.
Передаст ли знакомство через интернет лучизм Романовича?
Попробую вглядеться... и в себя, глядя на картины.
Изображение
Спасибо, Доктор! :-* С наступающими мистическими днями,
С Рождеством!

Автор:  Эльмира [ 26 дек 2013, 09:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Александр Геннадиевич, от меня тоже ОГРОМНОЕ СПАСИБО))) СПАСИБО выступившим ИСКУССТВОВЕДАМ @->--
Изображение
(Это "Букет с лилиями и тюльпанами в шарообразной банке" Романовича)
Эфир в лучистых картинах художника, эфир передачи СН... поиски света внутри своей души и отображение его в искусстве - действительно много общего...

Астрофизики говорят, что голос, переданный и умноженный радиотелестанциями, улетает в космос и остаётся в нём, путешествуя там между галактиками...
Наши голоса, хоть изредка звучащие в эфире вместе с Вашим голосом, Александр Геннадиевич, выходит тоже .. в том самом эфире...Такая вот мистика.
И как хорошо, что голос людей, изучающих творчество Романовича, тоже теперь в том самом лучистом эфире, которому посвятил свою жизнь Сергей Михайлович)))

Автор:  Эльмира [ 26 дек 2013, 09:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Ира (Селена), я читала про "лучизм" в живописи..ты пишешь:
Селена писал(а):
Он (Романович) не просто передает настроение или состояния, он пишет действительность. Пишет ее цветовыми лучами, гармонией цвета передавая всю многомерность пространства и взаимное единство находящихся в нем форм.

Да.. Но мы выше рассматриваем его АБСТРАКЦИИ! А абстракция - это не материальная действительность, а духовная.
Это, как пишут словари,
Цитата:
одна из основных операций мышления

Цитата:
(Abstraction; Abstraktion) - форма умственной активности, с помощью которой сознательное содержание освобождается от связи с не имеющими отношения к делу элементами путем отличения себя от них или, другими словами, дифференциации. Юнг поясняет: в широком смысле слова абстрактно все то, что извлечено из соединения с элементами, относимыми к несопринадлежащим с его значением."Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция. Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально несопринадлежащей среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками - это относится и к ощущению, и к интуиции... Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному, а абстрактную интуицию - как символическую интуицию в противоположность интуиции фантастической" (ПС, пар. 678).Юнг связывает понятие абстракции с психоэнергетическим процессом и с интроверсией (аналогично эмпатии и экстраверсии).

Психологический словарь. http://vslovare.ru/slovo/psihologichesk ... zija/35547
Так что эти картины может быть и можно понимать так, как понимаешь и воспринимаешь их ты,
Селена писал(а):
это мир жестких форм или скорее даже не жестких ...а более плотных форм.

но мне думается, что вернее их понимать, как отвлечённое изображение этих плотных форм через выражение чувств и эмоций в душе художника, их конфликт и противоборство (как писала выше я)

Автор:  Селена [ 26 дек 2013, 10:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Эльмира писал(а):
но мне думается, что вернее их понимать, как отвлечённое изображение этих плотных форм через выражение чувств и эмоций в душе художника, их конфликт и противоборство (как писала выше я)

Возможно оно так и вернее. Не буду спорить. @->--

Автор:  Djuley [ 26 дек 2013, 17:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Странно как-то вышло - я впервые по настоящему ощутил уникальность голоса Шаляпина, когда Александр Геннадьевич его объявил но, когда ещё и не включили пластинку :-) Конечно, я и раньше слышал великого баса но, до этого он был для меня великим номинально, великим не для меня. Т.е. его авторитетность для меня ограничивался только тем, что я не смел подвергать сомнению его авторитет перед мировой общественностью.
К стати, во внешности Шаляпина и Романовича есть нечто, очень даже, общее. Нечто былинное, что ли?

Автор:  Эльмира [ 27 дек 2013, 18:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Сергей Михайлович Романо́вич

Да.. Шаляпин - авторитет) А я удивилась его записям в последней программе СН. Мне они как-то и не очень басистыми услышались.. То ли дело его "Эй, ухнем!")

Селена писал(а):
Эльмира писал(а):
но мне думается, что вернее их понимать, как отвлечённое изображение этих плотных форм через выражение чувств и эмоций в душе художника, их конфликт и противоборство (как писала выше я)

Возможно оно так и вернее. Не буду спорить. @->--

Кстати, всё никак не напишу.. Хочу уточнить, что "Абстракции" Романовича могут выражать исключительно мир его чувств и эмоций и не иметь даже опосредованного отношения к "плотным формам". Мало ли что явилось их предтечей. Вообще "Абстракций" у Романовича только 3 (насколько я понимаю).. из 180 картин.

Страница 2 из 7 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/