Цитата:
«Одуванчики на темно-синем фоне» (1960-е гг.) С.М. Романовича, оставаясь букетом цветов, воспринимаются как сноп сияющих звезд, на мгновение озаривших поднебесье. В силе и гармонии колорита, заимствованного с границ цветового спектра, выражена радость духовного озарения, а в тревожных нюансах гаммы, подсвеченной грунтом через неровно стянутые мазки, – мимолетная грусть увядания.
http://vremyakultury.ru/sdelat-to-chto-ostaetsya/ Цитата:
Романович в своём творчестве откликнулся почти на все евангельские события. Но мы будем говорить об одной, из самых особенных, его картине -«Христос и Никодим» (Русский музей, Санкт-Петербург). Речь идёт о свидании с Христом одного из учителей Израилевых — Никодима, который тайно ночью приходил к Учителю, чтобы получить ответы на мучившие его вопросы: о рождении Свыше, о Царствии Божием. И он получает не просто ответы, а откровения, которые приводят его в число ближайших учеников Иисуса.
На картине два изображения (см. 2-ю с. обложки) - Христа и Никодима. Слева - Христос с широко открытыми и как бы углублёнными в себя глазами. Взор направлен вперёд и чуть вниз, в сторону Никодима, фигура которого написана в 3/4 профиля. Он всем своим существом прильнул ко Христу в глубоком внимании и глубокой задумчивости. Всё пространство - огненно-жёлтые всполохи Божественности духа Христа, пронизывающие и душу Никодима, а лучше сказать огнь его незримого земными очами Божественного тела. Зрачки Иисуса - окна в мир иной, в Царство Божие. Волосы Его, отдающие голубизной огня небесного, - не побоимся сказать для образности - это змеи, змеевидные колеблющиеся нити сефи-рот, соединяющие пространство человеческого тела Бога-Человека с Отцом Небесным. «Я творю дела не от себя, - говорит Иисус, - Отец небесный, пребывающий во мне, - он творит». Иисус в Отце и Никодим в Иисусе. Ощущается, что Иисус чувствует душу Никодима, и если в этот момент не происходит с Никодимом второго рождения, то предуготовление великое, посвящение в тайны второго рождения налицо. Вспоминаются слова французского мистика Сат-према о свидании с Шри Ауробиндо, о его небывалом прежде духовном состоянии и о том, как он почувствовал, что в его темя как будто лёгкий палец вошёл. Это — из череды судьбоносных событий общения учеников с великим учителем.
Нас поражает грандиозная экспрессия этой картины, созданная художником, видимо, в состоянии глубочайшей инспирации духом. Полыхание густых сине-фиолетовых, вперемежку с голубыми и розово-фиолетовыми мазками, с россыпью всей гаммы золотых создаёт живую вибрацию всей ткани картины, живой трепет лица Спасителя в невиданном, незабвенном состоянии. И опять вопрос - как могло возникнуть это чудо? Возникнуть из вихря ударов, мазков, линий. «Живопись иррациональна. Она происходит из глубин человека, как родник бьёт из-под земли<...> Это тайна человека», — поясняет Романович.
Погрузившись в созерцание Истины, мы почувствовали, как Божественное пространство наплывает на нас. И мы становимся наблюдателями события, отдалённого от нас двумя тысячелетиями. Мы входим в него своим существом, дух Христа живородит в нас. Что это - наваждение или впрямь сам Христос, наш Отец небесный (Который в нас, а мы в Нём) наполняет нас Благодатью? Романович, с одной стороны, как бы продолжает творить миф о Христе, но в то же время демифологизирует повествование о событиях его земно-небесной жизни и, открывая нам их суть, художественными средствами доказывает их реальность. Мы чувствуем, как наш микрокосм соединяется с Макрокосмом. Здесь начинается пробуждение души человеческой для её дальнейшего погружения и, наконец, воскресения во Истину. Вот синтез науки, искусства, философии и откровения.
http://maakovets.narod.ru/zhizn.htm