Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Сергей Михайлович Романо́вич http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1690 |
Страница 3 из 7 |
Автор: | Селена [ 27 дек 2013, 19:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Эльмира писал(а): Хочу уточнить, что "Абстракции" Романовича могут выражать исключительно мир его чувств и эмоций и не иметь даже опосредованного отношения к "плотным формам". Мало ли что явилось их предтечей.Да, возможно Я просто все по-другому понимаю. Вероятно неправильно. Я еще не доросла до "русского космизма" в живописи. Сейчас пытаюсь разобраться и с лучизмом Ларионова, и с художниками "Маковца". Есть еще невероятный Кандинский с его теорией искусства. Так что масса интересного, что собрала вместе передача и заставила задуматься Да, цвет – это потрясающая загадка. Видим мы только благодаря ему. А что там, за ним на самом деле? |
Автор: | Эльмира [ 27 дек 2013, 19:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Селена писал(а): Сейчас пытаюсь разобраться и с лучизмом Ларионова, и с художниками "Маковца". Есть еще невероятный Кандинский с его теорией искусства. Так что масса интересного, что собрала вместе передача и заставила задуматьсяДа, цвет – это потрясающая загадка. Видим мы только благодаря ему. А что там, за ним на самом деле? Ира, очень интересно) Поделишься с форумом своими открытиями? |
Автор: | Niка [ 27 дек 2013, 20:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Вложение: _Романович Сергей Михайлович. Возложение тернового венца..jpg Романович Сергей Михайлович. Возложение тернового венца. Разные изображения этой картины... Вдруг что-то заиграло, лучи стали разбегаться и сходиться. И это уже не терновый венец, а злые чёрные птицы, птицы-драконы над головой Христа. Они со стороны предателя. Но есть и светлые, добрые птицы слева. Битва добра со злом. Реализм. Реальность ускользающая и приходящая. Невероятная картина. Необъяснимая игра цвета |
Автор: | Селена [ 27 дек 2013, 20:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Эльмира писал(а): Поделишься с форумом своими открытиями?Если мысли соберутся в эссе, то запишу их. Живописные и музыкальные поиски конца позапрошлого начала прошлого века – это для меня пока очень смутная область. Все урывками и фрагментарно. Нет сколь-нибудь целостной картины. А без нее трудно в живописном и музыкальном авангарде разобраться. Они через новые формы искали Истину. |
Автор: | Эльмира [ 27 дек 2013, 20:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Селена писал(а): Если мысли соберутся в эссе, то запишу их. вот случится ещё несколько передач в СН по русскому авангарду, и (надеюсь) все лучше разберёмся в этом периоде отечественного искусства. *** Ника.. По-моему, вы удивительно точно подметили: чёрные птицы и смутное лицо человека слева.. я не видела и не догадывалась... А сверху справа на голове Христа вижу что-то белое, мягкое, прижатое большой рукой..видимо, символ утешения и благословения Отца Небесного на подвиг... О возложении тернового венца: терновый венец был сплетён римскими воинами и возложен на голову Христа во время издевательства над ним и его поругания. У Якова Кротова: Цитата: Мф 27, 30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. Мк. 15, 19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Люди, люди... Это ещё хорошо, если терновый венец был колючками наружу, изображая сияние, а если, как считали встарь, колючками внутрь? Тогда удары по голове... По-гречески тут подчеркнута многократность действий: "Раз за разом... один за другим...". Братчер рекомендует перевод "молотили его по голове" - словно молотком забивали шипы. На русском тут слышится скорее что-то сельскохозяйственное. "Били" на греческом "типто". Очень выразительно, что говорить. Тип-то. Бум-бах. Тоже - поэзия, пусть и палаческая. Когда всё в человеке умирает, остаётся вот эта эстетика, вот этот театр, вот этот "юмор" - встать на колени перед тем, кого сейчас будешь убивать. "Кланялись" - точнее, "поклонялись", "проскинео", как перед царём. В XVI веке Иисуса изображали сидящим во время этой пытки, но кажется, что Он всё-таки стоял, три разных издевательства относятся к разным частям тела: удар по голове - к верху, плевок - в лицо и грудь, преклонение - к низу. http://krotov.info/yakov/essai_vera/ev_mt/27_30.htm у него же картины художников, посвященные возложению тернового венца: http://krotov.info/spravki/essays_bible ... _tern.html |
Автор: | Niка [ 28 дек 2013, 02:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Вложение: 1.jpg Вложение: 2.jpg Вложение: 3.jpg Цитата: «Одуванчики на темно-синем фоне» (1960-е гг.) С.М. Романовича, оставаясь букетом цветов, воспринимаются как сноп сияющих звезд, на мгновение озаривших поднебесье. В силе и гармонии колорита, заимствованного с границ цветового спектра, выражена радость духовного озарения, а в тревожных нюансах гаммы, подсвеченной грунтом через неровно стянутые мазки, – мимолетная грусть увядания. http://vremyakultury.ru/sdelat-to-chto-ostaetsya/ Вложение: 4.jpg Цитата: Романович в своём творчестве откликнулся почти на все евангельские события. Но мы будем говорить об одной, из самых особенных, его картине -«Христос и Никодим» (Русский музей, Санкт-Петербург). Речь идёт о свидании с Христом одного из учителей Израилевых — Никодима, который тайно ночью приходил к Учителю, чтобы получить ответы на мучившие его вопросы: о рождении Свыше, о Царствии Божием. И он получает не просто ответы, а откровения, которые приводят его в число ближайших учеников Иисуса.На картине два изображения (см. 2-ю с. обложки) - Христа и Никодима. Слева - Христос с широко открытыми и как бы углублёнными в себя глазами. Взор направлен вперёд и чуть вниз, в сторону Никодима, фигура которого написана в 3/4 профиля. Он всем своим существом прильнул ко Христу в глубоком внимании и глубокой задумчивости. Всё пространство - огненно-жёлтые всполохи Божественности духа Христа, пронизывающие и душу Никодима, а лучше сказать огнь его незримого земными очами Божественного тела. Зрачки Иисуса - окна в мир иной, в Царство Божие. Волосы Его, отдающие голубизной огня небесного, - не побоимся сказать для образности - это змеи, змеевидные колеблющиеся нити сефи-рот, соединяющие пространство человеческого тела Бога-Человека с Отцом Небесным. «Я творю дела не от себя, - говорит Иисус, - Отец небесный, пребывающий во мне, - он творит». Иисус в Отце и Никодим в Иисусе. Ощущается, что Иисус чувствует душу Никодима, и если в этот момент не происходит с Никодимом второго рождения, то предуготовление великое, посвящение в тайны второго рождения налицо. Вспоминаются слова французского мистика Сат-према о свидании с Шри Ауробиндо, о его небывалом прежде духовном состоянии и о том, как он почувствовал, что в его темя как будто лёгкий палец вошёл. Это — из череды судьбоносных событий общения учеников с великим учителем. Нас поражает грандиозная экспрессия этой картины, созданная художником, видимо, в состоянии глубочайшей инспирации духом. Полыхание густых сине-фиолетовых, вперемежку с голубыми и розово-фиолетовыми мазками, с россыпью всей гаммы золотых создаёт живую вибрацию всей ткани картины, живой трепет лица Спасителя в невиданном, незабвенном состоянии. И опять вопрос - как могло возникнуть это чудо? Возникнуть из вихря ударов, мазков, линий. «Живопись иррациональна. Она происходит из глубин человека, как родник бьёт из-под земли<...> Это тайна человека», — поясняет Романович. Погрузившись в созерцание Истины, мы почувствовали, как Божественное пространство наплывает на нас. И мы становимся наблюдателями события, отдалённого от нас двумя тысячелетиями. Мы входим в него своим существом, дух Христа живородит в нас. Что это - наваждение или впрямь сам Христос, наш Отец небесный (Который в нас, а мы в Нём) наполняет нас Благодатью? Романович, с одной стороны, как бы продолжает творить миф о Христе, но в то же время демифологизирует повествование о событиях его земно-небесной жизни и, открывая нам их суть, художественными средствами доказывает их реальность. Мы чувствуем, как наш микрокосм соединяется с Макрокосмом. Здесь начинается пробуждение души человеческой для её дальнейшего погружения и, наконец, воскресения во Истину. Вот синтез науки, искусства, философии и откровения. http://maakovets.narod.ru/zhizn.htm |
Автор: | Эльмира [ 29 дек 2013, 14:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Спасибо, Ника, за публикацию работ Романовича и комментарии искусствоведов) Но мне, если честно, дороже комментарии наших форумчан. Вот ваши живые слова или слова Виктора мне лично больше открывают в картинах, чем стилистически безупречные слова искусствоведов. Это, может, оттого, что слова спецов звучат иногда чересчур авторитарно: как будто нельзя увидеть в картинах чего-то другого, не того, что отметили они. До картин Романовича на библейские сюжеты я, видимо, не дотягиваю ..за текучестью облика Христа мне не удаётся разглядеть то, о чём пишут спецы.. увы.. Может,всё дело в том, что нужно видеть настоящие картины, а не их репродукции... В любом случае - от меня лично ВСЕМ СПАСИБО за участие в теме |
Автор: | Molli [ 29 дек 2013, 16:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Эльмира, если вам непонятно, о чём говорят и пишут искусствоведы, это совсем не значит, что это не интересно другим. Профессионалов, в своём деле, всегда интереснее слушать, чем людей не понимающих, даже, о чём они говорят. |
Автор: | Эльмира [ 29 дек 2013, 23:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Molli писал(а): Эльмира, если вам непонятно, о чём говорят и пишут искусствоведы, это совсем не значит, что это не интересно другим.Molli, а я и описала исключительно свои чувства, не подразумевая, что они распространяются на всех.. Мне интересно попытаться почувствовать, как воспринимают картины другие участники форума, вам, видимо, нет... А вы, Molli,разглядывая картины, полагаетесь только на мнение профессионалов? Своё мнение при этом у вас есть или оно полностью подчинено мнению искусствоведа? Да.. Всё мною написанное об искусствоведах касается мнений профи из инета. *** В передаче СН, посвящённом творчеству Романовича, все приглашённые к разговору искусствоведы, выступали, по-моему, хорошо. Особенно живым и впечатляющим (для меня) был рассказ искусствоведа в конце передачи. |
Автор: | Molli [ 29 дек 2013, 23:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
просто знакомство с историей искусств, гораздо сложнее и интереснее, чем своё фантазёрство, невозможно понять "что-то", не зная из чего это "что-то" взялось. Цитата: Это, может, оттого, что слова спецов звучат иногда чересчур авторитарно: как будто нельзя увидеть в картинах чего-то другого, не того, что отметили они.просто люди (искусствоведы) углублённо занимались этими вопросами, а вы бы, Эльмира, хотели взглянуть, на работы художника, и по быстренькому всё тут всем объяснить. Так не бывает, простите. Зы. С Уважением к Селене, и Нике. очень симпатизируют люди, с искренним желанием вникнуть в материал. |
Автор: | Эльмира [ 30 дек 2013, 00:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Molli писал(а): Профессионалов, в своём деле, всегда интереснее слушать, чем людей не понимающих, даже, о чём они говорят.У меня лично НЕ так, как у вас. Мне интересны мнения не только профессионалов, но и обычных людей, о чём я выше и написала. С обычным человеком, разглядывая картину, можно не спешить и двигаться шаг за шагом.. Но мнения искусствоведов, конечно, важны и нужны людям (и мне тоже) Molli писал(а): а вы бы, Эльмира, хотели взглянуть, на работы художника, и по быстренькому всё тут всем объяснить.Лично я пытаюсь рассматривать и понимать картины вместе с другими, поэтому задаю вопросы и уточняю что-то.. Да, высказываю и своё мнение, формируя его. Романовича не цитировала (хотя и читала) к передаче, также, как и работы некоторых искусствоведов в инете (в том числе и ту, которую цитировали вы) Molli, может, вы укажете в картинах то, что видите и понимаете вы? Может, с вашей компетентной помощью и мне удастся углубиться? P/S/ Кстати, вот это выражение Molli писал(а): очень симпатизируют люди, с искренним желанием вникнуть в материал. |
Автор: | Molli [ 30 дек 2013, 09:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Воронежский ВХУТЕМАС. 1920-е гг.С. М. Романович в третьем ряду третий слева (в шляпе) ДОРОДНИЦКИЙ В. М. «Когда я впервые вошел в здание Воронежских Высших Художественных Мастерских, я увидел, поднимаясь по лестнице на второй этаж, спускающегося вниз мужчину лет тридцати в широкой холщовой блузе, немного испачканной краской, в черной с короткими полями откинутой на лоб шляпе, с волосами, подстриженными под горшок, и с выразительным, немного, как мне показалось, упрямым лицом. Это был художник Романович. К нему в мастерскую я попал от В. Рындина, уехавшего продолжать образование в Москву. И сразу же Романович пленил нас, второкурсников, знакомством с импрессионистами. Мы восхищались (конечно, пока только по репродукциям) Мане, Моне, Ренуаром, Ван Гогом… «Цвет и прежде всего – цвет!» – почти восклицал Романович, шагая по мастерской. «Через цвет – к свету – вот ваша задача, и – традиции: без преемственности нет движения вперед». Относились мы к Романовичу как к учителю, вещающему неведомые нам истины. Вне мастерской учитель становился как бы другим человеком. Сидя во дворе Мастерских на скамейке, он много говорил на разные темы, всегда оригинально и с душевной простотой. Лично ко мне он относился двояко – иногда указывал на недостатки в колорите, а иногда молча проходил мимо, что для меня было хуже, чем если бы он меня ругал. Но когда была моя персональная выставка в Воронежском музее изобразительных искусств в 1927 г., он остановился перед моим холстом, называвшемся «Жажда», и сказал: «Вот стремление к большому искусству. Хорошо, если бы это не осталось только стремлением». После Романовича я перешел к Бучкури, впоследствии работал в течение года у Павла Филонова, посещал «лабораторию» Малевича, но значительные откровения Романовича остались в памяти». http://maakovets.narod.ru/df1.htm Зы. Эльмира, всё-таки полезнее почитать какие-то документы, материалы, немножко вникнуть в "слог" вот как вы к примеру понимаете, его обращение к ученикам? «Через цвет – к свету – вот ваша задача» |
Автор: | Эльмира [ 30 дек 2013, 21:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
"Через цвет - к свету" - это изображению цветом того самого эфира,животворящего света, о котором говорили в передаче СН, писали на форуме, цитируя картины Романовича и концепцию лучизма Ларионова - Романовича. Molli, можно вам задать вопрос, как человеку, по всей видимости, более компетентному: почему на картине "Христос и Никодим" левый глаз Спасителя ниже уровня его глазницы? Что это, по-вашему, выражает? |
Автор: | quagga [ 31 дек 2013, 06:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
Так уж устроен человеческий разум- чтобы понять что-то непонятное, ищешь в нем сходство с уже виденным: Пабло Пикассо, Минотавр, пьяница и женщина. 1933 Романович Сергей Михайлович Прощание "Гектора с Андромахой" 20-30 гг Эльмира писал(а): Molli, можно вам задать вопрос, как человеку, по всей видимости, более компетентному: почему на картине "Христос и Никодим" левый глаз Спасителя ниже уровня его глазницы?Что это, по-вашему, выражает? Да ведь это просто смешно, Эльмира, всерьёз пытаться объяснить, "что чего выражает" у Романовича на картинах.. Вы меня простите.. |
Автор: | Эльмира [ 31 дек 2013, 09:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сергей Михайлович Романо́вич |
ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!! Юля, спасибо за опубликованные картины. quagga писал(а): Да ведь это просто смешно, Эльмира, всерьёз пытаться объяснить, "что чего выражает" у Романовича на картинах.. Вы меня простите..Может быть, но выше в теме мы как раз и пытались объяснить кто как умел - "что чего выражает" в картинах Романович.. И ведь искусствоведы тоже ...говорят и пишут о картинах. Из вышеприведённой статьи: Цитата: «Одуванчики на темно-синем фоне» (1960-е гг.) С.М. Романовича, оставаясь букетом цветов, воспринимаются как сноп сияющих звезд, на мгновение озаривших поднебесье. В силе и гармонии колорита, заимствованного с границ цветового спектра, выражена радость духовного озарения, а в тревожных нюансах гаммы, подсвеченной грунтом через неровно стянутые мазки, – мимолетная грусть увядания.Цитата: Слева - Христос с широко открытыми и как бы углублёнными в себя глазами. Взор направлен вперёд и чуть вниз, в сторону Никодима, фигура которого написана в 3/4 профиля. Он всем своим существом прильнул ко Христу в глубоком внимании и глубокой задумчивости. Всё пространство - огненно-жёлтые всполохи Божественности духа Христа, пронизывающие и душу Никодима, а лучше сказать огнь его незримого земными очами Божественного тела. Зрачки Иисуса - окна в мир иной, в Царство Божие. Волосы Его, отдающие голубизной огня небесного, - не побоимся сказать для образности - это змеи, змеевидные колеблющиеся нити сефи-рот, соединяющие пространство человеческого тела Бога-Человека с Отцом Небесным. «Я творю дела не от себя, - говорит Иисус, - Отец небесный, пребывающий во мне, - он творит». Иисус в Отце и Никодим в Иисусе. Ощущается, что Иисус чувствует душу Никодима, и если в этот момент не происходит с Никодимом второго рождения, то предуготовление великое, посвящение в тайны второго рождения налицо. Вспоминаются слова французского мистика Сат-према о свидании с Шри Ауробиндо, о его небывалом прежде духовном состоянии и о том, как он почувствовал, что в его темя как будто лёгкий палец вошёл. Это — из череды судьбоносных событий общения учеников с великим учителем.Нас поражает грандиозная экспрессия этой картины, созданная художником, видимо, в состоянии глубочайшей инспирации духом. Полыхание густых сине-фиолетовых, вперемежку с голубыми и розово-фиолетовыми мазками, с россыпью всей гаммы золотых создаёт живую вибрацию всей ткани картины, живой трепет лица Спасителя в невиданном, незабвенном состоянии. И опять вопрос - как могло возникнуть это чудо? Возникнуть из вихря ударов, мазков, линий. «Живопись иррациональна. Она происходит из глубин человека, как родник бьёт из-под земли<...> Это тайна человека», — поясняет Романович. Живопись иррациональна, но любое иррациональное можно попытаться выразить и словом, причём, и своим тоже.. В любом творчестве есть элемент СОтворчества души зрителя,слушателя, читателя, так что при активном сочувствии искусству у человека непременно возникает желание самому открыть что-то в произведении искусства и выразить это найденное словом, поделиться своим впечатлением с другими ... *** Molli, мне по-прежнему интересно было бы прочесть ваше личное впечатление о картинах Романовича.. хоть что-нибудь.. плиз... Можно без акцента на той детали, о которой я вас спросила..о любой выбранной вами картине.. |
Страница 3 из 7 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |