Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 04:30

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 51 ]  Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 янв 2014, 19:34 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Molli писал(а):
статья интересная, Эльмира, вчера прочла.
но в комментах неадекватные люди, лучше бы вы просто скопировали статью.

убрала статью в спойлер.
***
вот здесь работа Майкла Уолцера "СИМОНА ДЕ БОВУАР И АССИМИЛИРОВАННАЯ ЖЕНЩИНА"
http://www.owl.ru/win/books/kritiki.htm
***
А вот здесь Симона де Бовуар пишет о своей матери:
из рассказа очень лёгкая смерть
Не думаю, чтобы у мамы было счастливое детство. С удовольствием она вспоминала лишь сад в доме своей бабушки в лотарингской деревушке, где прямо с дерева можно было есть нагретые солнцем сливы — мирабель и ренклод. О том, как она жила в Вердене, она ничего не рассказывала. Сохранилась фотография: восьмилетняя девочка в костюме маргаритки. «Красивый костюм» — «Да», — отвечала мать, — но чулки полиняли, и три дня я не могла отмыть с ног зеленую краску». В голосе ее прозвучала давняя обида и неизжитая горечь. Не раз она жаловалась мне на черствость своей матери. Я помню бабушку пятидесятилетней женщиной, чопорной и высокомерной. Она редко смеялась, охотно злословила, а ее привязанность к дочери была чисто показной. Она была фанатически предана мужу, и дети занимали в ее жизни второстепенное место. Вспоминая о своем отце, мама часто повторяла с затаенной болью: «Для него свет клином сошелся на твоей тетке Лили». Белокурая, розовая Лили, которая была на пять лет моложе матери, до сих пор оставалась предметом ее страшной зависти. Пока я была ребенком, мама находила во мне самые высокие духовные и интеллектуальные достоинства, она словно бы отождествляла меня с собой. В ту пору она была несправедливо сурова к Элен, которую в семье звали Пышечкой. Тоже белокурая и тоже розовая, она, очевидно, напоминала матери Лили; и мать безотчетно вымещала на ней старую обиду.
Мать с гордостью рассказывала мне о годах, проведенных ею в монастырской школе Уазо, и о настоятельнице, которая ценила и выделяла ее и тем успокаивала ее раненое самолюбие. Мама хранила фотографию своего класса: шесть девушек и две монахини в монастырском саду. Четыре ученицы-пансионерки одеты в черное. Две, приходящие, в белом — мать и ее подружка. Все шесть девушек в закрытых блузах с высоким воротом, длинных юбках, строго, гладко причесаны. Глаза ничего не выражают. Мать так и вошла в жизнь; стянутая тесным корсетом провинциальных добродетелей и монастырской морали.
В двадцать лет она потерпела новое разочарование: молодой человек, в которого она влюбилась, предпочел ее двоюродную сестру, мою тетю Жермену. Эти неудачи навсегда сделали мать мнительной и обидчивой.
Подражая Марселю Прево.
Выйдя замуж, она расцвела. Она любила мужа и восхищалась им. Первые десять лет брака принесли ей глубокое и полное удовлетворение. Отец обожал женщин, у него было много связей, но, подражая Марселю Прево, которого он охотно читал, он относился к молодой жене с ничуть не меньшим жаром, чем к любовнице, а лицо матери в те годы, с легким пушком над верхней губой, говорило о пылкой, чувственной натуре. Их взаимная привязанность бросалась в глаза: он то и дело гладил руки жены, ласкал ее, говорил нежные пошлости. Помню, как маленькой девочкой лет шести — семи я увидела мать однажды утром в коридоре. Она стояла босиком на красном ковре в длинной белой рубашке, пышные волосы падали ей на плечи, и меня поразило сияние ее улыбки, таинственным образом связанной со спальней, из которой мать только что вышла. В этом прелестном видении я с трудом узнала степенную даму, какой привыкла видеть свою мать.
Ничто не может вытравить из нашей памяти впечатления детства. Счастье матери не было безоблачным. Уже во время свадебного путешествия дал о себе знать отцовский эгоизм. Матери хотелось посмотреть итальянские озера, но остановились они в Ницце, где открывались бега. Об этом первом столкновении она часто вспоминала без досады, но с грустью. Она любила новые места. «Я всегда хотела стать путешественницей», — говорила мать. Самые светлые воспоминания ее молодости связаны с экскурсиями, которые устраивал дедушка, — по Вогезам и Люксембургу, пешком или на велосипедах. Ей пришлось от многого отказаться, поскольку отец обычно брал верх. Она перестала встречаться со своими подругами, потому что отец любил светские салоны и кулисы театров. Мать охотно сопровождала его, она тоже полюбила светские развлечения. Однако красота не защищала ее от злословия, она была застенчивой и провинциальной. И в этой истинно парижской среде ее неловкость вызывала улыбки. Среди женщин, с которыми мать встречалась теперь в гостиных, были прежние любовницы отца: я представляю себе, как ехидно они перешептывались за ее спиной. В письменном столе отца хранилась фотография его последней возлюбленной, красивой светской дамы, которая иногда приходила к нам в гости вместе с мужем. Лет тридцать спустя отец с усмешкой сказал маме: «Это ты уничтожила ее фотографию». Мать отрицала, но он ей не поверил. Так или иначе, уже во время медового месяца мать страдала — и любви ее и гордости не раз наносились удары. Она была цельной, страстной натурой, и раны ее заживали медленно.
Вдобавок ко всему дед обанкротился. Мать остро переживала бесчестье семьи и порвала все давние связи с Верденом. Отец так и не получил обещанного приданого, но ни словом не попрекнул мать, и она, потрясенная этим, всю жизнь чувствовала себя перед ним виноватой.
И все же брак в общем оказался удачным, у нее были две нежно любившие ее дочери, в доме царило относительное благополучие, и до конца первой мировой войны мама не жаловалась на судьбу. Она была ласкова, весела, и улыбка ее казалась мне пленительной.
Когда дела отца пошатнулись и мы узнали материальные затруднения, мать решила обходиться без прислуги. К сожалению, домашние заботы тяготили ее, мать добровольно взяла их на себя, но гордость ее страдала. Она забывала о себе ради отца, ради нас, однако кто может сказать: я жертвую собой, — не ощущая при этом горечи. Мать искренне верила в величие самопожертвования, и в то же время ее властная натура восставала против ненавистных ей оков, Это противоречие раздирало ее, она то и дело бунтовала против обязанностей и лишений, которые сама, по доброй воле, взвалила на себя.
Жаль, что предрассудки помешали ей в ту пору прийти к решению, к которому она пришла двадцать лет спустя, поступив на работу. Толковая, исполнительная, наделенная прекрасной памятью, она вполне могла бы стать секретарем или библиотекарем; это избавило бы ее от некоторой приниженности, усилив в ней чувство собственного достоинства. Она обзавелась бы знакомыми и смогла бы избежать зависимости, которую принимала как должное, хотя зависимость эта ей претила. И уж конечно, тогда ей легче было бы переносить пренебрежение мужа.
Посвящается Франсуазе де Бовуар.
Я не обвиняю отца: привычка часто убивает в мужчине желание. Мать утратила молодую свежесть, а он — прежний пыл. Чтобы расшевелить себя, он стал прибегать к услугам девиц из заведений вроде «Версаль» или «Сфинкс». В юности я не раз видела, как отец возвращался домой в восемь утра, распространяя запах перегара и смущенно бормоча что-то про бридж и покер. Мать встречала его спокойно, может быть, она даже верила ему, издавна приучив себя избегать неприятных истин. Но с его равнодушием она не могла примириться. История моей матери навсегда осталась для меня красноречивым доказательством противоестественности буржуазного брака. Обручальное кольцо дало ей право познать супружеские радости, ее чувственность стала требовательной. Но в тридцать пять лет, в расцвете сил, мать лишилась возможности удовлетворять ее. Она продолжала спать рядом с мужчиной, которого любила и который желал ее теперь очень редко. Она надеялась, ждала, терзалась — и все напрасно. Полное отчуждение меньше оскорбило бы ее гордость, чем это безрадостное ложе. Не удивительно, что мать изменилась. Теперь случалось все — пощечины, крики, сцены не только при домашних, но и на людях. «У Франсуазы несносный характер», — твердил отец. Она и сама не отрицала, что вспыльчива. Но больше всего ее огорчало, когда о ней говорили: «Франсуаза вечно недовольна» — или: «У Франсуазы настоящая неврастения».
В молодости она любила наряды. Она сияла, когда ее принимали за мою старшую сестру. У отца был родственник, игравший на виолончели, мама аккомпанировала ему на рояле. Он почтительно ухаживал за ней, и, когда он женился, мама возненавидела его жену. Ее интимная и светская жизнь почти прекратились, и мать перестала заниматься собой, кроме особо торжественных случаев, когда «одеваться» было обязательно. Помню, однажды мы с сестрой возвращались после каникул, мама встречала нас на вокзале, напудренная, в красивой бархатной шляпе с вуалеткой. Сестра восторженно воскликнула: «У тебя вид шикарной дамы!». Мать улыбнулась, хотя уже давно оставила всякие притязания на элегантность. Презрение к плоти, которое ей внушали в монастыре и которое она старалась привить нам, теперь оборачивалось неряшливостью. И тем не менее ей по-прежнему хотелось нравиться — еще одно ее противоречие. Комплименты тешили ее тщеславие, она кокетливо откликалась на них. Она очень гордилась, когда один из друзей отца посвятил ей свою книгу (изданную, между прочим, на деньги автора «Посвящается Франсуазе де Бовуар, чья жизнь вызывает во мне чувство поклонения». Двусмысленная похвала: мать внушала поклонение самоотречением, которое лишало ее поклонников.
Отторгнутая от плотских радостей и светских утех, с головой ушедшая в хлопоты по дому, которые казались ей нудными и унизительными, самолюбивая и упрямая женщина все-таки не прониклась смирением. Между взрывами гнева она по-прежнему пела, шутила, болтала, заглушая ропот уязвленного сердца. Как-то уже после смерти отца тетя Жермена намекнула, что он не был примерным мужем, мать резко оборвала ее: «Я была с ним счастлива!». Разумеется, она и себя непрестанно убеждала в этом. И все же оптимизм по заказу не мог насытить ее жадность к жизни. И она устремилась по единственному пути, который был перед ней: питаться от молодых жизней, находившихся на ее попечении. «Я никогда не была эгоисткой, я жила только для других», — сказала она мне позднее. Да, конечно, но за счет этих других. Деспотичная собственница, она хотела безраздельно властвовать над нами. Но именно тогда, когда эта награда за прежние потери стала для нее необходимой, мы начали отдаляться от семьи, стремясь к независимости. Назревавшие подспудно конфликты то и дело прорывались наружу, и мать по-прежнему не могла обрести душевное равновесие.
Вспышки грубой откровенности или едкого сарказма.
И все же в ту пору она была сильнее нас, ее воля одерживала верх. Мы с сестрой ни на минуту не могли остаться одни; мне приходилось делать уроки при матери, непременно в той комнате, где она в это время была. Когда по ночам мы болтали, лежа в своих постелях, мать, снедаемая любопытством, вслушивалась через стену в наши разговоры и, не выдерживая, кричала: «Да замолчите вы!» Она не позволила нам заниматься плаванием, запретила отцу купить нам велосипеды: она не могла разделять наши спортивные увлечения и боялась, что, воспользовавшись этой лазейкой, мы ускользнем из-под ее опеки. Она настойчиво пыталась участвовать во всех наших увеселениях не только потому, что ей их не хватало: здесь вступали в силу причины, уходящие корнями в ее далекое детство; мысль, что ее обойдут, была для матери невыносима. Даже зная, что мы предпочли бы остаться без нее, она навязывала нам свое общество. Однажды на даче в Ла Грийер мы, подростки, целой компанией собрались под вечер на кухне, чтобы сварить раков, которых мы наловили с фонарями. Неожиданно явилась мать, единственная взрослая среди нас. «А я хочу поужинать с вами», — заявила она. Все смущенно умолкли, но она не ушла. Как-то в другой раз Жак, наш двоюродный брат, условился со мной и сестрой о встрече у Осеннего салона. Мама увязалась за нами, и он не подошел к нам. «Я увидел твою мать и убежал», — сказал он мне на следующий день. Ее присутствие давило. Когда у нас собирались приятели, она заявляла: «А я хочу с вами пить чай», — и завладевала беседой. Позднее, гостя у дочери в Бене и в Милане, мать не раз приводила ее в замешательство своей неуместной разговорчивостью на официальных приемах.
Навязывая свое общество, изо всех сил стараясь везде быть первой, мать как бы вознаграждала себя за прошлое, когда ей так редко удавалось самоутвердиться. Она мало видела людей, а если и бывала где-либо с отцом, то около него она неизменно оставалась в тени. Раздражавшее нас «а я хочу…» на самом деле скрывало неуверенность в себе, этим же объяснялась ее назойливость. Несдержанная и крикливая в порыве гнева, в спокойную минуту она была деликатна до полного самозабвения. Она из-за пустяков устраивала отцу сцены, но не решалась просить у него денег, экономила на себе и старалась как можно меньше тратить на нас. Покорно терпела, когда вечерами он не бывал дома и даже по воскресеньям оставлял ее одну. После смерти отца заботы о содержании матери легли на нас, но она проявляла такую же щепетильность, стараясь ничем нам не докучать. У нее не было другого способа выразить свои чувства, с тех пор как она стала зависеть от дочерей, прежде же, опекая нас, она считала себя в праве быть деспотичной.
Ее любовь к нам была глубокой, но ревниво-требовательной и всегда отражала противоречия, терзавшие мать, поэтому нам с ней было трудно. Легко ранимая, она могла на протяжении двадцати и даже сорока лет переживать брошенный ей упрек или неодобрительное замечание. Непреходящее чувство подавленной обиды прорывалось в бурных вспышках грубой откровенности или едкого сарказма. И все же недоброжелательность, которую она выказывала по отношению к нам, не была намеренной: мать не хотела нам зла, она лишь хотела убедить себя в своей власти. Как-то, гостя у подруги во время летних каникул, я получила письмо от сестры. Пышечка делилась со мной своими отроческими тревогами, волновавшими ее сердце и душу. Мать вскрыла мой ответ и прочитала его вслух при сестре, потешаясь над ее секретами. Полная гнева и презрения к матери, Элен сжала зубы и поклялась, что никогда ей этого не простит. Мать разрыдалась и написала мне, умоляя помирить их, что я и сделала.
Женщина с пламенем в крови.
Свою власть она старалась в первую очередь утвердить над Элен, и наша дружба вызывала в ней ревность. Узнав, что я больше не верю в бога, мать кричала в ярости: «Я не допущу, чтобы она тебя портила, я должна тебя уберечь!». Во время каникул она запретила нам видеться наедине, и мы встречались тайком в каштановой роще. Эта ревность терзала ее всю жизнь, поэтому мы даже взрослыми не говорили ей о наших встречах.
Но часто ее горячая любовь трогала нас. Когда Пышечке было семнадцать лет, она невольно явилась причиной ссоры между отцом и «дядюшкой Андриеном», которого тот считал своим лучшим другом. Мать горой встала за сестру, а отец после этого не разговаривал с ней несколько месяцев. Позднее отец сердился на Элен, что она не бросает живопись ради более выгодной профессии и продолжает жить на шее у родителей; он не давал ей ни гроша и попрекал куском хлеба. Мать поддержала сестру и всячески изворачивалась, помогая ей. Я не забуду, как после смерти отца она великодушно отпустила меня путешествовать с подругой, хотя стоило ей только вздохнуть, и я бы осталась.
Ее отношения с людьми зачастую портились из-за ее неловкости, а ее неуклюжие усилия отдалить от меня сестру могли вызвать только жалость. Когда ее племянник Жак, на которого она в какой-то степени перенесла былую девичью любовь к его отцу, стал реже появляться у матери, она каждый раз встречала его упреками; ей они казались шутливыми, а у него вызывали раздражение. И Жак стал приходить еще реже. Она чуть не расплакалась, когда я переезжала к бабушке, но я была тронута тем, что она не попыталась разжалобить меня; она вообще избегала проявлений нежности. Тем не менее в ту зихму, всякий раз как я приходила обедать домой, она ворчала, что я забываю семью, хотя я часто навещала родителей. Из гордости и из принципа она никогда ничего не просила, а потом жаловалась, что мало получает.
В своих трудностях она не признавалась никому, даже себе. Ее смолоду не приучили анализировать свои чувства, иметь собственное суждение. Ей приходилось обращаться к авторитетам, но их мнения были противоречивыми; да и что, в сахмом деле, могло быть общего между взглядами отца и настоятельницы монастыря в Уазо. Я тоже пережила подобный кризис, но это случилось в пору моего духовного формирования, а не тогда, когда я стала уже сложившимся человеком. С раннего детства я привыкла судить обо всем сама, мать же была лишена критического отношения к чужому мнению. Она легко соглашалась с каждым и обычно склонялась к доводам того, кто говорил последним. Она много читала, но несмотря на хорошую память, почти все забывала; будь у нее четкие знания, собственная ясная точка зрения, она не стала бы игрушкой прихотливых обстоятельств. Даже после смерти отца она оставалась той же, но теперь хотя бы могла выбирать друзей в соответствии со своими вкусами. «Просвещенных» католиков она предпочитала прямолинейным догматикам. Однако и среди ее знакомых были расхождения во взглядах. Удивительно, но часто она прислушивалась ко мне, хоть я и погрязла в заблуждениях, а также к сестре с Лионелю. Она боялась «выглядеть дурой» в наших глазах. Так она и жила, с кашей в голове, послушно соглашаясь со всем и никогда не выказывая удивления. В последние годы она обрела какую-то внутреннюю гармонию, но в пору ее метаний у нее не было ни собственных принципов, ни четких представлений, ни даже слов, которые цомогли бы ей трезво размышлять. И в этом была причина ее постоянных тревог и растерянности.
Полезно выносить суждение в ущерб себе; у матери было другое: она жила в ущерб себе. Полная желаний, она употребила всю свою энергию, чтобы их подавить, но, добровольно отрекаясь от чего-нибудь, она тут же бунтовала. С молодых ногтей путы религиозных запретов сковывали ее тело, сердце, дух. Мать научили крепко затягивать на себе эту подпругу. В ней скрывалась женщина с пламенем в крови, но изуродованная, искалеченная и неведомая даже себе самой.
Свернуть

я не нашла в библиотеке "Второй пол", прочла то, что мне выдали:
рассказы "Прелестные картинки", "Сломленная" и "Очень лёгкая смерть"
Говорящие названия..В приведённом мной отрывке из рассказа о последних днях матери есть ключи к пониманию трагического мироощущения Симоны де Бовуар, по-моему.
"Очень лёгкая смерть" - рассказ о последних днях мамы Симоны, которые та провела в дорогой клинике под неусыпным наблюдением медсестёр, врачей и двух дочерей - Симоной (старшей) и Элен (младшей). Несколько утомляют и удивляют подробности больничного быта мамы, но когда повествование ускользает в прошлое, в сны, в ощущения мамы и Симоны, то читатель бывает вознаграждён.
При всех детских обидах на маму, Симона горячо её любила. Так мне почувствовалось. Эта любовь помогает писательнице запечатлеть образ матери, сделав его объёмным, ярким и очень живым.
А вот первые два рассказа "Прелестные картинки" и "Сломленная" потрясающе БЕЗлюбовны. Немного расскажу об одном из них.
Атмосфера рассказа "Прелестные картинки", например, мне всё время напоминала нечто искусственное: какой-то бумажно-стеклянный мир.
Наверное, потому, что его главная героиня Лоранс думает о себе, как о металлической кукле. А "всё, к чему прикасается она, превращается в картинки".
Цитата:
Она всегда была картинкой. За этим следила Доминика, с детства околдованная картинами жизни, так не похожими на ее собственную, и упрямо стремившаяся — всем своим умом и недюжинной энергией — заполнить этот ров.

Кстати, то, что главная героиня Лоранс не так-то просто узнать. Рассказ начинается с реплик разных людей. Реплик и людей много, Симона не поясняет в каких они отношениях друг к другу и никак не представляет их читателю. Просто бросает читателя в нарисованный ею мир...Этот приём позволяет увидеть происходящее глазами героини, передать отчуждённость её блуждающего взгляда. Скачки сознания Лоранс передаются сменой точек зрения: повествование ведётся то от третьего, то от первого лица. Вот пример этого текста:
Цитата:
Весь день Лоранс была в ударе, ее подавленность сейчас — это реакция. (Я — циклотимичка.[2]) Луиза играет с двоюродными братьями в глубине сада. Катрин читает перед камином, в котором трепещет легкое пламя; она похожа на всех счастливых девочек...

Но дальше (после появления в повествовании Катрин - любимой дочки Лоранс) понимать происходящее становится легче. Катрин - живая для Лоранс, живым для неё является и отец. Все остальные персонажи Лоранс чужды: муж, любовник, сестра, муж сестры,другие гости матери. К маме она испытывает чувство жалости и гадливости. Поэтому в рассказе часто слышен бескомпромиссный суд дочери над матерью.
Вот Лоранс спускается по лестнице, уходя от матери, переживающей разрыв с мужчиной:
Цитата:
Она предпочла бы раствориться в нежности и печали. Но в ушах звенит крик, она не может забыть злого взгляда. Ярость и оскорбленное тщеславие - страдание, столь же душераздирающее, как любовная боль, но без любви.Кто мог бы полюбить Жильбера настоящей любовью?А Доминика? Любила ли она когда-нибудь? (Отец не находил себе дома места, как душа неприкаянная, он любил ее, он любит ее до сих пор.И Лоранс растворялась в нежности и печали. С тех пор Доминику окружил зловещий ореол.) Даже страдание не делает ее человечной.Точно слышишь скрежет лангуста, невнятный шум, не говорящий ни о чем, кроме боли. Особенно нестерпимой, потому что не можешь ее разделить.

Ошибка Лоранс в том, по-моему, что она ищет источник любви во внешнем мире, а не внутри себя, в этом её трагедия. Выдвигая любовь во ВНЕ, Лоранс перестаёт чувствовать себя живой. Вот как заканчивается этот рассказ:
Цитата:
Лоранс причесывается, приводит в порядок лицо. Моя песенка спета, думает она, глядя на свое отражение — бледное лицо, обострившиеся черты. Но дети ещё могут на что-то рассчитывать. На что? Если б знать

(уточню: Лоранс - преуспевающая в рекламном бизнесе красивая молодая женщина)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 янв 2014, 20:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Не в тему, а вы видели, недавний клип Строма о борьбе полов, мне так понравилась идея:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 12:23 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Прочитала только первый том “Второго пола” Симоны де Бовуар, поэтому говорить буду только о нем.

И первое на чем сразу столкнулась и задумалась – это на названии. Второй – это количественная характеристика. И не просто количественная, а подчиненная характеристика, потому что предполагает, что есть “первый”, по отношению к которому женский пол оказывается “вторым”. Вся книга Бовуар строится на этой ее главной мысли: женщины в истории человечества всегда во все исторические эпохи и во всех культурах были зависимы от мужчин, подчинены им. И эта зависимость создавалась и культивировалась мужчинами в таком виде, что женщины охотно принимали ее и практически никогда не пытались ее оспаривать.
“Да и сам феминизм никогда не был автономным движением: он был частично орудием в руках политиков, частично эпифеноменом, отражающим более глубокую социальную драму. Женщины никогда не составляли отдельной касты, да и, по правде говоря, никогда не стремились играть в истории какую-то роль именно как пол. Доктрины, взывающие к женщине как к плоти, жизни, имманентности, как к Другому, суть идеологии мужчин, нисколько не выражающие женские притязания. Большинство женщин смиряются со своей судьбой и совсем не пытаются действовать; а если кто и пробовал что-то изменить, то не из стремления замкнуться в своей исключительности и дать ей восторжествовать, а из стремления ее преодолеть. Они вмешивались в ход мирового развития в согласии с мужчинами и в предложенных мужчинами перспективах”.
Вот эту идею она очень блестяще и подробно обосновывает.

Человек – это не только биологическое существо, но и существо социальное. Рассмотренная ею биология показывает, что биологического доминирования полов не существует. Они взаимозависимы. Это всего лишь две различные функции одной задачи: задачи постоянного воспроизводства вида. Человеку этого простого воспроизводства недостаточно. Он трансцендирует жизнь, выходя за пределы биологического вида. “… посредством своего Существования, Экзистенции; превосходя самого себя, он создает ценности, которые полностью обесценивают простое повторение”.
Человек создает культуру и воспроизводит себя как человеческий вид не только посредством биологического воспроизводства, но и посредством созданного им тонкого, не воспроизводящегося без человека, культурного слоя. Так вот этот социально-культурный слой, по мнению Симоны де Бовуар, создан исключительно мужчинами. Женщине в нем отведена роль имманентного существования, но никак не трансцендентного. Но эта имманентность искусственная. Она создана мужчинами, чтобы осуществлять их собственную трансцендентность.

Трансцендирование – это выход за рамки своего “я” и утверждение своей индивидуальности или своего проекта (как это обозначает Симона де Бовуар) во внешнем мире через преобразование его, через творение его. Для этого субъекту необходим Другой.
“Когда субъект пытается утвердить себя, ограничивающий и отрицающий его Другой все же ему необходим, ибо он может достичь себя только через такую реальность, что не есть он сам. Именно поэтому жизнь человека никогда не может быть полнотой и покоем, она всегда нехватка и движение, всегда борьба”.
И дальше…
“Присутствие другого возможно, только если другой — это представший перед ним он сам, то есть подлинно «Другое» — это «Другое» сознания, существующего отдельно от моего и в то же время ему идентичного. Только благодаря существованию других людей каждый человек может вырваться из своей имманентности, обнаружить подлинность своего бытия, осуществиться в трансценденции, выходя к объекту, как проект”.
И это Другое мужчина не просто находит, запечатлевает и обозначает мифами, но и переносит их на женский пол, воплощая удобное, таинственное, пугающее, восхищающее его начала в самом близком ему человеке, в его женщине, спутнице, подруге. И женщина принимает навязанную ей роль, потому что “наряду со стремлением любого индивида утвердить себя в качестве субъекта — стремлением этическим — существует еще соблазн избежать своей свободы и превратить себя в вещь”.
«Легче надеть на людей цепи, чем снять, если цепи приносят уважение», — сказал Бернард Шоу.
С этой точки зрения она очень интересно трактует женские мифологические и литературные образы. Есть над чем задуматься, есть с чем согласиться, есть чему возразить.

Итак, с одной стороны у любого человека, как субъекта, существует стремление утвердить себя как проект, выйти за свои рамки, заявить всем о своей индивидуальности. С другой, существует стремление избежать свободы, замкнуть себя в своей имманентности и тем самым превратить себя в объект, оказаться жертвой чужой воли, отринуть от себя собственную трансцендентность. Это легкий путь. Он помогает избежать тревог и напряжения, свойственных подлинному существованию. Именно поэтому на него оказалось так легко согласиться женщинам, так считает Симона де Бовуар.

Мужчина-раб, мужчина-вассал утверждает свою субъективность, свой проект, делая Другим хозяина или сюзерена. Однако несчастье женщины в том, что она биологически обречена повторять Жизнь, тогда как и в ее глазах Жизнь не несет в себе своего обоснования, а обоснование это важнее самой жизни”. А значит, биология накладывает отпечаток на присущее ей, также как и мужчине, стремление к трансценденции. Но разбираться с этим и преодолевать это должна сама женщина. В мужской культуре она обречена только на имманентное существование.
Показывает ли Симона де Бовуар пути этого преодоления, не знаю. Второй том пока не прочитала.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 13:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Как- то все это мне напомнило ЗАВИСТЬ Ю. Олеши.

Герой наблюдает себя в зеркало и находит сходство с отцом. Полное! И думает : : " Вот ты и кончился ! Рожай сына!" ( вольный пересказ). Такая ассоциация.
Для ЖЕНЩИНЫ - дети это окончание ее жизни ?
Так чаще всего , наверное, и происходит. Тем более,если дети - не ДРУГИЕ, и только зеркальное отражения СЕБЯ и СУПРУГА.
Текст, увы, не читаю. Нет должного времени.


Последний раз редактировалось Людмила 15 янв 2014, 16:54, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 16:45 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Людмила писал(а):
Для ЖЕНЩИНЫ - дети это окончание ее жизни ?
Так чаще всего , наверное, и происходит. Тем более,если дети - не ДРУГИЕ, и только зеркальное отражения СЕБЯ и СУПРУГА.

Дети для женщины - это вовсе НЕ окончание ЕЁ жизни. Это открытие нового сектора жизни, который дополняет и обогащает жизнь своими радостями, печалями, успехами, смирением и пр. и пр.
Но и прежние сферы жизни остаются, конечно на определенный период дети занимают львиную долю внимания и энергии.
По сравнению с ними по здравому размышлению всё остальное кажется пустым.
Но и в этом вопросе, несомненно, существуют разные точки зрения..

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 16:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Бегущая по волнам писал(а):
По сравнению с ними по здравому размышлению всё остальное кажется пустым.


Вот это, если честно, и настораживает. Хотя МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ - самый сильный инстинкт ( скорее всего ). И пока он не реализован...женщина вряд ли пойдет ДАЛЬШЕ себя. А когда реализован... часто уже поздно.

Но все это БРЕД. Мое - ИМХО. Ничего не смыслю в вопросе БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ ЖЕНЩИНОЙ - МАТЕРЬЮ. :ny_tik:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 16:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
А вот супруге самого САРТРА можно и позавидовать. Наверное, было редкое сотрудничество УМА.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 16:57 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Людмила писал(а):
А вот супруге самого САРТРА можно и позавидовать. Наверное, было редкое сотрудничество УМА.

Супруги-друзья-любовники. Страсть со временем проходит, дружба при ментальном и душевном единстве остаётся.
Но всё же это только одна из сторон жизни, очень важная, но не единственная по важности..
Однако каждый выбирает для себя. Они выбрали для себя.
Яркая интеллектуальная жизнь в сопровождении неких некрасивых историй.
Как реализация принципа - "в жизни надо попробовать всё".
Нет.. меня не привлекает эта особа.

Попыталась начать читать "Второй пол" и что-то художественное ("Мандарины") и как-то не пошлО.
Может перевод неудачный, не знаю. Ощущение какой-то паутины...
Позже ещё раз попробую, может сейчас не под настроение...

Я, вообще, не уважаю самовлюблённых особей, как бы плодовиты они ни были в творческом плане.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 17:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Встретив Жан-Поля, Симона де Бовуар узнала в нём "своего двойника". И, несмотря на все перепитии отношений в свободном браке, они остались самыми близкими друг другу людьми до конца жизни. Сартру дети были не нужны- он был настолько поглощён собой, своей неповторимостью и уникальностью, что любой отпрыск от него казался ему невозможной дикостью. Симона целиком соответствовала своему "двойнику": дети вызывали в ней только брезгливость. "Пелёнки и вонь, красные сморщенные животные". Супруги были самодостаточны.. Хотя, в конце жизни, Сартр удочерил одну из своих любовниц, лишив при этом Симону де Бовуар части наследства.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Последний раз редактировалось quagga 15 янв 2014, 17:08, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 17:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
стереотипы отравляют жизнь.

"быть собой-залог счастливой жизни"
Молли
))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 18:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
а в музыкальных паузах (в эфире) вижу, к примеру, Кортни Лав



Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 18:17 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Molli писал(а):
стереотипы отравляют жизнь.

"быть собой-залог счастливой жизни"
Молли
))

Не... :du_ma_et:

"Счастливая жизнь - это когда наши желания совпадают с нашими возможностями".
:ti_pa: :a_g_a:


Про стереотипы согласна.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 18:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Цитата:
"Счастливая жизнь - это когда наши желания совпадают с нашими возможностями".


это не всегда возможно, желания, иногда не совпадают с реальностью))
допустим, я хочу мира во всём мире..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 18:54 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
В том-то и фишка...
Не желать невозможного). Причём органично, без насилия над собой.

Всё ж зависит от того, каковы наши желаний).

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Симона де Бовуар. Второй пол.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 18:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Обидно, когда в теме ничего не могу сказать ПО_СУЩЕСТВУ.
За слишком редким исключением у меня глубочайшая неприязнь к художественной французской литературе. И при всём желании (даже накануне передачи) взяться за чтение подобного ... нет не только сил и времени, но и желания. Особенно, когда при ПОПЫТКЕ вникнуть в тему у меня уже рвотный рефлекс! Каюсь, стыдно, но когда залила кучу книг (шикарнейших, имхо, но на английском и даже немецком, требующий соответствующего перевода - это я пытаюсь извиниться и оправдаться за редкое появление на форуме СН) и сожалею, что в сутках всего 26,5 часов (именно так, иначе не получается), то ...

И непонятно, что тут рассуждать - патриархат (в той или иной степени, но миром сейчас правят мужчины. Иначе бы женщину не отнесли к полу ВТОРОМУ, как второй сорт). Поэтому женщине и отводится лишь второе место, вторичная роль на сцене жизни. А в эпоху Вилар - это или зачуханная РАБочая сила (а у нас не так - "я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик. Ещё в детстве меня бесила песня, "я назову тебя /зоренькой, или куколкой, или ягодкой, .../, только ты "раньше вставай", да "везде успевай") или вывеска успевающего мужа, демонстрирующего на жене собственные возможности и достаток. В общем, веником убиться!

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 51 ]  Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 57


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.096s | 18 Queries | GZIP : On ]