Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Симона де Бовуар. Второй пол. http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1694 |
Страница 2 из 4 |
Автор: | Эльмира [ 14 янв 2014, 19:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Molli писал(а): статья интересная, Эльмира, вчера прочла.но в комментах неадекватные люди, лучше бы вы просто скопировали статью. убрала статью в спойлер. *** вот здесь работа Майкла Уолцера "СИМОНА ДЕ БОВУАР И АССИМИЛИРОВАННАЯ ЖЕНЩИНА" http://www.owl.ru/win/books/kritiki.htm *** А вот здесь Симона де Бовуар пишет о своей матери:
из рассказа очень лёгкая смерть
я не нашла в библиотеке "Второй пол", прочла то, что мне выдали: рассказы "Прелестные картинки", "Сломленная" и "Очень лёгкая смерть" Говорящие названия..В приведённом мной отрывке из рассказа о последних днях матери есть ключи к пониманию трагического мироощущения Симоны де Бовуар, по-моему. "Очень лёгкая смерть" - рассказ о последних днях мамы Симоны, которые та провела в дорогой клинике под неусыпным наблюдением медсестёр, врачей и двух дочерей - Симоной (старшей) и Элен (младшей). Несколько утомляют и удивляют подробности больничного быта мамы, но когда повествование ускользает в прошлое, в сны, в ощущения мамы и Симоны, то читатель бывает вознаграждён. При всех детских обидах на маму, Симона горячо её любила. Так мне почувствовалось. Эта любовь помогает писательнице запечатлеть образ матери, сделав его объёмным, ярким и очень живым. А вот первые два рассказа "Прелестные картинки" и "Сломленная" потрясающе БЕЗлюбовны. Немного расскажу об одном из них. Атмосфера рассказа "Прелестные картинки", например, мне всё время напоминала нечто искусственное: какой-то бумажно-стеклянный мир. Наверное, потому, что его главная героиня Лоранс думает о себе, как о металлической кукле. А "всё, к чему прикасается она, превращается в картинки". Цитата: Она всегда была картинкой. За этим следила Доминика, с детства околдованная картинами жизни, так не похожими на ее собственную, и упрямо стремившаяся — всем своим умом и недюжинной энергией — заполнить этот ров.Кстати, то, что главная героиня Лоранс не так-то просто узнать. Рассказ начинается с реплик разных людей. Реплик и людей много, Симона не поясняет в каких они отношениях друг к другу и никак не представляет их читателю. Просто бросает читателя в нарисованный ею мир...Этот приём позволяет увидеть происходящее глазами героини, передать отчуждённость её блуждающего взгляда. Скачки сознания Лоранс передаются сменой точек зрения: повествование ведётся то от третьего, то от первого лица. Вот пример этого текста: Цитата: Весь день Лоранс была в ударе, ее подавленность сейчас — это реакция. (Я — циклотимичка.[2]) Луиза играет с двоюродными братьями в глубине сада. Катрин читает перед камином, в котором трепещет легкое пламя; она похожа на всех счастливых девочек...Но дальше (после появления в повествовании Катрин - любимой дочки Лоранс) понимать происходящее становится легче. Катрин - живая для Лоранс, живым для неё является и отец. Все остальные персонажи Лоранс чужды: муж, любовник, сестра, муж сестры,другие гости матери. К маме она испытывает чувство жалости и гадливости. Поэтому в рассказе часто слышен бескомпромиссный суд дочери над матерью. Вот Лоранс спускается по лестнице, уходя от матери, переживающей разрыв с мужчиной: Цитата: Она предпочла бы раствориться в нежности и печали. Но в ушах звенит крик, она не может забыть злого взгляда. Ярость и оскорбленное тщеславие - страдание, столь же душераздирающее, как любовная боль, но без любви.Кто мог бы полюбить Жильбера настоящей любовью?А Доминика? Любила ли она когда-нибудь? (Отец не находил себе дома места, как душа неприкаянная, он любил ее, он любит ее до сих пор.И Лоранс растворялась в нежности и печали. С тех пор Доминику окружил зловещий ореол.) Даже страдание не делает ее человечной.Точно слышишь скрежет лангуста, невнятный шум, не говорящий ни о чем, кроме боли. Особенно нестерпимой, потому что не можешь ее разделить.Ошибка Лоранс в том, по-моему, что она ищет источник любви во внешнем мире, а не внутри себя, в этом её трагедия. Выдвигая любовь во ВНЕ, Лоранс перестаёт чувствовать себя живой. Вот как заканчивается этот рассказ: Цитата: Лоранс причесывается, приводит в порядок лицо. Моя песенка спета, думает она, глядя на свое отражение — бледное лицо, обострившиеся черты. Но дети ещё могут на что-то рассчитывать. На что? Если б знать(уточню: Лоранс - преуспевающая в рекламном бизнесе красивая молодая женщина) |
Автор: | Это Я [ 14 янв 2014, 20:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Не в тему, а вы видели, недавний клип Строма о борьбе полов, мне так понравилась идея: |
Автор: | Селена [ 15 янв 2014, 12:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Прочитала только первый том “Второго пола” Симоны де Бовуар, поэтому говорить буду только о нем. И первое на чем сразу столкнулась и задумалась – это на названии. Второй – это количественная характеристика. И не просто количественная, а подчиненная характеристика, потому что предполагает, что есть “первый”, по отношению к которому женский пол оказывается “вторым”. Вся книга Бовуар строится на этой ее главной мысли: женщины в истории человечества всегда во все исторические эпохи и во всех культурах были зависимы от мужчин, подчинены им. И эта зависимость создавалась и культивировалась мужчинами в таком виде, что женщины охотно принимали ее и практически никогда не пытались ее оспаривать. “Да и сам феминизм никогда не был автономным движением: он был частично орудием в руках политиков, частично эпифеноменом, отражающим более глубокую социальную драму. Женщины никогда не составляли отдельной касты, да и, по правде говоря, никогда не стремились играть в истории какую-то роль именно как пол. Доктрины, взывающие к женщине как к плоти, жизни, имманентности, как к Другому, суть идеологии мужчин, нисколько не выражающие женские притязания. Большинство женщин смиряются со своей судьбой и совсем не пытаются действовать; а если кто и пробовал что-то изменить, то не из стремления замкнуться в своей исключительности и дать ей восторжествовать, а из стремления ее преодолеть. Они вмешивались в ход мирового развития в согласии с мужчинами и в предложенных мужчинами перспективах”. Вот эту идею она очень блестяще и подробно обосновывает. Человек – это не только биологическое существо, но и существо социальное. Рассмотренная ею биология показывает, что биологического доминирования полов не существует. Они взаимозависимы. Это всего лишь две различные функции одной задачи: задачи постоянного воспроизводства вида. Человеку этого простого воспроизводства недостаточно. Он трансцендирует жизнь, выходя за пределы биологического вида. “… посредством своего Существования, Экзистенции; превосходя самого себя, он создает ценности, которые полностью обесценивают простое повторение”. Человек создает культуру и воспроизводит себя как человеческий вид не только посредством биологического воспроизводства, но и посредством созданного им тонкого, не воспроизводящегося без человека, культурного слоя. Так вот этот социально-культурный слой, по мнению Симоны де Бовуар, создан исключительно мужчинами. Женщине в нем отведена роль имманентного существования, но никак не трансцендентного. Но эта имманентность искусственная. Она создана мужчинами, чтобы осуществлять их собственную трансцендентность. Трансцендирование – это выход за рамки своего “я” и утверждение своей индивидуальности или своего проекта (как это обозначает Симона де Бовуар) во внешнем мире через преобразование его, через творение его. Для этого субъекту необходим Другой. “Когда субъект пытается утвердить себя, ограничивающий и отрицающий его Другой все же ему необходим, ибо он может достичь себя только через такую реальность, что не есть он сам. Именно поэтому жизнь человека никогда не может быть полнотой и покоем, она всегда нехватка и движение, всегда борьба”. И дальше… “Присутствие другого возможно, только если другой — это представший перед ним он сам, то есть подлинно «Другое» — это «Другое» сознания, существующего отдельно от моего и в то же время ему идентичного. Только благодаря существованию других людей каждый человек может вырваться из своей имманентности, обнаружить подлинность своего бытия, осуществиться в трансценденции, выходя к объекту, как проект”. И это Другое мужчина не просто находит, запечатлевает и обозначает мифами, но и переносит их на женский пол, воплощая удобное, таинственное, пугающее, восхищающее его начала в самом близком ему человеке, в его женщине, спутнице, подруге. И женщина принимает навязанную ей роль, потому что “наряду со стремлением любого индивида утвердить себя в качестве субъекта — стремлением этическим — существует еще соблазн избежать своей свободы и превратить себя в вещь”. «Легче надеть на людей цепи, чем снять, если цепи приносят уважение», — сказал Бернард Шоу. С этой точки зрения она очень интересно трактует женские мифологические и литературные образы. Есть над чем задуматься, есть с чем согласиться, есть чему возразить. Итак, с одной стороны у любого человека, как субъекта, существует стремление утвердить себя как проект, выйти за свои рамки, заявить всем о своей индивидуальности. С другой, существует стремление избежать свободы, замкнуть себя в своей имманентности и тем самым превратить себя в объект, оказаться жертвой чужой воли, отринуть от себя собственную трансцендентность. Это легкий путь. Он помогает избежать тревог и напряжения, свойственных подлинному существованию. Именно поэтому на него оказалось так легко согласиться женщинам, так считает Симона де Бовуар. Мужчина-раб, мужчина-вассал утверждает свою субъективность, свой проект, делая Другим хозяина или сюзерена. Однако несчастье женщины “в том, что она биологически обречена повторять Жизнь, тогда как и в ее глазах Жизнь не несет в себе своего обоснования, а обоснование это важнее самой жизни”. А значит, биология накладывает отпечаток на присущее ей, также как и мужчине, стремление к трансценденции. Но разбираться с этим и преодолевать это должна сама женщина. В мужской культуре она обречена только на имманентное существование. Показывает ли Симона де Бовуар пути этого преодоления, не знаю. Второй том пока не прочитала. |
Автор: | Людмила [ 15 янв 2014, 13:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Как- то все это мне напомнило ЗАВИСТЬ Ю. Олеши. Герой наблюдает себя в зеркало и находит сходство с отцом. Полное! И думает : : " Вот ты и кончился ! Рожай сына!" ( вольный пересказ). Такая ассоциация. Для ЖЕНЩИНЫ - дети это окончание ее жизни ? Так чаще всего , наверное, и происходит. Тем более,если дети - не ДРУГИЕ, и только зеркальное отражения СЕБЯ и СУПРУГА. Текст, увы, не читаю. Нет должного времени. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 15 янв 2014, 16:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Людмила писал(а): Для ЖЕНЩИНЫ - дети это окончание ее жизни ? Так чаще всего , наверное, и происходит. Тем более,если дети - не ДРУГИЕ, и только зеркальное отражения СЕБЯ и СУПРУГА. Дети для женщины - это вовсе НЕ окончание ЕЁ жизни. Это открытие нового сектора жизни, который дополняет и обогащает жизнь своими радостями, печалями, успехами, смирением и пр. и пр. Но и прежние сферы жизни остаются, конечно на определенный период дети занимают львиную долю внимания и энергии. По сравнению с ними по здравому размышлению всё остальное кажется пустым. Но и в этом вопросе, несомненно, существуют разные точки зрения.. |
Автор: | Людмила [ 15 янв 2014, 16:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Бегущая по волнам писал(а): По сравнению с ними по здравому размышлению всё остальное кажется пустым.Вот это, если честно, и настораживает. Хотя МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ - самый сильный инстинкт ( скорее всего ). И пока он не реализован...женщина вряд ли пойдет ДАЛЬШЕ себя. А когда реализован... часто уже поздно. Но все это БРЕД. Мое - ИМХО. Ничего не смыслю в вопросе БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ ЖЕНЩИНОЙ - МАТЕРЬЮ. |
Автор: | Людмила [ 15 янв 2014, 16:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
А вот супруге самого САРТРА можно и позавидовать. Наверное, было редкое сотрудничество УМА. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 15 янв 2014, 16:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Людмила писал(а): А вот супруге самого САРТРА можно и позавидовать. Наверное, было редкое сотрудничество УМА.Супруги-друзья-любовники. Страсть со временем проходит, дружба при ментальном и душевном единстве остаётся. Но всё же это только одна из сторон жизни, очень важная, но не единственная по важности.. Однако каждый выбирает для себя. Они выбрали для себя. Яркая интеллектуальная жизнь в сопровождении неких некрасивых историй. Как реализация принципа - "в жизни надо попробовать всё". Нет.. меня не привлекает эта особа. Попыталась начать читать "Второй пол" и что-то художественное ("Мандарины") и как-то не пошлО. Может перевод неудачный, не знаю. Ощущение какой-то паутины... Позже ещё раз попробую, может сейчас не под настроение... Я, вообще, не уважаю самовлюблённых особей, как бы плодовиты они ни были в творческом плане. |
Автор: | quagga [ 15 янв 2014, 17:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Встретив Жан-Поля, Симона де Бовуар узнала в нём "своего двойника". И, несмотря на все перепитии отношений в свободном браке, они остались самыми близкими друг другу людьми до конца жизни. Сартру дети были не нужны- он был настолько поглощён собой, своей неповторимостью и уникальностью, что любой отпрыск от него казался ему невозможной дикостью. Симона целиком соответствовала своему "двойнику": дети вызывали в ней только брезгливость. "Пелёнки и вонь, красные сморщенные животные". Супруги были самодостаточны.. Хотя, в конце жизни, Сартр удочерил одну из своих любовниц, лишив при этом Симону де Бовуар части наследства. |
Автор: | Molli [ 15 янв 2014, 17:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
стереотипы отравляют жизнь. "быть собой-залог счастливой жизни" Молли )) |
Автор: | Molli [ 15 янв 2014, 18:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
а в музыкальных паузах (в эфире) вижу, к примеру, Кортни Лав |
Автор: | Бегущая по волнам [ 15 янв 2014, 18:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Molli писал(а): стереотипы отравляют жизнь. "быть собой-залог счастливой жизни" Молли )) Не... "Счастливая жизнь - это когда наши желания совпадают с нашими возможностями". Про стереотипы согласна. |
Автор: | Molli [ 15 янв 2014, 18:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Цитата: "Счастливая жизнь - это когда наши желания совпадают с нашими возможностями".это не всегда возможно, желания, иногда не совпадают с реальностью)) допустим, я хочу мира во всём мире.. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 15 янв 2014, 18:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
В том-то и фишка... Не желать невозможного). Причём органично, без насилия над собой. Всё ж зависит от того, каковы наши желаний). |
Автор: | Julia_Xexbr [ 15 янв 2014, 18:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Симона де Бовуар. Второй пол. |
Обидно, когда в теме ничего не могу сказать ПО_СУЩЕСТВУ. За слишком редким исключением у меня глубочайшая неприязнь к художественной французской литературе. И при всём желании (даже накануне передачи) взяться за чтение подобного ... нет не только сил и времени, но и желания. Особенно, когда при ПОПЫТКЕ вникнуть в тему у меня уже рвотный рефлекс! Каюсь, стыдно, но когда залила кучу книг (шикарнейших, имхо, но на английском и даже немецком, требующий соответствующего перевода - это я пытаюсь извиниться и оправдаться за редкое появление на форуме СН) и сожалею, что в сутках всего 26,5 часов (именно так, иначе не получается), то ... И непонятно, что тут рассуждать - патриархат (в той или иной степени, но миром сейчас правят мужчины. Иначе бы женщину не отнесли к полу ВТОРОМУ, как второй сорт). Поэтому женщине и отводится лишь второе место, вторичная роль на сцене жизни. А в эпоху Вилар - это или зачуханная РАБочая сила (а у нас не так - "я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик. Ещё в детстве меня бесила песня, "я назову тебя /зоренькой, или куколкой, или ягодкой, .../, только ты "раньше вставай", да "везде успевай") или вывеска успевающего мужа, демонстрирующего на жене собственные возможности и достаток. В общем, веником убиться! |
Страница 2 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |