Вчера посмотрела передачу на ОРТ "Алкоголь в России: как бороться с пьянством?". Умный, логичный, развернутый разговор. В сотый, в тысячный раз поднятый вопрос: что делать? Запретить, ужесточить, повысить цену или наоборот ее понизить. Культура пития или культура трезвости, запрет на показ алкоголя и табака или дозированное и правильное их использование. Обо всем этом говорится уже давно. Уже практически всем знакомы и возражения оппонентов, и способы критики всех существующих позиций. И все-таки осталось ощущение какой-то недоговоренности, какой-то странной тени, которую обходили все, словно боялись ее. А.Г. пытался (страстно пытался!) несколько раз развернуть разговор в сторону этой тени, но ему это так и не удалось. Инерция нашего мышления колоссальна.
Алкоголь и в этой программе, и во всей нашей культуре изначально рассматривается как причина всех наших душевных и духовных бед, а не как следствие ее. И отсюда отношение к алкоголю какое-то магически-мистическое, как к некоторой таинственной сущности: вот мы сейчас запретим его производить, повысив цену, сделаем недоступным его частое потребление, наложим табу (цензуру) на упоминание о нем и все станет мирным и благополучным. Однако внешняя магия работает (действительно работает) только в замкнутых обществах, в замкнутых культурах. Как только общество размыкается, впускает в себя чужие культуры, внешняя магия рушится. И ей можно противопоставить только глубокое осмысление подлинных истоков, истинных причин тех или иных явлений культуры, тех или иных табу, тех или иных устоявшихся символов и образов. Не поняв, что именно скрывают символы вина и водки, а они именно символы нашей культуры, а не пищевой продукт, на мой взгляд, проблему эту никогда наше общество не решит.
Прекрасный фильм “Судьба человека” и сюжет этот помнится всем. И водка здесь – это таинственный внутренний дракон, пытающийся сожрать человека, поглотить его, похить его сознание. Именно ему противостоит герой фильма. Именно через это показана мощь человека, попавшего в плен, лишенного свободы, но оставшегося внутренне свободным. Ведь не поддаться действию таинственной тени, того самого Кощея бессмертного, и есть главный подвиг героя в глазах зрителя.
А в “Иронии судьбы” герой фильма все-таки похищен этой тенью. И этот дракон буквально на собственных крыльях переносит героя Мягкова в мир такой же, но полный приключений, страстей, красивых женщин. В мир, где можно стать наконец-то собой, кричать, возмущаться, переживать, тревожиться, влюбляться. Но вот он возвращается снова в свой мир и… : что дальше? “Поживем, увидим”, - говорит мудрая мама Жени Лукашина. И мы увидели. Попытка через несколько лет продолжить эту историю, по-моему, оказалась провальной. Потому что дальше ничего не произошло, да и по сюжету фильма не должно было происходить. Это миф, сказка. И чтобы его демифологизировать и идти дальше, надо каждому понять причины наших душ, желающих вновь и вновь переживать это новогоднее чудо. Только поняв эти причины, мы сможем вне мифа в реальности переживать подобные чувства, не используя для этого таинственные силы алкогольных символов. И вот тогда алкоголь станет не причиной, а просто праздничным атрибутом.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|