Раз обсуждение сместилось к библейской старине...
Цитата:
Пётр был единственный из учеников, кто хоть как-то пытался противодействовать аресту Иисуса. Вот, что рассказывает свидетель происшедшего, апостол Иоанн: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18,9) Примерно о том же рассказывают и три другие евангелиста: Матфей, Марк и Лука.
Когда же арест совершился, и все ученики «рассеялись как овцы»,
Пётр один последовал за учителем к месту допроса – во двор первосвященника. Правда, апостол Иоанн уточняет, что во двор к первосвященнику ввёл Петра он, поскольку был знаком с первосвященником. Но, в целом, оценивая поведение Петра в эту ночь, можно с полным основанием назвать его мужественным человеком. Испугавшийся человек не побежит прятаться в стан своих врагов! Испытывал ли он страх? – Несомненно! Но назвать его испугавшимся, струсившим – язык не поворачивается. Думаю, что и когда клялся он, что «не знает этого человека» двигал им не только страх, но и надежда, что он ещё как-то сможет помочь своему учителю, может быть, спасёт его. Предположение это очень хорошо вписывается, по-человечески, в картину происходивших событий.
Пытаюсь ли я оправдать Петра? – Нет, ни в коем случае! Отречение произошло, но сутью его была не трусость, а отступничество.
Пётр потерял ощущение миссии своего Учителя, можно сказать, что в этот момент он потерял веру – он думал о Спасителе, как о человеке, попавшем в беду. Это не было признаком малодушия, просто Пётр сбился с пути, потеряв ориентир, как человек, подвергшийся нападению разбойников, бежит сломя голову в лес.
Ключом к пониманию происшедшего с Петром может служить один эпизод, происшедший с ним ранее. Этот эпизод последовал сразу после наивысшей оценки Спасителем его веры, после того, как Пётр исповедал Его Сыном Божьим. Иисус сказал ему:
«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…».(Мф. 16, 15-19).
Когда же, после этого Иисус стал говорить, что ему предстоит много пострадать от старейшин и фарисеев и быть убиту, Пётр стал ему прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" (Мф. 16, 22). На что получил ответ:
"Отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн! потому что
думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16, 23).
Этот эпизод показывает, что хотя вера Петра была истинна и тверда, но он ещё не проникся полностью идеей служения Господу, он ещё мыслил слишком по-человечески, а не по-апостольски. Примерно то же произошло и после ареста Спасителя. Петру ещё нужно было пережить горький опыт отречения, страшные дни богооставленности и радость Воскресения Христова, чтобы стать истинным первоапостолом Церкви, камнем веры, на которой будет зиждиться церковь земная…
разъяснение - с форума диакона А. Кураева:
LF, в деревнях раньше новые дома всей деревней ставили (т.е. плотничать могли все). Если люди не подавались в плотники для заработков, значит, имели
к другой деятельности.. не всем хотелось бродить по стране, да и разделение труда на что? Но это всё не очень имеет отношение к рассказу Чехова "Студент", больше - к общественно -политическому устройству страны.