Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Антон Чехов. Студент http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1701 |
Страница 3 из 5 |
Автор: | LF [ 27 янв 2014, 22:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
quagga писал(а): LF писал(а): ??? А, собственно, в чем идея то? Что история по спирали ходит? И все повторяется? Ну, Антон Палыч бином Ньютона разложил прям :)))ЗЫ: Экскурсант - А что символизирует синяя занавеска на этой картине? Эксурсовод - Синяя занавеска символизирует пустоту и заброшенность человека в большом городе. Она как бы подчеркивает холодность и отчуждение, когда человек одинок, живя в большом городе. Впрочем, а вот и сам художник, давайте спросим у него. Художник - Я просто нарисовал СИНЮЮ ЗАНАЕСКУ!!! ЗЗЫ:(Может я увидел просто синюю занавеску?) Не забывайте, что Антон Павлович- врач! ..Студент духовной академии, сын дьячка Иван Великопольский, просто замёрз и просто очень голоден- по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и простые ощущения телесного дискомфорта, физиология организма- вызвали в нём безнадёжные мысли. Холодный ветер выдул из студента веру в то, что послезавтра Пасха. Всё стало в мире не так, всё стало вокруг незнакомым и неуютным- когда подул ветер и внезапно наступил холод. И будущий священник просто тянется к огню, к теплу, и просто вслух говорит о том, что думает, что помнит- даже не думая о том, что получается проповедь и не приписывая своему искусству рассказчика слёзы слушательниц. Вот вот: пришел на огонек, застращал всех проповедью...и ушел, злодей! А теперь куча людей голову ломает на тему: а что, собственно, это было? Давеча послушал Женщину без предрассудков - очень смешной рассказ, да к тому же с неожиданной развязкой :) +5 к настроению :) |
Автор: | LF [ 27 янв 2014, 23:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Djuley писал(а): LF писал(а): ??? А, собственно, в чем идея то? Что история по спирали ходит? И все повторяется? Ну, Антон Палыч бином Ньютона разложил прям :))) .....................Вот вот - напугал женщин, бес вертлявый, вогнал их в состояние когнитивного диссонанса и разрыва шаблона, приплел апостола Петра и сгинул без объяснений. Мы, в семнадцатом году, за такие вещи прям по лбу подсвечниками били. Тяжелыми серебряными подсвечниками, дабы не вводили такие проповедники людей в ступор. Вот чего ужас навел? Нет бы - вышел, подсел к огню, рассказал притчу, ему бы картошечки печеной дали да остограмили бы. Провел бы он диспут на тему бренности бытия и рано наступивших холодов- и всем было бы хорошо. Так нет же: напугал и убег, злодей! ЗЫ: а Петру, кстати, я сочувствую с одной стороны: одно дело ЗНАТЬ, что после распятия гарантированно в рай попадешь, другое дело - действительно поверить. И вообще, напророчили ему отречение до первых петухов, а потом удивляются чему то :( |
Автор: | LF [ 27 янв 2014, 23:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Anya Seredina писал(а): Djuley писал(а): LF писал(а): ??? А, собственно, в чем идея то? Что история по спирали ходит? И все повторяется? Ну, Антон Палыч бином Ньютона разложил прям :))) .....................Отож! :) это в начале у Ивана была спираль - было, есть и будет; намотанная на Бога, в смысле, Бог отдельно, и жизнь, со своей неуютностью, отдельно. А потом все действительно стало одним целым и связанным. Здрасти пожалуйста! Это Бог, что ли, им жизнь неуютную создал? И осень с холодными ветрами придумал? :) На днях перечитывал методичку - путеводитель по Буддийскому аду. Среди прочего - описание дополнительного ада Лес железных деревьев. Попадает туда грешник и начинает сам ?!!! лазить по этим деревьям. А они колючие, а он все равно по ним лазит. Вот тут то и возникла у меня мысль: а может они просто не знают другой возможности бытия (можно и не лазить...можно не держаться за нищенское существование)? Так и крестьяне эти - у порога с самоваром, на холоде...В Европах в это время деревеньки чистенькие были, теплые, а у нас - холодная изба, бедность и нищета :( А чего за нее держались то, за нищету эту? Ведь можно было попробовать сменить окружающую действительность: нищета на месте? идем в наемные работники. Ведь были такие бригады плотников - печников-каменщиков к примеру...А он проповеди читает и в смятение вводит. |
Автор: | Это Я [ 28 янв 2014, 06:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Цитата: А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.Та "непрерывность жизни" в моём представлении это некая цепь, которая покоиться на плечах Великанов. От Евангелия через Достоевского к Чехову. А.П.Чехов это тот Великан, который подхватывает и передаёт нам литературные голоса своих современников и не только, помните мы говорили, что пьеса "Медведь" - это отголоски шекспировских комедий, рассказ "Ведьма" - повести "Ночь перед Рождеством" (Гоголя Н.В.). Как здесь уже было замечено, в рассказе "Студент" угадывается образ двух женщин - процентницы и её сестры Лизавета ("Преступление и наказание"), у Чехова это Василиса и её дочь Лукерья. Чтобы увидеть общую мысль о воскресении человеческой души, решила привести эпилог романа "Преступление и наказание"
Эпилог
|
Автор: | Anna Serediná [ 28 янв 2014, 09:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
...И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Ощущение красоты и правды явилось через сочувствие. Они все сочувствовали Петру. Вот Вам LF и ответ, почему на холоде с самоваром. Бог был только в церкви, не в жизни. А в жизни каждый сам по себе - уж как-нибудь, уж где-нибудь. Не до красоты. А тут Петр пришел к их костру........ И вошла красота в души. Djuley писал(а): Как астрофизик астрофизику... |
Автор: | Эльмира [ 28 янв 2014, 09:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Да, люди у костра в начале прикоснулись к душевной боли Петра, почувствовали её в себе, потом и красоту мира увидели))) Найденная Людмилой аллюзия на Достоевского - золотник в теме (ИМХО): Людмила писал(а): Почти по Достоевскому. Кстати подумалось. Студент и ДВЕ ЖЕНЩИНЫ. Это ведь как Раскольников, старуха, сестра ее Лизавета... Нет ?Раскольников убил. Этот чеховский студент невольно ( через СЛОВО ) пробудил сердце Алла Головачёва в цитируемой мной выше статье пишет об
аллюзии на Толстого
Простые, некрасивые от грубого крестьянского труда, (почти) безголосые Василиса и Лукерья из чеховского "Студента", конечно, для утончённых интеллигентов не могут быть символом женственности, тем более, вечной.. Но та чуткость, с которой они внимали путнику, та душевная открытость навстречу впечатлениям, страданию и правде другого.. разве нет в этом душевной красоты и женственности? Niка писал(а): Вдруг подумалось, что студент наш Великопольский возможно потому, что поле велико, - поле для его благих дел, и проповедей. И редко поле это будет вспаханным да.. редкое поле будет готово к ВОСприятию духовных семян.. Вспаханное поле - аллюзия на библейскую притчу о сеятеле и предварение того, что души героев открыты.. особенно, наверное, душа Студента (он же главный герой). Это его душа пережила тоску и холод отвержения и выПАДения из мира, отступничество от Бога.. и через увеличение МАСШТАБА, обращение к истории всего человечества, путешествие к ПЕРВОистокам такого отПАДения, восстановление разорванной цепи, студент смог потом (в символическом плане) подняться на вершину горы и увидеть зарю... |
Автор: | Людмила [ 28 янв 2014, 10:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
LF, Что им мешает ? КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. |
Автор: | Эльмира [ 28 янв 2014, 10:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
вообще странный вопрос.. Цитата: А чего за нее держались то, за нищету эту? Ведь можно было попробовать сменить окружающую действительность: нищета на месте? идем в наемные работники. Ведь были такие бригады плотников - печников-каменщиков к примеру...А он проповеди читает и в смятение вводит.И кто должен был наниматься в батраки: отец-дьяк, его старая жена или их сын? Это уже к вопросу о том, "нужны ли людям учителя, артисты, проповедники, философы, поэты?" Пусть все-мол плотниками будут! |
Автор: | Сергей [ 28 янв 2014, 11:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Это у Антон Палыча стих получился. Вот
Студент
Разделите на строфы сами, прочтите несколько раз - интересно получается. Из того, что я слышал на эту тему раньше — всплывает нечто, именуемое словом «богооставленность». Это я когда то проповедь по радио слышал: Бог покинул Иисуса. Полагаю, покинул и Петра. «Бог покинул» и Ивана, однако Иван вспомнил, что Иисус преодолел это, и Пётр преодолел. Иван преодолел уныние — маленькую смерть души. У женщин умерли их мужчины. "...Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били...Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента..." - так болезнь забирала у неё мужа. Бог их оставил. После слов Ивана они поняли — на самом деле Бог к ним вернулся «...вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора горько-горько заплакал» - и им вспомнить - увидеть мужей живых и заплакать. Очнуться. |
Автор: | Anna Serediná [ 28 янв 2014, 12:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Сергей, как красиво! Спасибо большое! Вон оно как завораживающе получается... И стих, и смысл. Потому и самый любимый рассказ. Но как как как через сопереживание открывается Бог (кто бы что под этим не подразумевал)? Потому что сам им становишься отчасти (потому что понимаешь другого, как и Бог все видит)? |
Автор: | Селена [ 28 янв 2014, 14:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Чехов любил этот рассказ. Считал его оптимистичным. А я долго пыталась понять: почему? По какой такой причине настроение студента меняется от уныния к радости и счастью? Ведь вокруг-то ничего не изменилось. Погода как была холодная так и осталась. Погрелся у костра, отошел и вновь замерз. И поднимаясь в гору, видит внизу всю ту же темную и нищую деревню, а на западе холодный багровый закат. Багровый цвет из красных оттенков, пожалуй, самый мрачный. В общем-то, мир вокруг каким был тысячу лет назад таким и остался. Однако в этом холодном мире студент вдруг стал счастлив. Почему? Слезы вдов его растрогали? Но ведь жалостливость и сочувствие русских женщин не новость для него. Он ведь вырос среди них и жить будет среди них. Все думала и думала: ну почему, несмотря на холодный багровый закат, Иван приходит к мысли, “что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле”… Где и как он вдруг увидел красоту и правду? Всего один евангельский сюжет: отречение Петра от Христа. И день в рассказе выбран тоже по-видимому не случайно. Вечер Страстной Пятницы. Бог умер. И не в 19-ом веке, не со словами Ницше. Он умер тогда в холодный весенний день в Иерусалиме. Он сам предал себя в руки стражников, сказав, что сейчас ваше время, время тьмы и мрака. И до самого Воскресенья всю пятницу и субботу что чувствовали Его ученики? Что думали они? Что было в их душах? И что должно было случиться, чтобы они увидели его Воскресенье? Не о Христе рассказ Чехова, не о Боге, а о человеке, о Петре, Его любимом ученике, и об Иване Великопольском. Чехов – атеист, нет Бога в его произведениях, но в этом рассказе есть вера в человека. И вера эта рождается из евангельского события об отречении Петра. Сюжет рассказа происходит в вечер Страстной Пятницы, когда Бог уже умер, но вспоминаются в нем события Страстного Четверга, когда Бог еще жив, но уже предан в руки судей и палачей. И вспоминается в нем Петр – камень, на котором построена христианская цивилизация. Что испытывал Петр, обещая на Тайной Вечере, что пойдет за Христом и в темницу, и на смерть, засыпая в Гефсиманском саду, во время моления Христа о чаше (а ведь Он просил не спать и молиться вместе с ним), сидя во дворе прокуратора и трижды отрекаясь от Христа? Наверное следует вспомнить, что Петр первый сказал, что Христос – это Бог. Нет сомнений, что он любил Его и был предан Ему. В Гефсиманском саду он один вынул оружие и бросился Его защищать. Христос остановил его. И тогда Петр пошел за арестованным. Зачем? Сидел у костра со стражниками, которые подозрительно на него смотрели. Даже узнавали и он отказывался, но не уходил. Почему? Может быть Петр ждал чуда? Ведь Христос Сын Божий. Петр в это верил. Ну должен Отец спасти своего Сына. Должен же. И Петр ждет. Но вот кричит петух и Петр вспоминает о своем троекратном отречении и о словах Христа. И заплакав, пошел. Что он понял тогда? Что понимали,… нет, не понимали, а чувствовали своей душой две темные женщины, которым Петр оказался близок? О чем плакала Василиса? Какую боль сдерживала Лукерья? Да от любви к человеку Петр в эту ночь отрекался. Бога желал видеть, мощь Его, силу Его, величие Его. А человека не желал. – “Ты был с Иисусом Назарянином?” – “Нет”. – “Нет”. – “Нет”. Трижды отрекся. И запел петух. И вспомнил Петр слова Христа и заплакал, скорбя о немощи своего чувства любви и дружбы к Тому, кого почитал за Бога и кого отречением своим не принял как Человека. И скорбью этой, пониманием этим утвердил свою Любовь и оказался достоин права быть первым Его Учеником и основателем Церкви Христовой. Ведь Любовь пришел Он проповедовать. Ведь о ней всё Евангелие, т.е. благая весть. Ведь ее ждал Иисус от учеников в Гефсиманском саду. Ее слабость видел в Петре, предсказывал его отречение. И надеялся, и верил, что Его смерть укрепит учеников. Но Петр еще до Его крестной смерти понял, как тяжел крест Любви (любви не к Богу, к человеку) и как немощен в его ношении человек. И плакал об этом. И плакали об этом Василиса и Лукерья. И в этом плаче о своей немощи студент увидел, что и Петр, и Василиса с Лукерьей знают о величии и красоте этого чувства, иначе бы не могли плакать о своем бессилии его нести. А раз они знают, значит оно действительно есть. И однажды его душа тоже прикоснется к глубинам этого чувства. “… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”. Красота проповедуемой Любви и правда о её тяжкой ноши для человеческой души радостью отозвались в душе студента. Он был молод, здоров и жизнь, освященная Любовью, казалась ему полной смысла. Однако, думается мне, Чехов не видел в своем студенте священника. Скорее всего, это будущий революционер (из семинарий и духовной академии их тоже немало вышло) или народный учитель или врач. |
Автор: | Djuley [ 28 янв 2014, 14:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Сергей писал(а): ......................У женщин умерли их мужчины. "...Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били...Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента..." - так болезнь забирала у неё мужа. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 28 янв 2014, 14:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Djuley писал(а): Сергей писал(а): ......................У женщин умерли их мужчины. "...Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били...Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента..." - так болезнь забирала у неё мужа. Располагало, так как она не была эмансипэ. |
Автор: | Eugenia [ 28 янв 2014, 15:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Моё мнение о рассказе Рассказ называется «Студент», то есть главный герой интересует Чехова в первую очередь в этом качестве – как человек, получающий образование. Какое образование получает Иван Великопольский? Он учится в богословском училище. Его отец – дьячок, то есть тоже в своё время закончил такое же училище. Какая атмосфера была в этих духовных училищах и как там было поставлено обучение? Ну, вот Людмила наверняка знает «Очерки бурсы» Помяловского, который очень подробно описал жизнь в этих училищах: самодурство и деспотизм учителей, «дедовщина» среди учеников. Но главное – само обучение. Оно было основано на тупой и механической зубрёжке, на заучивании текстов, и полностью было оторвано от реальной живой жизни. И это имеет прямое отношение к нынешнему образованию, особенно к высшему, к нынешним студентам. Потому что – ну, я не знаю про технические вузы, а вот в гуманитарных вузах (а герой Чехова – как раз студент-гуманитарий) меня поразило какое-то абсолютное неприятие живых, непосредственных эмоций, неприятие всякой живой мысли; обучение там строится на механической заучивании всяких теорий, концепций и классификаций, безо всякого права на их критическое осмысление и на высказывание мыслей, отличных от мыслей преподавателя. Я в своё время так и смогла приспособиться к этой мёртвой атмосфере, и мне пришлось оттуда уйти. И вот в такой примерно атмосфере учится Великопольский. Состояние его души можно легко понять, если представить себя обучающимся на каком-нибудь гуманитарном факультете какого-нибудь нынешнего (про советские не знаю) вуза: скажем, на юридическом или лингвистическом, или психологическом. (за исключением творческих вузов – там собственное чувствование и мышление всё-таки нужно). Вот он получает такое образование. Богословские тексты и библейские сюжеты для него – это просто некие теоретические выкладки, никак не связанные с реальной окружающей его жизнью. Многие обучающиеся люди, от которых требуется в первую очередь знание таких выкладок, а не живое восприятие жизни, испытывают те же чувства, что и он, когда сталкиваются с чем-то, что нельзя никак уложить ни в какие логические концепции, а можно только почувствовать. Ну, например, с темнотой. Можно чувствовать темноту как нечто родственное, и потому не очень страшное, а можно чувствовать её, как Великопольский, как что-то чужое. Или бескрайние просторы России – их ведь тоже можно только чувствовать. Когда читаешь о том, как их чувствовал Великопольский, вспоминается учительница Катя, которая говорила, что для русского человека просторы России – это нечто лишённое души, безжизненные пространства, на которых живёт одна только бесконечная Тоска. А всё потому, что Великопольский держится за те тексты, которые его заставляют учить и не видит и не чувствует никакой связи между тем, чему его учат, и реальной живой жизнью. Чтобы эту связь чувствовать, нужны непосредственные эмоции, непосредственное восприятие, но оно у Великопольского подавлено образованием. Даже когда он видит костёр – он ведь не видит этого костра, он тут же переключается на вдолбленную ему в училище историю про апостола Петра, который вот так же сидел у костра. Он, конечно, очень хорошо знает эту историю – но знает он её только теоретически, он её не прочувствовал. Женщины, которые ему встретились, тоже сами по себе внимания заслуживают. Лукерья – полностью «женщина из народа», а он – из интеллигенции, поэтому он относится к ней отстранённо и отчуждённо. А вот Василиса – он тоже из народа, конечно, но она вежливая и степенная, поэтому она тоже как бы немножко из интеллигенции, поэтому Иван обращает на неё больше внимания. И когда он рассказывает историю об отречении апостола Петра от Иисуса, то для неё это не теоретическая выкладка, она эмоционально чувствует эту историю. И когда Иван видит её эмоции, он вдруг начинает понимать, что те знания, которые он получает, имеют отношение к реальным людям, к реальной жизни, он начинает чувствовать их связь с жизнью. И у него вдруг меняется всё восприятие окружающей жизни и себя в ней. А ещё мне этот рассказ напомнил «Снежную королеву». Ну, хотя бы по описанию природы: «подул холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой». Это состояние души Ивана, который похож на Кая, сидящего в ледяном плену Снежной Королевы. Снежная королева имеет прямое отношение к образованию, потому что она сидит на троне Знаний, который стоит посреди Озера Разума. Состояние, знакомое многим образованным людям, которые выучили множество теорий и классификаций (ну, скажем, в области психологии), но им трудно связать это всё с реальной жизнью и реальными людьми, трудно «оживить» эти знания. А Василиса в этом случае играет роль Герды, которая оживляет Ивана и оживляет вместе с ним и его знания. |
Автор: | Это Я [ 28 янв 2014, 16:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Антон Чехов. Студент |
Eugenia писал(а): Снежная королева имеет прямое отношение к образованию, потому что она сидит на троне Знаний, который стоит посреди Озера Разума. Состояние, знакомое многим образованным людям, которые выучили множество теорий и классификаций (ну, скажем, в области психологии), но им трудно связать это всё с реальной жизнью и реальными людьми, трудно «оживить» эти знания. А Василиса в этом случае играет роль Герды, которая оживляет Ивана и оживляет вместе с ним и его знания.Селена, Женя, спасибо! У меня тоже аналогичные ассоциации со "Снежной королевой" возникли, слёзы Герды растопили холодное сердце Кая. Цитата из "Преступления и наказания" (Соня и Родион): "Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Может то же ощущал и Пётр? Конечно он не женщина, а мужчина, который, согласно словам Ивана Великопольского, любит страстно и мучительно, но в тех притчах, которые к нам пришли, проявленность женского образа не так очевидна, да, и любовь такая тоже существует. И подвиг русских духовников: попов и дьячков, что они вот также как этот студент в холодном поле смогли отыскать это женское начало (огонь), сохранив его. В отличие от западной церкви (инквизиции), которая долго жгла это "начало" на тех же кострах. |
Страница 3 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |