2012.06.15 Имяславие. Восславление Имени Бога
Доброй ночи, доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити»
Сегодня мне хотелось поговорить на очень непростую тему, честно вам скажу. Этой темой является имяславие, я думаю, одна из величайших духовных тайн русской души 20 века.
Дело в том, что 13 июня 1913 года, - на этих днях исполняется 99 лет этому событию, - кто знает, сможем ли мы поговорить об этом через год, подумалось мне. Так вот, 13 июня 1913 года моряки трёх кораблей Русского Императорского Военного Флота по приказу царя Николая II выступили на штурм Монастыря Святого Пантелеимона - священной главной обители русского православия на Святой Горе Афон в Греции. Дело в том, что среди русских насельников Афона возник крайне неприятный для Священного Синода богословский спор. Развернулось целое сражение между сторонниками Иисусовой молитвы, которые называли себя имяславцы и её противниками, которые называли себя имяборцы. Как и очень многие русские споры с тех времён и по сей день, этот диалог закончился вмешательством власти и кровопролитием. Матросы по приказу обер-прокурора Священного Синода открыли огонь по еретикам. Подлинное число убитых и раненых не известно. Известно, что около 900 (цифры очень разные) до 1000 человек этими тремя кораблями были репатриированы на родину, где 40 человек были брошены в тюрьмы, а около 800 расстрижены из монахов. Они не могли вернуться на Афон и не могли проживать в крупных столичных городах Империи.
И не стоило бы, может быть, вспоминать тех событий вековой давности, если бы имяславие не явилось действительно одной из важней вех отечественной духовности. Что это такое - я наверно попробую рассказать тем, кто не знает после музыкальной паузы. По сути, главное в имяславии заключается в так называемой Иисусовой молитве. Основой этой молитвы является фраза «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». И фраза эта, так как ее нужно повторять непрестанно, непрерывно как-то сама собой, как отмечает схимонах Иларион, который как-бы стал основоположником возрождения имяславия на Афоне, так и другие молящиеся, что молитва сама собой сокращается до трёх слов Господи Иисусе Христе или даже до одного слова Иисусе или Христе. И вот, когда сердце по словам Илариона само начинает повторять Имя Христа, тогда человек соединяется с Богом и получает духовное оживление и освящение, и получает возможность непосредственного общения со Христом.
Вот такая вот вводная история. Как вы думаете, достаточно ли повторять Иисусову молитву или Божественное Имя для того, чтобы вступить в общение с Богом? Возможно ли такое? И вообще, почему эта, в общем, не очень сложная техника общения с Богом стала такой значимой в России?
Ещё раз говорю, почему стала значимой - поговорим после музыкальной паузы. А пока давайте попробуем всё-таки вместе подумать, имеет ли Имя, Божественное Имя какой-то особый смысл - открывающий, как-бы сегодня сказали, портал, возможность непосредственного общения с Богом? Отнюдь не случайный вопрос - роль имяславия в русской духовности.
Музыка.
Для людей посвящённых, я прошу у них прощения, потому что любой краткий рассказ, естественно, грешит неточностями. Всегда.
Итак, в России учение имяславия возродилось в 1907 году, когда схимонах Иларион выпустил знаменитую когда-то книгу «На Горах Кавказа». Он сам пребывал на Афоне и изучал там раннехристианскую мистику. Потом уединился для умной молитвы в одном из абхазских горных монастырей, где и написал книгу, рукопись которой отослал в Пантелеимонов монастырь. Вообще практика умной молитвы известна с 4 века нашей эры, когда палестинские отшельники ввели её для достижения покоя с помощью физического и душевного единения с Богом. Несколькими веками позже их назовут исихастами от греческого ἡσυχία (исихия), покой, тишина. В 14 веке беспощадно критикуемые догматическими богословами Византии исихасты получили поддержку святого Григория Паламы, который тоже практиковал Иисусову молитву на Афоне.
Но в строгом смысле этого слова, сам по себе исихазм это понятие гораздо более широкое, чем сама Иисусова молитва или имяславие. Сегодня об исихазме вспоминают и говорят очень много. И поэтому конечно это гигантская и неподъёмная тема. Но и исихасты тоже считали Иисусову молитву, о которой я говорил, непосредственно заповедованной апостолом Павлом. Так называемый глоссолалий, именно призыв к ней они читают в словах «непрестанно молитесь» из Послания апостола Павла.
Общение с Богом достигается в особом экстатическом трансе, когда сердцебиение и дыхание приходит в унисон с непрестанно повторяемым Именем Бога. Когда, - писал Иларион, - сердце само начинает повторять Имя Христа, тогда оно получает духовное оживление.
Между прочим, для того, чтобы как-то очень коротко попробовать это описать, я процитирую не Илариона и не другую имяславскую литературу, а Джерома Сэлинджера, о котором мы говорили как-то в передачах. Литературоведы считают его буддистом, однако в повести «Фрэнни и Зуи» или в рассказе, у нас это считают рассказом, он описал подобную молитву. «Если станешь повторять Иисусову молитву снова и снова - сначала хотя бы одними губами, - то в конце концов само собой выходит, что молитва начинает действовать сама. Что-то потом случается. Сама не знаю что, но что-то случается, и слова попадают в такт твоему сердцебиению, и ты уже незаметно молишься непрестанно. И это как-то мистически влияет на твои мысли, на всё твоё мировоззрение. Понимаешь, что вся твоя суть более или менее в этом. Ты молишься - и мысли очищаются, и ты как-то совершенно по-другому воспринимаешь всё на свете». Ну вот может быть, с американской краткостью Сэлинджера.
Продолжая историю, яростным противником умной молитвы стал другой священник Пантелеимонова монастыря отец Хрисанф, который считал, что имяславцы уравнивают Бога и Иисуса с Именем, то есть Хрисанф считал, что имяславцы оторвали Сущность Бога от Него Самого. Дело в том, что Имя Бога доступно человеку, говорил он, значит, оно принадлежит этому тварному миру. Полагание, что Сущность Бога скрывается в Его Имени, приводит к пантеизму, то есть к отождествлению Бога и природы, что конечно христианством ни в коем случае не является.
Если не погружаться глубоко в богословские споры, то главный аргумент людей, которые называли себя имяборцами, в общем-то, очевиден. В различных вероисповедованиях и на различных языках Имена Бога звучат совершенно по-разному. Кто сказал, что Божественное Имя, произнесённое по-русски или по-церковнославянски, звучит правильно? Что это и есть то самое абсолютное Имя, которое принадлежит Христу?
До октября 1917г. имяславие считалось ересью, однако имяславцы сохранили свою веру, и вовсе не считали себя побеждёнными. Первая мировая война и приход к власти большевиков означали, что правящим кругам было совсем не до богословских споров. Во время антирелигиозных кампаний начала 20-х годов на имяславцев просто не обращали внимание. Надо сказать, что у них не было ни нужды ни в церковной администрации и в епископах, ни в самих церквях, ни, собственно, толком в священниках. Единственное правило, - Иисусову молитву нужно было повторять в уединении - она была сугубо интимным духовным усилием. То же, в соответствии со Священным Писанием, у Матфея сказано «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6).
Сторонники имяславия в 20-е годы образовали Русскую Церковь в катакомбах, которая не имела никакого отношения к попыткам официальной Русской Церкви договориться с атеистической властью. Ну и репрессии конечно пришли. Пришли они гораздо позже когда советская власть стала претендовать на контроль не только за поведением, но и за мыслями своих подданных.
Наверно вам известно, что великий русский философ и священник отец Павел Флоренский был имяславцем. Он же, точней говоря по его инициативе, Алексей Фёдорович Лосев был рукоположён в имяславие, как говорили тогда "от афонских старцев". В 1929 году он и его жена приняли имена Андроника и Анастасии. Надо сказать, что конечно, многие из вас знают, что Алексей Фёдорович Лосев и был тем человеком, которому каким-то загадочным образом удалось пронести русскую философскую мысль. Помните, может быть, историю с выходом в 1983г. его книжки о Владимире Соловьёве, которую одной ногой запрещали, другой разрешали уже после его смерти. Во всяком случае, конечно, он попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, но каким-то образом жизнь его хранила. Он прожил долгую жизнь, написал более 400 книг. И втайне, втайне друзьям говорил, что спасала его только Иисусова молитва.
Поэтому всё очень непросто здесь. Хотя, ну конечно, мнения существуют разные. Я никак не ожидал, что кто-нибудь будет звонить в эту передачу. Но вот что сказала наша радиослушательница и участница форума в интернете.
Евгения: "Доброй ночи. По поводу сегодняшней темы можно процитировать строчки поэта Вячеслава Иванова "И небылица былью станет, Коли певец её помянет, Коль имя ей умел наречь". Вячеслав Иванов писал, что, "когда поэт именует, он освобождает мотылёк сознания из тёмных покровов. Действительно, именование - это высвобождение из тёмных покровов чего-то определённого, высвобождение некоей отдельности". Эту цитату я нашла в одной из архивных программ «Серебряные Нити», которая была посвящена тайне имени. Безусловно, в любом имени есть некоторая тайна. И надо быть очень чутким, чтобы услышать эту тайну в звучании этого имени. И вот по поводу имяславия, учения, которое обожествляло Имя Иисуса и так называемую Иисусову молитву. Можно ли расслышать тот тайный смысл, который заключён в тексте молитвы? Наверное, можно, но очень трудно. Потому что слишком много существуют уже готовых утверждений о том, какой смысл в ней заключается, и какие чувства она должна вызывать.
Что касается самого учения имяславия оно, по-моему, нарушает заповедь "не сотвори себе кумира". Когда то тоже была программа на эту тему, и в ней обсуждался вопрос, в чём разница между кумиром, авторитетом и идеалом? А разница в том, что кумир заполняет собой абсолютно всё сознание человека, тогда как понятие авторитет и идеал это не предполагают. То, к чему призывают имяславцы - обожествление имени Иисуса и Иисусовой молитвы - это стремление создать себе кумиров из этого имени и из этой молитвы, поскольку в книжке схимонаха Илариона, главной книжке имяславцев, подчёркивается, что Иисусова молитва должна постоянно заполнять собой всё сознание человека, то есть из неё надо делать кумира. И тогда человеку вроде бы как откроется что-то божественное. По-моему, это тот же процесс, что происходит при поклонении музыкальным кумирам, только там обожествляются не молитвы, а песни. А потом это обожествление переходит на самих музыкантов. И получается как в случае с Элвисом Пресли, фанаты которого создали новую религию. То есть, в общем, я считаю, что имяславцы это люди, для которых Иисус был кумир, а они были его фанатами. Спасибо. До свидания".
А.Г.: Ну вот, путаемся мы. Путаемся, мне кажется, очень сильно. Хотя вопросов здесь и интереснейших вопросов человеческих огромное количество. Я хотел сказать, что на самом деле разница в том, что наша вера говорит о том, что Иисус Христос Бог. Это Его имя. А имена кумирам, земным кумирам, в общем-то дают люди. Это они придают форму кумира, они воплощают его на земле, да? Элвис Пресли богом не был, сомнений в этом ни малейших, я думаю ни у кого не было даже тогда. Вот.
Я на самом деле хочу сказать, что Евгения ставит ещё один сложнейший вопрос. Вопрос этот связан с тем, кто же всё-таки даёт Имена Богу? Откуда они берутся? И вопрос этот мне кажется решающим и невероятно важным. Во всяком случае, в контексте нашего сегодняшнего разговора.
Здравствуйте, Светлана Ивановна.
Светлана Ивановна: Добрый вечер, это Светлана Ивановна, я москвичка. Ну во-первых, я совершенно не согласна с предыдущей выступающей, потому что вера в Бога и возведение себе кумира, если это касается Иисуса Христа, это совершенно не равные вещи. И ваша точка зрения значительно больше соответствует истине. Ну а теперь, по сути. Сам Иисус Христос неоднократно в Евангелиях оставлял нам заповедь, что если будете просить Во Имя Моё. И вот молиться Во Имя Его. То есть Он знал тогда, было дано. Многое мы не знаем, много для нас ещё тайна. Но молитва Во Имя Его уже была, как говорится задана Им. И неважно, я думаю, что здесь не важно какие имена даёт человек, не важно как человек обращается Иисус или Jesus, или на любом другом языке. Всё равно это идёт во Имя Иисуса, и Бог такую молитву принимает. Это основное условие вот такое вот обожествление, обожение, но оно не достаточное, конечно, для того чтобы произошло с Богом общение. Тут опять же для того, чтобы.. есть опять очень важное ещё условие, но которое тоже есть в Писании, в Слове Божием. Но ещё в Ветхом Завете Бог говорит, что наказан народ Мой будет за недостаток ведения. То есть и Слово Божие, вот изучение Слова Божие, изучение Воли Божией, изучение того что хочет от нас Бог - это важно для того, чтобы произошло вот.
А.Г.: Спасибо большое. Спасибо большое, Светлана Ивановна.
Наверно, кроме изучения Воли Божией, мы много раз говорили в передачах, что вера, по сути, и есть момент непосредственного общения с Богом, этого ищет душа, этого она хочет, поскольку до конца постичь Волю Божию через текст через текст и через догмат - ну не знаю, возможно ли.
Для меня субъективно просто человека совершенно не имеющего никакого отношения к служению - я светский врач - но для меня непосредственное общение с Богом есть голод человеческой души. И вот этот голод, через всё время советской власти, каким-то образом удовлетворялся имяславием. Было оно связано непосредственно, между прочим, с математикой русской. Церковь святой мученицы Татианы, которая находится в здании Московского университета, там до революции находился факультет математики, по крайней мере, до начала 2000-х годов была церковью имяславцев. В нижнем храме была ниша позволяющая спрятаться для умной молитвы, и в нише висели фотографии профессора Дмитрия Егорова и о. Павла Флоренского. В 2004 году был ремонт, и на этом месте находится обычный действующий храм Российской Православной Церкви. Опять же я не говорю о том, что хорошо это или плохо. Я говорю о том, что эта молитва наверно помогала выжить душе русской интеллигенции. Поэтому я и хочу вспомнить о ней. Потому что когда мы забываем вот такие вехи наших душ, мы упускаем что-то невероятно важное в своей жизни.
Музыка.
Ну что ж, чего хочется ещё рассказать, обязательно успеть, по поводу имяславия. Дело в том, что удивительным образом Церковь Московского университета была связана с математической теорией множеств, главной перспективой математики 20 века. Родившийся в Санкт-Петербурге Георг Кантор (правда, родители сразу уехали вместе с младенцем из Санкт-Петербурга) открыл, не удивляйтесь, новые формы бесконечности. Он сделал разные варианты бесконечного - реальностью для математики, дав им название и строгое научное описание. Русские имяславцы верили, что Бог становится реальностью души в ходе умной молитвы, его именования.
Математики имяславцы были убеждены, что вводят новые формы бесконечности, сосредоточившись на их именах. И действительно, теория множеств - это то, что продвинуло русскую математику и сделало одним из лидеров мировой математики 20 века. Её пионером считают профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева, который занимался теорией чисел и математическим анализом. Он стал пионером изучения в России, так называемых разрывных функций. Кстати некоторые труды Бугаева легли в основу отечественной психологии. Он был одним из основателей психологического общества. В журнале общества он одним из первых в России опубликовал статью о «О свободе воли». Он был имяславцем и его прямыми учениками были Дмитрий Фёдорович Егоров и Павел Александрович Флоренский. Общеизвестно, что сыном профессора Бугаева, его студентом и однокурсником Флоренского и Егорова был Андрей Николаевич Бугаев, математик по образованию, ставший под псевдонимом Андрей Белый одним из основоположников русского символизма. Учеником профессора Егорова был Николай Николаевич Лузин. Егоров, Флоренский и Лузин составили по терминологии западных исследователей великую троицу российской математики. Студенческое братство, возникшее вокруг имяславия и теории множеств, получило название лузитания, в честь Николая Николаевича Лузина, по всей видимости.
Дмитрий Егоров, Павел Флоренский были убеждёнными имяславцами. Флоренский принял сан священника и стал духовным отцом Николая Лузина. В своей диссертации, которая позднее превратилась в знаменитую книгу «Столп и утверждение истины» отец Павел развивал философское учение профессора Бугаева о так называемых разрывных функциях. По его убеждению понятие непрерывности, предполагающее, что переход от одной точки прямой к другой невозможен без преодоления всех промежуточных точек, являлось главным бедствием 19 века. Он считал, что разрыв может спасти «испортившую век непрерывность». Впрочем, конечно, я хочу попробовать до окончания разговора о математике, обратиться к человеку знающему.
Отец Яков Кротов, глубоко уважаемый мной мыслитель, священник и как вы знаете, радиожурналист у нас на связи.
Здравствуйте, отец Яков.
Яков Кротов: Добрый вечер.
А.Г.: Простите нас, что поздно.
Яков Кротов: Всенощное бдение.
А.Г.: Да, «Серебряные нити», одно слово. Скажите, пожалуйста, что вы думаете об имяславии?
Яков Кротов: Как историк - ничего хорошего, потому что по странной игре природы вот все те движения, которые связаны в православной традиции с почитанием Имени Божьего, они все носят немножечко фундаменталистский реакционный консервативный характер. И это относится, прежде всего, конечно к Флоренскому и к Лосеву. Один из уважаемых мной прихожан о. Александра Меня даже как-то подметил, что вот почему-то все платоники, а имяславие тесно связано именно с платонизмом, они все склонны к антисемитизму. То есть, вот вера в то, что есть какие-то предзаданные идеи, которые формируют мир, каким-то странным образом приводят людей к убеждению, что есть люди хорошие, а есть какие-то заведомо неправильно сформированные. Вот за что купил, за то продал.
Мне кажется, вот совсем недавно я читал мемуары, - они на русском не выходили, о игумене Зографского монастыря на Афоне. Игумене, который там был лет 20 назад. И вот там был эпизод, заставивший меня живо вспомнить имяславие. Зографский монастырь он один из крупнейших на Афоне, то есть несколько десятков монахов. И там греки в основном. И вдруг один из послушников идёт и видит, как монах его сосед по коридору - идёт и бормочет: я грязен. По-гречески это звучит вообще ужасно "порносес ми", ну порнография, значит. Грязен, грязен. Тот страшно удивился, и говорит: что это ты. А я, говорит, вот ходил и всё повторял Иисусову молитву.. Ведь человек, который практикует Иисусову молитву, на самом деле сразу было видно, это произносили вслух, тихое такое бормотание себе под нос, то есть человек живёт, что-то делает и бормочет. Ему настоятель игумен монастыря сказал, что это ты батенька вообще подался куда-то, давай вот ходи и повторяй, что я грязен, я грязен. Ну это всё равно как если, я грешник, я грешник. И вот тот ходил, довольно долго это повторял. Это аналог русскому «буди Господи милостив ко мне грешному». И вряд ли была большая разница для души. Значит, оказывается, всё-таки по-разному достигается смирение, которое является необходимым условием нормальной духовной жизни.
И в истории монашества полезно помнить, начиналось монашество первое пол. тысячелетие - это прежде всего молитва псалмами, когда некоторые даже энтузиасты даже соревновались кто чаще за день прочтёт всю Псалтирь. Были такие, которые прочитывали несколько десятков раз, а Псалтирь книга не маленькая. Это осталось в нашем православном богослужении, где псалмы занимают огромное место. Затем молитва «Господи, помилуй» Боже, милостив буди мне грешному. Молитва же Христу это довольно позднее приобретение. То, что называется христоцентризм, когда Фигура Спасителя становится в центре жизни. Здесь есть одна опасность. Поставить Христа, как-то отделить Его от Отца, разрушить Единство Троичности, Троичного Бога. Но это всего лишь опасность, это означает, что духовная жизнь не может совершаться в одиночку, как и вообще любая жизнь. Это всегда биоценоз, всегда надо жить вместе с другими.
Полезно помнить, что Иисусова молитва в современной культуре пошла от книги игумена Игнатия Козлова, так называемая «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Да, Игнатий Козлов, автор известен далеко не всем. Из сибирских старообрядцев человек вот однажды читал апостола Павла «Непрестанно молитесь. За всё благодарите » (1Фес. 5:17). Вдруг его пронзило, и он стал молиться этой молитвой. Это было не возрождение древних традиций. Это с нуля, как и большинство великих духовных явлений. А сегодня Иисусову молитву, я думаю, это всегда попытка как раз убежать от личного опыта, раствориться в традиции. И вот здесь подстерегает опасность такого превращения духовной жизни "в вату". То есть, конечно, лучше Иисусову молитву, чем никакой. Но вот полезно помнить, что тут есть масса подводных рифов.
А.Г.: Спасибо большое, отец Яков. Огромное спасибо. Спасибо, что дождались позднего времени.
Даже не знаю, куда дальше-то повести разговор.
Здравствуйте, Наталья.
Наталья: Здравствуйте.
А.Г.: Слушаем вас.
Наталья: Я хотела бы вот узнать по поводу, вы употребляете слово Имя, да? Имя Бога. И совершенно не соотносите, что это две абсолютно разные личности, потому что в Писании Священном сказано, что Иисус Христос когда в 6 главе он говорит о том, как нужно молиться, «Да святится Имя Твоё». Он обращается к Отцу. То есть Иисус Христос это не Бог, он Его Сын.
А.Г.: То есть как не Бог?
Наталья: Иисус Христос обращается к..
А.Г.: Спасибо большое, Наталья. Вы разрываете. Вы делаете то, против чего только что предупреждал отец Яков Кротов. Вы по-своему разрываете Триединство.
Вот что я хочу сказать из того, на чём наверно стоит сегодня закончить передачу. Поскольку давайте всё-таки попробуем поговорить об этом в ближайшую среду тоже, поскольку очень многого связанного с Именем Бога мы договорить не успеем.
Хочу я сказать вот что, в частности. Считается, в общем-то, доказанным, что Иисус это, собственно говоря, греческое искусственное написание Имени Иисуса Христа. По той простой причине, что на самом деле по-еврейски это Имя должно звучать как Иошуа или Иешуа, то Самое Имя, которое использовал Михаил Булгаков. То есть мы знаем это Имя из греческих текстов и греческой транслитерации. Есть греческие буквы - они одновременно были и цифрами, вы помните, наверно, мы пользуемся арабским алфавитом, который в действительности имеет индийское происхождение. Так вот, хотел я сказать, что Имя Иисуса на самом деле имеет очень строгое гематрическое написание. Гематрия это цифровое значение греческих букв, и их расшифровки, которые, кстати говоря, действительно были известны всем платоникам и неоплатоникам. И поэтому отец Яков наверно прав, когда возводит именно к платоникам Иисусову молитву и Имя Христа, принятое у нас вообще. Дело в том, что гематрия Имени Иисус даёт в сумме 888. Это число так называемого Духовного Солнца Платона, символизирующее совершенство и гармонию духовного мира.
Вот что пишет отец церкви св. Ирине́й Лио́нский. Пишет он следующее, «Иисус 888 совершенное Имя, обнимающее Собой всё мироздание. Ему соответствует совершенство греческого алфавита, состоящее из 24 букв, из которых восемью буквами означаются сотни, восемью - десятки, восемью - единицы. И более того, у него есть слова «Имя Иисус есть арифметический символ, состоящий из 6 букв, известный всем чадам призвания», Ιησούς Χριστός.
Ну, я не стану сейчас погружаться сильно глубже в гематрию, хотя, несомненно, в ранних христианских источниках она присутствует. И, кстати говоря, чтобы вы понимали, что 888 это соотношение полного музыкального тона, точнее говоря интервала до-ре.
Если хотите, Имя Иисус, кроме всего прочего, обозначает Свет Совершенного Внутреннего Солнца и Совершенную Внутреннюю Музыку. И, к сожалению, это действительно вещи, которые восходят к античности, потому что тогда они точно знали, кто давал богам имена. Это был Орфей. Это он дал олимпийским богам правильные имена, соответствующие вот той самой гематрии.
Впрочем, попробуем продолжить разговор в следующей передаче.
Передача короткая. Я прошу прощения у всех, кто не успел дозвониться. Спокойной ночи.
Музыка.
Свернуть