Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто собирается послушать наш сегодняшний вечерний разговор о Золушке.
Нет, думаю я, что на самом деле современные золушки не выходят замуж за принцев. Или это не так? Кто придумал сказку про Золушку?
Золушка, немножко под другим именем, и её завистливые сёстры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому, как считается на сегодняшний день, исполнилось три тысячи лет. Как минимум, столько родители рассказывают своим детям сказку о Золушке, точнее говоря, сказку о том, как овдовев, богатый мужчина женится на женщине со своими собственными и злыми при этом дочерями. Они всячески издеваются над Золушкой, заставляют выполнять чёрную работу, до тех пор, пока в неё на балу не влюбляется принц.
Существует множество сюжетов и версий этой сказки. И почему-то, вот например, на нашей странице в интернете эту сказку приписывают братьям Гримм, хотя на самом деле это не так, поскольку у братьев Гримм есть своя версия. И эта версия очень интересна, потому что, на мой взгляд, именно сравнение, разница между версией сказки изложенной в сборнике братьев Гримм, и версии сказки, которую написал Шарль Перро, а именно в варианте Шарля Перро появляется хрустальная туфелька. И именно в варианте Шарля Перро мы эту сказку и рассказываем своим детям.
Почему так популярна эта сказка? Наша передача исходит из того, что если какой-то сюжет живёт необыкновенно большое количество лет, то это значит, что в этом сюжете отражаются какие-то очень важные проблемы и мечты людей. Карл Юнг когда-то назвал такие очень важные базовые проблемы или мечты нашими архетипическими внутренними содержаниями, то есть теми внутренними образами, которые объединяют нас и делают человечеством.
Вот и давайте попробуем понять вместе - почему так невероятно популярна сказка про Золушку? Почему меняются времена и культуры, а сказка эта остаётся. О чём она рассказывает с точки зрения человеческой души? Какие потребности, какие тайны нашей психологии, нашей жизни она отражает? Что такое вообще хрустальная туфелька? Что она символизирует? Любые ваши версии и мысли,… вы сегодня можете рассказать про свою Золушку, - про то,
что она и её туфелька, вместе с принцем и королём, сделали с нашими душами. Вот такой вопрос ко всем нашим радиослушателям.
Золушки музыкальные я выбрал - естественно, раз эта сказка нам известна по версии Шарля Перро - золушку французскую. Певицу, которая взяла себе псевдоним Шейла, ещё в 60-х годах называли
Золушкой французской эстрады, потому что очень скромная девушка в джинсах на сцене одевала фантастические костюмы и преображалась. И очень любила петь о том, что все мечты человеческие – несбыточные. Вот её известная песенка 60-х годов, в которой она говорит, - всё, что я могу делать, это только мечтать, - ну, точно Золушка.
Музыка. «Pendant Les Vacances» – Sheila
Что можно сказать об этой сказке? И тут я сразу начинаю теряться, потому что это сказка, о которой писали ну практически все великие основатели, отцы-основатели разных психологических направлений. О Золушке писал, упоминал, Зигмунд Фрейд. О ней писал Карл Юнг и целый ряд его последователей. О ней писал большую статью Эрик Бёрн.
У нас есть форум в интернете…, и в нём, большое спасибо нашему постоянному участнику
setu, который прислал целый литературный обзор на наш форум, где некоторые интерпретации сказки описываются. (Почитать и расширить, то, что не успеем сказать за передачу можно там,
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php ... 4a417fd52f всех отправляю на наш форум).
Хочется мне сказать только одно. Во-первых, о том, что можно назвать «
синдромом Золушки» - есть такое понятие в некоторых направлениях психологии. И с помощью этого понятия описывают такую романтическую натуру, которая никогда себя не проявляет как романтическая натура.
Лицо и руки золушки, точнее говоря, вот женщины, характер которой так описывают, - лицо и руки её всегда испачканы золой, стиральным порошком и продуктами бытовой химии. В быту крайне неприхотлива, прирождённая домохозяйка, вечно погружена в заботы – накормить детей, погладить мужу шнурки. Но вместе с тем никто не может понять и почувствовать, что она всё время погружена в мечты. Из-за этих своих мечтаний становится чрезвычайно рассеянной и всё теряет – не только туфельки, но и ключи о квартиры, от машины, помаду, забывает что-то сказать детям, постоянно теряет финансовый отчёт за последний месяц. И без помощи волшебной феи найти потерявшиеся вещи не может. Как и не может без её помощи, ну, скажем, без опытного косметолога выглядеть красиво, не умеет. Обязательно фея такая в виде парикмахера, косметолога, подруги-советчицы нужна для того, чтобы один раз в год на балу хотя-бы выглядеть красиво. Зато безропотно переносит козни злого начальника, тихо вздыхает, ну и многое-многое другое. Во всяком случае, я надеюсь, что этот портрет уже понятен.
И, кроме того, существует некий достаточно стандартный взгляд на эту сказку, который как мне кажется, довольно точно описала одна из наших радиослушательниц до начала эфира.
Екатерина: «Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Сказка Шарля Перро «Золушка» это девичья мечта о счастье. По мановению волшебной палочки и доброй тёти волшебницы. Хотя символами счастья она уже была наделена природой. У Золушки был хороший вкус, изящная фигура, маленькая ножка, а также она была трудолюбива и терпелива, добра и снисходительна к своим обидчикам. В общем, это добрая сказка. Но в реальной жизни это, как говорится, лотерейный выигрышный билет. Простите за краткость. Благодарю вас за все передачи. Желаю вам счастья и удачи. Екатерина».
А.Г.: Спасибо большое, Екатерина.
А.Г.: Доброй ночи, Сергей Иванович.
Сергей Иванович: Доброй ночи. Это Сергей Иванович из Рязани.
А.Г.: Здравствуйте, Сергей Иванович.
Сергей Иванович: Я хотел сказать, что смысл в том, что большинству добрых людей понятно вот состояние перехода из низшего в высшее, победа добра над злом. Что у Золушки была скромность, а все ей завидовали. Вот её скромность, обаяние её, победило вот эту злобу, зависть. Ещё было у сказочника Ханса Кристиана Андерсена про Гадкого утёнка. Тоже его не любили, а потом он превратился в белого лебедя.
А.Г.: Спасибо большое, спасибо Сергей Иванович. Вы про гадкого утёнка. Хотя Золушка, вот как только что сказала наша радиослушательница, изначально, в общем, не гадкий утёнок. А сёстры, они, по-моему, ей не завидуют, они её ненавидят за то, что она мечтает о наследстве.
А мне бы хотелось провести какую-то такую параллель с уже обсуждавшийся нами Русалочкой. Смотрите. В обоих случаях это женщины из другой среды. В Русалочке это среда водная, мистическая. А в Золушке это просто уже вполне конкретная другая социальная среда. Золушка это человек из другой социальной среды. Русалочка и Золушка в обоих случаях двигаются в сторону принца. В данном случае принц, наверно, отчасти символичен, они двигаются к достижению своей женской значимости, они обе хотят стать королевами. А королевой становится женщина, зрелая женщина, которая чувствует свою власть и уверена в том, что её существование на земле осмысленно (иначе не могу на психологический язык это перевести). То есть в обоих случаях речь идёт о некой женской инициации. Мы много говорили об инициации мужской, о необходимости какого-то процесса, который превращает мальчика, юношу неуверенного во взрослого мужчину. Обряды инициации такие существовали в древности. Считается, что сказки эти это рассказ о таинствах женской инициации, именно поэтому они как завет, вот этот завет взросления – превращения из гадкой уточки в королеву. Вот поскольку Гадкий утёнок он имеет одну тоже злую особенность – он мужчина.
А.Г.: Доброй ночи, Наталья.
Наталья: Здравствуйте.
А.Г.: Мы слушаем вас. Здравствуйте.
Наталья: Я хотела сказать, что в отличие от Русалочки Золушка всё-таки стала принцессой.
А.Г.: Ага.
Наталья: И только её выбрал принц. А выбрал он её, потому что у Золушки был всё-таки любящий отец, который о ней заботился. И она чувствовала вот эту заботу, ласку отца и выросла такой, которая нужна была принцу в итоге. Это говорит о роли отцов в жизни детей, в жизни дочерей, и о дальнейшем их становлении всё-таки, о чём сейчас очень много говорят.
А.Г.: Кстати, о последней передаче нашей… Вообще говоря, золушкин папа ведёт себя просто безобразно. Правда? Мама умирает, он влюбляется в мачеху и слушается её во всём, правда? Вот как-бы, верит в то, что его дочь замарашка, которая единственное, что может делать, это с утра до ночи копаться в золе, - это, правда, по сказкам братьев Гримм. Там Золушка даже спит на золе, в отличие от версии Шарля Перро. Так вот, но потом всё проходит, и папа, в общем, понимает, что он сделал.
Надо вам сказать, что роль отца опять же видна как раз у братьев Гримм. Я хочу сказать, что если у Шарля Перро Золушка встречает фею, то у братьев Гримм ничего похожего не происходит. Если будет время, я прочитаю, но выглядит это так. Это больше похоже на Аленький цветочек, у братьев Гримм я имею в виду, – там папа уезжает и все просят его чего-то привезти. И естественно, дочери мачехи просят привезти всякое добро, а Золушка просит привезти ей ветку. Ветку, которая зацепилась за папину голову, последняя, когда он приближался к дому. Для меня это жутко знаковая вещь. И папа привозит эту ветку, она её сажает в землю, ухаживает за ней и вырастает волшебное дерево. Наверху этого дерева живут две птички, и вот эти вот птички вместе с деревом и выполняют золушкины желания, а вовсе ни какая фея-крестница, как у Шарля Перро. Обратите внимание, это безумно интересная деталь.
А.Г.: Здравствуйте, Татьяна.
Татьяна: Здравствуйте. Вы знаете, вы тут дали трактовку, сравнение Золушки с Русалочкой. Я, например, с вами не согласна. Потому что Русалочка она стремилась обрести бессмертную душу. А Золушка она стремилась просто побывать на весёлом балу как заслуженная награда за её терпение, труды и прочее.
А.Г.: И обе хотели замуж за принца?
Татьяна: Нет.
А.Г.: То есть Золушка к принцу, в общем, не имеет никакого отношения.
Татьяна: Значит, замуж они не стремились, как единственное желание выйти именно замуж. Значит, Русалочка она стремилась обрести бессмертную душу.
А.Г.: Не-не-не.
Татьяна: И по условию она должна была её обрести, если принц в неё влюбится и женится.
А.Г.: Это тоже не правда.
Татьяна: Это если без труда. А когда она её не приобрела…
А.Г.: Неправда это.
Татьяна: Что значит неправда?
А.Г.: Неправда по тексту.
Татьяна: Нет именно по тексту. Она ушла к дочерям воздуха, которые могли обрести свою душу своим трудом.
А.Г.: Бог её наградил уже после смерти. Она не знала этого. Не было никаких условий: выйдешь замуж за принца – получишь бессмертную душу. Просто она… вот так всё случилось, и Бог её наградил. А она заранее этого не знала. Всё чуть-чуть сложнее. Я понимаю, Татьян, не будем сейчас спорить, надо перечитать сказки. Но всё-таки, Золушка не хотела замуж за принца, но, в общем, как-то, по-моему, с удовольствием вышла. О чём же всё-таки сказка?
Татьяна: Все эти сказки они стараются людей вписать в общество. Что ты трудись - и тебе будет, молись – и тебе дастся.
А.Г.: То есть без труда…
Татьяна: Нет зачем. Трудись, трудись, не ропщи. Будь терпеливой, будь доброй. Прощай врагов. Подставляй левую щёку, если тебя по правой ударили. И вот тогда тебе может быть что-то будет. Вот эти сказки, они какие. Большинство сказок они именно об этом.
А.Г.: Об том, что трудиться…
Татьяна: Это моё мнение. Как говорится, спор это лучший способ утвердить оппонента в его мнении. Всего вам доброго, до свидания.
А.Г.: Всего доброго.
Я вот что хотел сказать, наверное, в первую очередь. Интересно то, что каждый человек, который пытается эту сказку понять, опирается, как правило, на что-то своё. Вот знаменитая Кларисса Пинкола Эстес канадский психолог, и, кстати, мой коллега, у неё была похожая передача на Радио Канады, не знаю, есть ли сейчас. Она, анализируя Золушку, говорила, что
главное не в папе, не в отношения папой, а в процессе утраты мамы. В нашей душе существует образ. Этот образ называется у Клариссы Эстес
слишком добрая мать. Пока этот образ живёт в душе, пока живёт в душе надежда на то, что мать во всём защитит, во всём поможет, она мудра, у неё есть мнение о мире, и вообще она богиня, - пока эта мать существует, девочка не взрослеет. И когда вот это слишком добрая мать умирает – я имею в виду не смерть реальной матери, а смерть вот этой надежды, этого образа слишком доброй матери в душе – вот когда этот образ умирает, вот тогда и рождается женщина, - говорит она о Золушке. Потому что всё начинается с того, что умирает мама. Нет больше её, никто не погладит дочку по голове. И у каждой дочери наступает время, когда добрая мать души, прежде служившая верой и правдой, превращается в мешающую слишком добрую мать, которая мешает каким-то таким откликам души на сложные задачи.
Она же обратила внимание – мне кажется, это просто и очень похоже на наше обсуждение – она обратила внимание на то, что
«мачеха» это совершенно не обязательно какие-то внешние люди и внешнее общество. Мачеха и злые сёстры это аспекты личности. Внутренние персонажи нашего внутреннего театра. Те аспекты нашей личности, которые мы сами считаем вредными или бесполезными, и всё время пытаемся изгнать их из своего дома, то есть, из нашей души, из системы её внутренних защит. Изгнать их очень трудно. Вот такой взгляд. Поскольку на самом деле, удивительно то, что у Шарля Перро отец пассивен. А вот у братьев Гримм он необходим для того, чтобы принести вот это самое волшебное дерево. Роль отца здесь действительно загадочна. Но давайте подумаем об этом после следующей музыкальной паузы.
Кстати говоря, эта песня нам стала известной тоже благодаря тому, что в новом фильме – она 60-х годов песня – звучит она в новом фильме, который тоже про Золушку, правда, про жестокую.
Музыка. «Bang Bang» – Sheila
Вы слышали первую версию Бенг-Бенга – песню, в общем, о женском колдовстве. И Шейла, которую мы слушаем сегодня, французская золушка 60-х и 70-х годов, она была первой исполнительницей этой песни, так она звучала в оригинале.
Замечательное мнение о сказке как всегда высказала наша постоянная радиослушательница Ирина, и я бы хотел, чтобы оно прозвучало сегодня в эфире.
Ирина: Здравствуйте, Александр Геннадиевич, меня зовут Ирина. Сюжет сказки «Золушка» кажется на первый взгляд достаточно типичным - трудолюбивая, добрая, услужливая, постоянно терпящая незаслуженные обиды девушка, в конце концов, получает всё – и почёт, и богатство, и прекрасного жениха. Только вот обычно всё это героини сказки получают именно за работу. Только оценив её доброту, трудолюбие и скромность ей и достаются в награду богатство и любовь. А вот сказку «Золушка» я полюбила за что-то другое. И сегодня попыталась понять за что. Золушка в отличие от своих сводных сестёр ленивых, капризных и завистливых получает любовь прекрасного принца не за трудолюбие и доброту, ведь принц ничего об этих её качествах не знает. Она всего лишь прекрасная гостья на его балу. А что же отличает Золушку от других красавиц? По-моему, так мне это казалось в детстве, только хрустальные туфельки. Золушка получает от своей крёстной феи возможность поехать на бал как подарок, как дар, как исполнение страстного желания увидеть то, чего никогда не видела. А сёстры Золушки едут в привычный для себя мир, и цель их привычно известна. Потому-то в их глазах, сердцах и душах нет радости новизны. А для Золушки всё ново. Именно поэтому прекрасно и радостно. За что и даёт ей фея хрустальные туфельки. Все гости бала, конечно же, усыпаны драгоценностями. Они в их причёсках, на шеях, руках. Но только Золушка идёт в хрустальных туфельках, которые отражают свет и создают вокруг радугу. Принц просто не мог не влюбиться в девушку, которая идёт по радуге. И кстати только туфельки и не исчезают в полночь после совершения срока исполнения её желания. Они даются Золушке навсегда и становятся тем символом, по которому принц её находит. Ведь хрустальные туфельки могли быть созданы только для одной единственной конкретной девушки. Спасибо вам. До свидания.
А.Г.: Вот такая прекрасная, удивительно романтичная версия Ирины. Но мне всё-таки хотелось бы ну хотя бы успеть поговорить, что же значат действительно эти туфельки.
Золушка, идущая по радуге, - как это прекрасно!А.Г.: Здравствуйте, Вячеслав Николаевич. Слушаем вас.
Вячеслав Николаевич: Значит, на мой взгляд, сказка о Золушке это сказка о понятных христианских истинах. Человек, который много страдал и много, так сказать, перетерпел, ему воздаётся, и он становится счастливым. Это не имеет значение – вышла она замуж или какие-то другие у неё блага появились и таких сказок русских аналогичных очень много. Я думаю вот самая простая идея этой сказки.
А.Г.: Понятно, спасибо большое, Вячеслав Николаевич.
А.Г.: Здравствуйте, Катерина.
Катерина: Здравствуйте. Спасибо большое за тему. Вы меня опередили с матерями… Я хотела сказать, что я много замечала в жизни, что если у детей нет матери, они какие-то становятся добрые, очень добрыми. То есть, ну как-бы, мама же это доброта и её нету, и в крови зажигается добродушие. Так и в Золушке. Добро борется со злом, оно всё время соперничает, и в конечном итоге, конечно, побеждает добро. Но в жизни это не так.
А.Г.: Да чего там злого то в Золушке?
Катерина: Нет. В мачехе. В жизни, конечно, не всегда побеждает добро. Но да, Золушка это Гадкий утёнок, который в конечном итоге превращается в лебедя. Но ведь принц то выбрал из тысячи на балу только её одну. Значит, она светилась, - то есть светилась её душа, её доброта. Может быть, даже светились её туфельки, которые в конечном итоге привели её к принцу. Она стала любить и быть любимой.
А.Г.: В сказке всегда содержится некоторый совет. Что же всё-таки нужно сделать девушке для того, чтобы её выбрал принц? Из тысяч других претенденток, поклонниц и вообще первых красавиц королевства?
А.Г.: Здравствуйте, Нина Ивановна.
Нина Ивановна: Доброй ночи, Александр Геннадиевич.
А.Г.: Доброй ночи.
Нина Ивановна: Я хочу рассказать вам историю-быль. Даже о себе. Вот меня в детстве называли золушкой. Почему называли? Меня мама отдала в 7 лет папе. Просто отдала. Папа занимался мной, приучал к порядку, всё время говорил – сделать нужно всё очень хорошо. Никогда не на кого не обижаться. Мама, конечно, была добрым человеком, я имею в виду мачеху, но в основном мною занимался папа. Я хочу сказать по поводу золушек. Это люди немножко обделённые, вот я знаю по себе, любовью близких. Конечно, они трудолюбивы. И чувствуют, по-моему, вот такие вот люди какую-то ущербность немножечко. Но зато потом в жизни им легче приспосабливаться к трудностям. Вот я говорю лично о себе. То, что вот папа приучал меня к порядку, к хорошим правилам, - это всё пригодилось.
А.Г.: Спасибо большое, спасибо, Нина Ивановна.
Я вот что хочу сказать. Во-первых, обратите внимание,
вопрос чувствительности здесь очень важный вопрос. Золушка очень тонко чувствует, об этом в сказке и у Шарля Перро и у братьев Гримм. И из-за этого всё время говорится, что у неё очень хорошее сердце. Да?
Мы имеем в виду чувствующее, тонкое сердце. И из-за этого не может противиться она, в том числе и злым сёстрам. Она неожиданно становится им покорной. И благодаря каким-то качествам её души приходит у Шарля Перро волшебница фея, а в сказке братьев Гримм помогают вот эти самые волшебные птички, которые водятся на вершине дерева. Во-первых, я хочу сказать, что я вижу, по крайней мере, здесь некий намёк на то, что в любой тонкой человеческой чувствительности, которая в жизни подростка, особенно девушкам, кажется всё время мешающей. Чем-то таким ненужным, что делает их другими, отличными от компании, в которой приняты грубые шутки, такое залихватское поведение. А она вот этого вот не может, не чувствует. Обратите внимание, это же стандартная подростковая ситуация. Это ситуация, в которой ты чувствуешь себя гадким утёнком, но гадким утёнком
сердца. Сердца – потому что кажется, что твои душевные качества, твои душевные особенности не пригодятся.
И тогда начинается, на мой взгляд, главное
таинство Золушки, таинство невероятное, глубоко скрытое. Мне кажется, что в версии братьев Гримм это как раз не христианская, это абсолютно чисто шаманская сказка. Дело в том, что когда девочка становилась шаманом, в том числе у наших сибирских народов, ей
папа должен был найти ветку. Папа должен был увести её в лес, и как вы знаете, во многих сказках именно так и происходит, и найти ветку или дерево, то самое волшебное дерево вселенной, которое стоит в основе шаманской религии, точно оно описано у братьев Гримм. Это сказка об инициации шаманки – если так можно сказать по-русски (по-моему, нельзя). Это сказка про то, и мы почему-то иногда не видим очевидного, что для того, чтобы Золушка стала принцессой, дело, действительно не в принце. Для того, чтобы она смогла пойти по радуге в своих хрустальных башмачках, она должна стать колдуньей.
Золушка ведь колдует – она призывает фею. Фея это отнюдь не христианский, между прочим, персонаж. Они потом появились в христианских сказках, это верно, это так. Но изначально речь идёт вот о чём. Ведь покорность – обратите внимание – она ведь покорность не только мачехе и злым сёстрам. Золушка кроме всего, её покорность не обычна, это покорность нашего Ивана-дурака. Она
умеет слушать природу, она говорит со зверями, они помогают ей разбирать зёрна, помните? Она, не сопротивляясь страданию, учится слушать судьбу, её голоса. И это делает её колдуньей. Ей нужно, чтобы её на это инициировал отец, это была мужская роль. И до сих пор – да?- как-то так принято считать, что папа вводит девочку в жизнь. А мама её, естественно, оберегает и поддерживает. Вот та самая добрая мать.
Между прочим, тут есть, я же не могу без этого обойтись, все же знают: тут есть кроме всего прочего, и
сексуальная символика. Потому что с древнейших времён, в общем- то, что мужчина мог видеть в женщине, это как раз и была лодыжка, это как раз и были туфельки. И до сих пор для нас невероятно ведь важно для мужчин красивая обувь на женских ногах. Это красивая обувь на высоком каблуке, например, делает женскую ногу привлекательной. Сексуально привлекательной. Хотя всегда является, конечно же, мы это знаем, для женщины пыткой. Это очень древний знак. Знак, который всё время прорывается и пробивается где-то в нашем общении. Да? Обувь это вообще древнейший сигнал, позволявший отличить одного человека от другого. Когда-то в древность рабы не могли иметь обувь. Обувь имели только господа. Общеизвестны пыточные колодки, удлинявшие ноги различных священных проституток, и так далее. Китайская обувь женская, которую невозможно было носить, деревянные платформы сложные.
Туфелька это знак особой красоты и открытости, она хрустальная. То есть она не только светится, она ещё как минимум полупрозрачная, делает ногу особо волшебной и привлекательной. И именно поэтому сёстры, даже имеющие красивые ноги, никак не могут одеть эту туфельку. Потому что эта туфелька и даёт ей уникальную привлекательность. Она делает её королевой. А вот в сказке братьев Гримм это не хрустальная туфелька. Это
обувь с меховой оторочкой. И это древний знак европейского шамана-друида, в частности. Женщины-друиды они носили туфли с меховой оторочкой. Я сейчас не могу, нет времени подробнее об этом рассказывать. Используй свою чувствительность, слушай мир для того, чтобы стать колдуньей, и тебе откроется твоё королевство, или твой принц, живой ли он человек, или символический образ. Вот так мне хочется прочитать сказку.
Помните, есть ключевая сцена из «Москвы, которая слезам не верит», фильм я не люблю, а вот сцену эту просто обожаю, когда знакомство Гоши и Катерины. Когда Гоша входит в электричку. Она смотрит на его обувь. Он такой «золушок». И он ей – понимая её, чувствуя – говорит: да, мне тоже не нравится мужчины с грязной обувью. Тем самым он говорит: ты колдунья, но и я колдун. Ты пользуешься интуицией, но и я тоже могу ей воспользоваться и узнать твои мысли. И начинается роман.
Посмотрите как интересно, что такое архетип. Всё завязано на обувь, на эту туфельку. Ну что ж, вот наверно и все пожелания, милые наши дамы, те, кто слушает программу «Серебряные нити»: слушайте нас почаще. И мы обязательно сделаем вас настоящими колдуньями))), только учитесь, пожалуйста.
Спокойной ночи.