Бриллиантовая рука. Леонид Гайдай
Доброй ночи! Доброй ночи всем, кто нас слышит, желает программа "Серебряные нити". Сомкнулась ночь над Москвой, а это значит, что радиослушателям программы "Серебряные нити" пора за работу. Эта работа на самом деле направлена на то, чтобы мы все учились хоть как-то понимать себя, свои желания, свои искренние и истинные пристрастия.
Вне сомнений, одним из таких пристрастий, плохо это или хорошо (или это искусство является одним из самых важных для советской власти), но одним из этих пристрастий является кино. А фильмы, к которым мы неравнодушны всерьез и надолго, можно пересчитать по пальцам.
Тридцать шесть лет как на экранах нашей страны появился фильм Гайдая "Бриллиантовая рука". В мае шестьдесят девятого года он впервые вышел на экраны, и это фильм с незатейливым, на самом деле, сюжетом. Напомню, если вы забыли. В южном приморском городке орудует шатка валютчиков, возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Граф, в быту Женя Козодоев, по заданию Шефа едет в туристическую поездку за рубеж и попадает в компанию тихого и скромного экономиста Семёна Семёновича Горбункова, Андрей Миронов и Юрий Никулин, соответственно. Далее события развиваются таким образом, что расстаться Графу с новым знакомым - это значило бы потерять то, за чем он ехал. В основе сюжета - прочитанная Яковом Костюковским заметка о задержании на итальянской границе преступника, прятавшего золото и бриллианты в гипсе.
Вот такая знакомая до боли история стала одним из наших самых любимых фильмов. Наверное, если большинство наших слушателей старшего и среднего поколения попросить разбудить посреди ночи и попросить назвать любимое кино, то "Бриллиантовая рука" попадет если не в число двух самых любимых, то в число самых любимых точно у большинства. Достаточно сказать, что абсолютно все фразы из фильма, по-моему просто все, весь текст сценария, вошел в крылатые слова, причём в самом прямом смысле этого слова. Ну например, мы же даже не вспоминаем, откуда берем это замечательное проклятие "Чтоб ты жил на одну зарплату!". Многие забыли, что оно происходит из фильма "Бриллиантовая рука". Или вот эта замечательная фраза, которую вы все помните: "Собака - друг человека...".
Как всегда, для того, чтобы лучше понять себя, давайте подумаем: ну почему так запомнился нам этот фильм? Почему мы бежим дор сих пор к телевизионным экранам каждый раз, когда его показывают? Конечно, Андрей Миронов, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова - это великие наши актеры. Но тогда, тогда, мы этого, между прочим, еще не знали. Это была практически первая "звездная" роль Андрея Миронова, одна из первых ролей Юрия Никулина в кино, тоже "звездных", принесших ему всесоюзную славу. Откуда? Как? Что с нами случилось? Почему нас так тянет к этому фильму? Вот тема сегодняшней передачи: "Тема самопознания через фильм "Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая". Который можно напомнить как угодно, с любого места. Ну вот например, собственно завязка сюжета.
"- Неужели ты ничего не помнишь? Осторожно!
- Почему? Помню.
- Что помнишь?
- Поскользнулся.
- Так.
- Потерял сознание.
- Так.
- Очнулся - гипс.
- Всё?
- Всё.
- Лучше бы я упал вместо тебя.
- Что ты, Геша, спасибо.
- Береги руку, Сеня, береги.
- Надя расстроится.
- Что делать? Такова сель ави, как говорят у них. Ах!
- Ой!
- Прости, друг!"
"Прости, друг!". По-моему, решительно любая фраза - и что-то вроде пословицы. Даже когда мы это произносим: "Прости, друг!", мы произносим это почему-то с мироновской интонацией. Итак, отчего же такая страсть к фильму? Свою версию до начала эфира предложила только одна из наших радиослушательниц.
"Я хотела бы сказать "спасибо" Александру Геннадьевичу за последние тренинги. Что касается ныненшней темы, фильма "Бриллиантовая рука"... Лет двадцать назад я жила в стране, которой нет уже на карте. Она называется теперь Чехия. А раньше называлась Чехословакия. И вот, казалось бы, страна, которая имеет с нами общую границу. И люди там все учили тогда, двадцать лет назад, русский язык. И казалось бы, из одного социалистического лагеря. Союзники. И должны бы хорошо понимать наш менталитет. Но между тем на одной вечеринке зашел разговор про кинематограф, и хозяйка дома сказала мне с упреком: "От вас", - то есть из Советского Союза, - "идет к нам", - то есть в Чехословакию, - "очень много кинематографического брака". Я думала, что она имеет в виду какие-нибудь трилогии о Ленине или что-нибудь в этом роде. Но, тем не менее, переспросила: "Ну, for example". Она говорит: "Ну, for example, "Бриллиантовая рука". И все хором сказали: "Да, очень глупый фильм". Я говорю: "Боже мой, да это же один из моих любимых фильмов". А все посмотрели так с пониманием: только такая глупая девушка может любить такие глупые фильмы. Ну я спросила: "Вот что там такого глупого?" Мне сказали: "Ну как же, вот висит плакат: "Позор пьянице и дебоширу Семёну Семёновичу Горбункову". То есть то, что он пьяница - это его личное дело. Как это может разбираться на каком-то собрании? Но разве это не глупость? Когда там управдом говорит: " А не будут брать - отключим газ". Меня спросили: "А что, у вас действительно могут вот так вот отключить газ?" Ой, ну что тут сказать... Страны Чехословакии нет и Советского Союза больше нет, а у нас вот три дня назад пилили, обрезали деревья, дерево упало на трансформатор, и он сгорел. И вся округа с населением четыре тысячи человек три дня сидела без света. Вот так вот у нас отключают электричество. Ну кому это объяснишь? Поймут ли это иностранцы? И вот, по-моему, этот фильм любим потому, что Семён Семёнович Горбунков, главный герой, - герой нашего времени. Он постоянно во что-то вляпывается, как в том анекдоте. Поскальзывается на корках, не для него положенных, выигрывает какие-то путёвки в город контрастов, а из всех испытаний выходит с честью. Не потому что он такой герой, а потому что с ним вот русский "авось" какой-то и это вот очень симпатично русскому человеку, а иностранцы, мне кажется, этого и понять не могут. Итак, Семён Семёнович Горбунков - герой нашего времени. А песня про зайцев "А Нам Всё Равно" с рефреном "А нам всё равно" - это настоящий гимн Советского Союза. Не тот, официальный, а вот настоящий - это именно вот эта песня. А еще хотелось бы, чтобы сказали о жене героя, которая, по-моему, вот идеал какой-то советской женщины: вот сколько у нее терпения ... ой ... в глазах. Наверное, всё. Спасибо, до свидания".
Да, идеал советской женщины, и терпение было у нее в глазах. Обратите внимание на эту фразу: может быть, она подскажет какие-нибудь ключики. Хотя, мне кажется, то, за что мы любим этот фильм, в общем, абсолютно очевидно.
А.Г.: Как вы думаете, Сергей? Доброй ночи!
Сергей: Алло!
А.Г.: Да!
Сергей: Доброй ночи!
А.Г.: Доброй ночи! Говорите ...
Сергей: Я вот немножко послушал вашу передачу...
А.Г.: Сергей, говорите, пожалуйста, погромче, очень плохо вас слышно.
Сергей: Я слушал вашу передачу, и у меня вот немножко сложилось такое впечатление, что мы обожествляем фильм. Но здесь немножко вот другая ситация. Тут ситуация положений, и положения, в принципе, выбраны правильно. То есть люди, они мылят: "Собака - друг человека", их приучают к этой мысли, они вроде бы так и мыслят. Вот приучают их к другой мысли, а они так и мыслят. Вот помните...
А.Г.: Психологичски говоря, извините, это фильм о внушении, да, о внушении обществом.
Сергей: Да, да, о внушении общества. Помните, как вот он говорит, а помните: "Билеты возьмем. А не возьмем - отключим газ".
А.Г.: "А если не будут брать - отключим газ".
Сергей: И тут вот позиция человека, который вроде бы на уровне силовых органов хочет вроде как помочь и государству, и не разрушить свою семью, и он и мечется здесь, и всё.. Мне кажется, это очень удачная находка Рязанова, и...
А.Г.: Вовсе Гайдая.
Сергей: То есть, извините, Гайдая, да. И кто бы по-другому снял этот фильм, я честно говоря, не знаю.
А.Г.: Да и сценарий они писали вместе, да.. Сценарий там написан...
Сергей: Да, но ситуация-то... Мы обсуждаем сейчас проблему личности, да?
А.Г.: Да.
Сергей: И вот проблема личности здесь, мне кажется... Отношение человека вот именно взято изнутри и брошено в кино. Как её человек осмыслит? Это не кино предлагает, а это наоборот. Это взято из жизни и брошено нам...
А.Г.: То есть, извините, Сергей, это некая версия известного фильма про шпионов, когда профан оказывается в ситуации, когда он решает судьбу мира. То есть эта ситуация, в которой Семён Семёнович Горбунков, Юрий Никулин, вброшен в некую шпионскую ситуацию.
Сергей: Да, да, вот эта ситуация. Но он простой человек, и у него возникают вот эти мелкие такие вот какие-то такие... То есть у него вроде бы, с одной стороны, долг перед Родиной, с другой стороны, долг перед семьёй. Вот они вроде бы несопоставимы с одной стороны, а, с другой стороны, он пытается их решить. И в этом вот вся комичность этой ситуации.
А.Г.: Но вот что поразительно, Сергей. Возможно, эта ситуация и комичная. Но вы рассказываете как бы о человеке, которого рвут на части некие противоречия. Вместе с тем, я всегда...
Сергей: Нельзя, нельзя, извините, пожалуйста, дорогой ведущий, нельзя смешивать такое. Никогда это не получается. В жизни никогда этого не получается.
А.Г.: Так у Семёна Семёновича получилось, понимаете? Мне кажется... Вот получилось! И вот в этом особенность. Он, несмотря на то, что попадает в совершенно дикую ситуацию, и, в общем, прямо скажем, небезопасную, чувствует себя в ней абсолютно спокойно. И в этом, может быть, один из главных секретов фильма. Спасибо, Сергей!
А.Г.: Елена, доброй ночи! Что вы думаете по этому поводу?
Елена: Здравствуйте.
А.Г.: Здравствуйте.
Елена: Фильм, конечно, великолепный. И вот что бы мне хотелось сказать. Почему нас тянет всё время к телевизору, чтобы его посмотреть вновь и вновь, да? Во-первых, он несёт в себе очень положительный заряд, этот фильм.
А.Г.: Положительный заряд чего?
Елена: Настроения...
А.Г.: Настроение возникает от какой мысли фильма? Понимаете, ведь настроение и заряд, они не возникают просто так. Существует огромное количество фильмов. Ну, даже боюсь сравнивать. Вот наша радиослушательница, чью запись мы давали в эфире, не представившаяся, она говорит: "Семён Семёнович Горбунокв - герой нашего времени". Но если уж брать "наше время"... Она, наверное, имела в виду "наше время", советское, конец шестидесятых - начало семидесятых годов. Но если уж брать наше время сегодняшнее, текущее, в нём свои герои, да?
Елена: Да, но...
А.Г.: И герои эти вполне там, Бэтмен, там, значит, Человек-паук, уверяю вас, это герои молодёжи. Хорошо это или плохо, я сейчас не хочу обсуждать. Они совершенно другие, чем Семён Семёнович. И более того, она же обращает внимание на одну потрясающую совершенно вещь. Она говорит о том, что чехи, в общем, действительно, славяне, совсем не далёкие от нас, долго строившие социализм, этого абсолютно не понимают. Почему, почему мы понимаем, а они - нет? Но ведь интересно, правда?
Елена: Да... А вот ещё хотела бы сказать, что, несмотря на то, что, в принципе, сквозная тема в этом фильме -это преступление, да?
А.Г.: Конечно.
Елена: Там же нет жестокости в этом фильме.
А.Г.: Ну, более того, да... Папанов, который играет и вовсе грубую роль. Он делает это со своим невероятным обаянием, а герой Миронова, Гоша, ой, в смысле, Гена-контрабадист, обрёл в исполнении Миронова просто такой романтический ореол, правда?
Елена: Да, да.
А.Г.: Миронов придал такому легкомысленному и по сути, совсем небезобидному герою, не говря уже о герое Папанова, да, такие черты обаяния, лукавства, доброты, то есть в общем как бы такие и не страшные бандиты оказались. Но в действительности даже этого тоже полно в как бы, ну например, западном кино.Я могу вспомнить то, что как-то мы вспоминали в "Семнадцати мгновениях весны". Мы вспоминали, да, Джеймса Бонда. Там очень часто многие герои вовсе не кажутся злодеями. Отрицательные персонажи, я имею в виду. Они так, вполне обаятельно делают свое черное дело. Ну, возможно, эти сравнения не очень корректны, но я имею в виду, что это тоже не может быть некой "главной приманкой". Ну, там сразу вспоминается какая-нибудь "Афера", да, с Робертом Рэдфордом в главной роли. Где там такие обаятельные бандиты, что дальше некуда. Вообще, это традиционный приём со времён Чейза (американского кино) - обаятельные бандиты. Ну, обаятелные.
Елена: Да, но вот про этот фильм хочется сказать, что он блестящий просто. Музыка какая великолепная!
А.Г.: Вот музыка великолепная - это действительно так. Спасибо вам большое, Елена.
"Остров Невезения"... Поскольку, наверное, именно с этой ... именно с этим образом у нас начиналось обаяние фильма, потому что в этом "Острове невезения", мы, - всё-таки, наверное, большинство, - видели образ своей собственной страны.
Музыка.
В фильме, мне кажется, есть отчётливое противостояние этих двух песен в начале и в развязке - это, естественно, "Остров Невезения" и "Песня Про Зайцев". Может быть, эта альтернатива вам что-нибудь подскажет.
А.Г.: Доброй ночи, Галина Павловна! Есть Галина Павловна в эфире у нас?
Галина Павловна: Очень люблю этот фильм.
А.Г.: Да, здравствуйте, Галина Павловна! Мы вас не слышим, извините, вот только что...
Г.П.: Ага. Но вот дело в том, что ... Отойти, наверное, подальше?
А.Г.: Не, не, всё нормально.
Г.П.: Нормально, да? В общем, я уже бабушка. А выходила замуж, когда этот фильм только появился на экранах. И теперь я смотрю этот фильм сос своими внуками.
А.Г.: И как им...
Г.П.: И он им очень нравится, это их любимый фильм. Я что хочу сказать... Что такое классика вообще? Классика - это то, что, несмотря на время, остаётся актуальным, красивым. Как классическая музыка, как классические произведения литературы. Так и вот этот фильм - он классический. Потому что он сохранил всё. Он сохранил и колорит... Вернее, не сохранил, а всё это просматривается. Это уже бесспорно. Это нормальный такой классический фильм. Ну и еще что... Конечно, Андрюша Миронов бесподобен, потому что вот эта его пластика, когда он двигается под этот "Остров Невезения"... Это же ещё видеть нужно.
А.Г.: Извините, Галина Павловна. Он сам очень переживал, потому что этот образ остался, ну, как бы навсегда главным его образом. Его дальше практически всё советское кино воспринимало как такой "обаятельный жулик", актёр-шармер (от слова "шарм").
Г.П.: Ну, наверное.
А.Г.: И он сам говорил, что одна "Бриллиантовая рука" - хорошо, две - много, а три- катастрофа. Ну, по поводу своей, конечно, актёрской биографии. Вот и его тоже можно понять. И тем не менее, всё-таки я не до конца с вами согласен. потому что во времена Толстого и Достоевского было огромное количество писателей-стилистов. Вспомнить хотя бы всё того же знаменитого в своё время Боборыкина. И в классику они не вошли, мы их так не называем. Но классика - это, по всей видимости, что-то, что кроме того, что блестяще написано, задевает какие-то настоящие, искренние струны в нашей душе. Какие? Какие? Подумаем. Спасибо, Галина Павловна! Доброй ночи...
Г.П.: До свидания.
А.Г.: До свидания.
А.Г.: Доброй ночи, Владимир!
Владимир: Я позвонил вот по какому поводу.
А.Г.: Ага.
Владимир: Ну, первое. Никулин - популярный актёр в тот момент был. Не только как артист цирка, но и как...
А.Г.: Но на самом деле это же шестьдесят девятый год! Это одна из его первых-первых съёмок в кино!
Владимир: Да Бог с вами!
А.Г.: А что было раньше?
Владимир: "Пес Барбос и необычный кросс", "Операция "Ы"... Это уже сделали ему славу.
А.Г.: Ну, только ... только вот эти два фильма Гайдая!
Владимир: Люди шли на фамилию даже, вы поймите. Вот.
А.Г.: Ну хорошо. Ладно.
Владимир: Ну ладно, спорить по этому вопросу не будем.
А.Г.: Согласен. Согласен. Отдаю вам. ..
Владимир: Смотрите ... Вот могу протянуть, так сказать, параллель и на политические события в нашей стране. У нас интересный менталитет у граждан. Мы стараемся, вот, выбрать популярных политиков и так далее таких же, как мы сами или даже хуже, чем мы есть. Нам это приятно, потому что мы думаем: "Вот он какой, так сказать, а я умнее его и мог бы быть таким же". Даже когда начальники уходили в отпуска, они оставляли за собой придурочных заместителей. Это правило. Вот. А вот в этом фильме граждане ищут самих себя, и замечательнейшие актёры это прочувствовали и подыграли нашим гражданам.
А.Г.: Так что же в наших гражданах самое главное? Ведь наша передача-то про самопознание, да? Ну что, вот это самое ...
Владимир: Недалёкие наши граждане, понимаете, в чём дело?
А.Г.: То есть если....
Владимир: К сожалению.
А.Г.: Главной фразой является всё-таки всё та же самая ...
Владимир: Вот смотрите: любой ... любой персонаж в этом фильме - это, в общем-то, недалёкие люди.
А.Г.: Но всё ...
Владимир: Ничего философского они не несут. Это "у вас ус отклеился", ха-ха-ха. И самое главное ...
А.Г.: То есть самое главной философской ...
Владимир: И так далее.
А.Г.: Главной философской фразой этого фильма, по мнению Владимира, скорее всего, является фраза Папанова: "...Если человек идиот, то это надолго". Не забываем ...
Владимир: Прекраснейшая реплика, прекраснейшая.
А.Г.: Вот.
Владимир: Замечательно отметили!
А.Г.: Вот. Спасибо, Владимир!
Владимир: И вам спасибо.
То есть этот фильм является признаком, увы, увы, увы, нашего идиотизма. Но только ли? Хотя в этой фразе что-то есть. Кроме того, о чём говорит Владимир, есть что-то, о чём мы гворили в теме "Ивана-дурака". Никак не могу услышать этого от вас, дорогие слушатели.
А.Г.: Доброй ночи, Валентина! Может быть, вы нам поможете?
Валентина: Да, доброй ночи! Александр ...
А.Г.: Геннадьевич. А у меня не произносится имя-отчество по-русски, поэтому называйте меня Александром.
Валентина: Александр!
А.Г.: А?
Валентина: Дело в том, что, конечно, этот фильм построен в виде сатиры и юмора.
А.Г.: На что? Сатира - это что-то на что-то.
Валентина: Сатира вот на нашу жизнь, наши ... Всё вот там, ну, просматривается, протаскивается, можно сказать.
А.Г.: Валентиночка, извините, я фамильярно стал обращаться. Но ведь для того, чтобы что-то "протаскивалось", нам нужно с вами сказать, что. Передача-то психологическая! "Протаскивается" что? Глупость, как сказал Владимир? Так она "протаскивается" решительно во всех комедиях. Почему же из них самым удачливым стала ... самой удачливой, извините, стала "Бриллиантовая рука"?
Валентина: Ну, во первых к тому времени Никулин Юрий был очень известным. Поскольку мы с детства ходили в цирк ...
А.Г.: Ну, виноват, виноват. виноват. Но если мы сейчас с вами спросим, какой фильм лучше и популярнее: "Операция "Ы" или "Бриллиантовая рука", вы мне скажете "Бриллиантовая рука". И 99 процентов радиослушателей скажут ...
Валентина: Естественно.
А.Г.: "Бриллиантовая рука".
Валентина: "Бриллиантовая рука". Но там же не только Никулин ...
А.Г.: Никулин обаятельный. На самом деле он был уже к этому времени известным, я даже в этом не сомневаюсь. Но это его (я сейчас боюсь ошибиться) третья или четвёртая роль в кино. В кино, не в цирке.
Валентина: Именно в кино. Его знали ещё до кино.
А.Г.: Конечно, конечно.
Валентина: Он участвовал ...
А.Г.: Конечно. Но для актёра, играющего в кино, это всё равно начало. Это всё в несколько лет гайдаевские работы ...
Валентина: Его уже знали раньше.
А.Г.: Были упрессованы. Но разве можно объяснить только Никулиным эту популярность?
Валентина: Нет. А как же? Миронов.
А.Г.: Первая роль!
Валентина: Миронов.
А.Г.: Первая роль!
Валентина: Его тоже уже ... Это не важно! Любили его по театру, по концертам.
А.Г.: И так, актёры. Правильно я понимаю?
Валентина: Да. именно актёры.
А.Г.: Всё определили актёры, которые нам нравились.
Валентина: Когда ... Именно состав актёров.
А.Г.: Ни Гайдай, ни ...
Валентина: Раньше вот, вы знаете, с детства помню, что все шли всегда в кино "на актёров". Чтобы именно увидеть своих любимых актёров. причём это комедия. Вот. И там настолько всё, вот, именно подчёркивается сатира ... Вся наша жизнь. И вот наша сатира и юмор. Наш народ очень любит. И поскольку ...
А.Г.: Так почему же чехам-то не нравится?
Валентина: А потому что они не понимают.
А.Г.: А как? Как не понимают? Сатиру и юмор? А как же ... А как же, простите меня ... А как же, простите меня, "Бравый солдат Швейк"? И вообще праздники чешские, посвящённые юмору. И вообще легендарный чешский юмор, у нас известный не только по Швейку.
Валентина: Но мы-то понимаем юмор, а они наш юмор не понимают.
А.Г.: Почему?
Валентина: Ну, потому что наша жизнь вот так проходит. Не как у других.
А.Г.: Люди, в чём наша жизнь?
Валентина: Вот, например, эта сатира. Вот когда "отключим газ". Это же просто высмеивалось ... То, что это шутка была ...
А.Г.: А эта странная фраза "Собака - друг человека"? Странная ...
Валентина: Всегда у нас ошибались про "Собаку - друг человека". Просто признать это...
А.Г.: Странная, если не сказать больше. "Не знаю, как у них, ... а у нас: управдом - друг человека". Правда?
Валентина: Вот именно. У нас всегда управдом был другом человека.
А.Г.: Да. Только актёры. В общем, "достаточно одной таблэтки", как говорил герой Анатолия Папнаова.
Валентина: Дело в том, что весь этот фильм ... вот, сатира, она же рассчитана не на новое была поколение, а на старое. И ещё во время войны, после войны ... домуправ действительно был "друг человека".
А.Г.: Ну, здравствуйте. Шестьдесят девятый год! Дело не в этом. Дело в том, что я-то себя отношу к тому поколению. Да, я же как бы был во вполне сознательном возрасте, когда "Бриллиантовая рука" появилась на экранах. Ну, в общем ...
Валентина: Всё равно вы моложе меня на двадцать четыре года.
А.Г.: Ну, конечно.
Валентина: И поэтому ...
А.Г.: А когда по голосу - совсем не скажешь.
Валентина: И не только по голосу.
А.Г.: Спасибо вам большое!
Ну, может быть, последние, самые последние звонки нам что-нибудь подскажут. Никак не можем прийти к выводам. Я всё-таки считаю, что фильм нельзя объяснить актёрами, нельзя объяснить управдомами, да и в общем нельзя объяснить приметами времени. Потому что, по-моему, в то время что такое "контрабандист", ну, в общем, знали очень-очень понаслышке. Интерес это, коненчо, вызывало. Но сказать, что практика и жизнь контрабандистов была чем-то актуальным в нашей жизни, ну согласитесь, совершенно никак нельзя.
Вот мне кажется, ни такая явная сценарная идея, ни идея чисто актёрской игры. Хотя то, что актёры делают пятьдесят процентов фильма, у меня никаких сомнений нет. Вот какая-то, всё-таки, по-моему, должна быть внутренняя идея. Не, я свою, конечно, предложу. У меня уже остаётся совсем мало времени. Но всё-таки давайте вспомним о том, как удачно проходит Семён Семёнович Горбунков, экономист "Гипрорыбы", если я не ошибаюсь, в самые страшные опасности, которые его подстерегают.
Музыка.
А.Г.: Доброй ночи, Татьяна Ивановна! Вам последнее слово, а то я не успею сказать ничего.
Татьяна Ивановна: Да,я очень долго жду.
А.Г.: Слушаю вас.
Т.И.: Добрый вечер!
А.Г.: Добрый вечер!
Т.И.: Я что хочу сказать об этом фильме. Вот все там герои попадают в очень какие-то несуразные обстоятельства и выглядят совершенно недалёкими, подчас глупыми, даже идиотами, можно сказать. Но всё это так обаятельно и так искренно. То есть всё идёт от души. И вот это притягивает тепло души. То есть как будто режиссёр хотел сказать о всех недостатках не через голову, а вот именно вот этой душой. И это сыграно актёрами очень хорошо.
А.Г.: Так вот... Спасибо!
Т.И.: Так главное. Я хочу сказать, что даже, может быть, можно сказать, что дело даже не в тех недостатках, которые там сатирой обыгрываются. А то, что душа ... Не от головы, а от души чувство идёт.
А.Г.: Татьяна Ивановна, так ведь в этой душе должно быть что-то ...
И я-то, на самом деле, вот провожу эти разговоры только потому, что мне хочется, чтобы мы научились думать о себе, о своих симпатиях и антипатиях.
Конечно, та версия, которую я хочу предложить в заключении (а у меня осталось буквально две минуты), эта версия очень проста сама по себе. Но я опять хочу напомнить, уж не сердитесь на меня, Джеймса Бонда. Джеймс бонд, на самом деле, удивительно везучий герой американского кино. Он попадает гораздо хуже, чем Семён Семёнович Горбунков в самые разные невероятные ситуации. И из каждой из них выходит живым. В фильме есть постоянный намёк. Намёк на то, что он выходит живым потому, что он абсолютно честно и абсолютно искренне предан королеве. Он служит идее, и поэтому ему везёт. Вот послание, которое содержится в фильме о Джеймсе Бонде.
И вне всякого сомнения, такое же послание содержится в "Бриллиантовой руке". Семён Семёнович Горбунков попадает в невероятные совершенно ситуации и выходит из них абсолютно целым и невредимым, потому что он честен. Потому что он не "герой нашего времени", но очень русский герой. Он "Иванушка-дурачок", которому тоже всё время везёт в сказках и везёт потому, что он непосредственен, честен и простодушен. И именно поэтому, непосредственный, честный и простодушный герой Семён Семёнович Горбунков выступает в роли знаете кого? И на это тоже есть намёк в фильме. Он в прямом смысле этого слова выступает в роли спасителя. Он спасает город, страну, государство от мрачных, загадочных тогда для нас врагов-контрабандистов. Спасает не потому что он следователь, не потому что он шибко умён. Спасает, потому что он честен. И это придаёт ему черты русского святого, если уже не говорить черты "спасителя". Конечно, без религии, но так ожидаемого всеми нами.
Мы всё время, и тогда, и сейчас, надеемся на то, что честная душа, простецкая, честная душа, она победит умных, хитрых и злых жуликов. Мы всё время надеемся на то, что она это сделает с помощью, конечно, нашей родной и доблестной милиции, в которую мы по-прежнему верим, несмотря ни на что. Но главным в этой истории будет честность, прямота, незамысловатость человеческого характера. Его доброта, его "заячий" характер.
И поэтому его, как истинного святого, даже красавица-женщина - это же чисто русский сюжет, древний как мир - даже женщина-красавица не сможет соблазнить. Он будет смотреть на неё абсолютно равнодушно, потому что у него есть жена. Жена, понимаете? Жена, вот как говорила наша радиослушательница, с преданными глазами. И он будет абсолютно чист. Абсолютно невинен. И спасёт нас от контрабандистов.
И знаете, что с ним произойдёт? С ним произойдёт то же самое, что со Спасителем! Он трагически погибнет. Если вы помните, он выпадает со страшной высоты из багажника автомобиля, на вертолёте летит, помните? Как вы думаете, хоть какой-нибудь человек теоретически может остаться живым, упав в лес с такой высоты? Без парашюта? Нет! Его спасает чудо. Потому что он "спаситель", он "Иванушка-дурачок". Он спасается чудом, гаснут титры. Показывается ... Гаснут титры. "Кончается первая серия", - говорит Гайдай. А дальше следует что? А дальше следует воскресение героя! Это наш с вами русский православный сюжет, до неузнаваемости изменённый советсвим временем.
Это такой святой или "спаситель", Семён Семёнович Горбунков. Это то, во что мы с вами верим больше всего - что внутренняя человеческая честность, искренность, непосредственность поможет нам избавиться от всех контрабандистов этого мира. Несмотря на то, что мы объективно беспомощны. Просто достаточно быть добрым и честным. И тогда чудо спасёт тебя, когда ты будешь с километровой высоты выпадать из багажника автомобиля. И все подумают, что ты погиб, а тут вот он ты, едешь на катере.
В фильме явно или неявно, задумывал это Гайдай или нет, но есть на это откровенный намёк. Помните, там играет сын Юрия и Татьяны Никулиных, Максим? Когда недалеко от берега он идёт по воде яко посуху, и за ним бежит Гена и принимает его за святого. Тот эпизод, который всё время хотели вырезать из этого фильма. Говорят, что Максим всё время очень боялся, что Миронов его столкнёт, и поэтому Гайдай ему сказал: "В этот раз Миронов тебя толкать не будет. Иди спокойно". Максим расслабился, тут ему и наподдали. Всегда так с детьми на съёмках поступают. Но проблема заключается в том, что, в действительности, в этом есть намёк. Гена ищет "спасителя". Он чувствует свою греховность, но ищет её не там, потому что настоящим спасителем выступает Семён Семёнович!
Вот этого мы хотим. Мы хотим, чтобы нас спасла честность и непосредственность. Без всякой активности. Чтобы она "вывезла" нас. И в этом, может быть, одна из главных загадок раусского характера и нашей любви к фильму "Бриллиантовая рука".
Не знаю, насколько я прав. Это просто моя версия, вовсе на ней не настаиваю. Но примерно об этом же Семён Семёнович и пел в своей "Песне про зацев". Спокойной ночи!
Свернуть