Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Трагедия Софокла "Царь Эдип" http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1720 |
Страница 1 из 14 |
Автор: | quagga [ 02 мар 2014, 07:03 ] |
Заголовок сообщения: | Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Софокл "Царь Эдип" ~ 3 марта 1585г. в театре "Олимпико" (Италия) состоялось представление трагедии Софокла "Царь Эдип"~ О невольном преступлении царя Эдипа. Какое значение эта притча имеет для нас сегодня? Краткое содержание здесь: http://briefly.ru/sofokl/tsar_edip/ |
Автор: | Эльмира [ 02 мар 2014, 12:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Юля, спасибо, что открыла тему))) здесь трагедия целиком: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/edip.txt В печатном виде - всего 62 страницы. Биография Софокла http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_480.php краткая биография Софокла http://citaty.su/biografiya-sofokla а вот "Жизнеописание Софокла", восходящее к историку литературы Сатиру (нач II в.) и Каристию (конец II в.), обросшее многими легендарными подробностями и анекдотами из других источников,(что говорит, по-моему, об огромной любви к Софоклу): http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_2.txt |
Автор: | Это Я [ 02 мар 2014, 15:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Когда-то в 2004 году в "Серебряных нитях" была передача об инцесте, где рассказывалось об этой трагедии http://audio.serebniti.ru/files/%D0%91% ... %D1%82.ogg |
Автор: | quagga [ 02 мар 2014, 15:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Прорицатель Тересий, к которому обращается царь Эдип, чтобы тот раскрыл ему тайну его рождения- слепой старик. Айви из фильма " Таинственный лес"- слепая. У богини справедливости Фемиды глаза завязаны. Что за связь такая- слепоты и мудрости? Узнав о том, что пророчество сбылось, и он- убийца своего отца и муж своей матери, Эдип ослепляет себя. Он хочет себя наказать? Или у этого его поступка могут быть и другие мотивы? Почему люди теряют зрение? |
Автор: | Эльмира [ 02 мар 2014, 21:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Вопрос интересный, Юля.. на него можно ответить своими словами, можно - словами А.Г. (в этом случае ссылка Кати (Это Я) на передачу А.Г. подскажет... или видеолекция А.Г. о пьянке № 5) Но, может, это сделают новички или те из форумчан, кто не так часто пишет в разделе "Радиопередачи"? процитирую пока слова Тиресия: Цитата: ТиресийХоть ты и царь,- равно имею право Ответствовать. И я властитель тоже. Я не тебе, а Локсию слуга И в милости Креонта не нуждаюсь. Мою ты слепоту коришь, но сам Хоть зорок ты, а бед своих не видишь - Где обитаешь ты и с кем живешь. Ты род свой знаешь? Невдомек тебе, Что здесь и под землей родным ты недруг И что вдвойне - за мать и за отца - Наказан будешь горьким ты изгнаньем. Зришь ныне свет - но будешь видеть мрак. Найдется ли на Кифероне место, Которое не огласишь ты воплем, Свой брак постигнув - роковую пристань В конце благополучного пути? Не чуешь и других ты бедствий многих: Что ты - и сын, и муж, и детям брат!.. Теперь слова Креонта и мои В грязь втаптывай. Другой найдется смертный, Кого бы гибель злейшая ждала? |
Автор: | Эльмира [ 02 мар 2014, 22:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
а я всё же хочу процитировать в теме биографию Софокла. Из учебника И.М. Тронского "История античной литературы" Цитата: СофоклВторой великий трагический поэт Афин V в.до н.э. — Софокл (родился около 496 г.до н.э , умер в 406 г.до н.э.). Срединное место, которое Софокл занимал в трехзвездии аттических трагиков, отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трех поэтов путем соотнесения их биографии с Саламинской битвой (480г.до н.э.): сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в решительном бою с персами, утвердившем морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Эврипид в этом году родился. Возрастное соотношение отражает соотношение эпох. Если Эсхил — поэт времени зарождения афинской демократии, то Эврипид — поэт ее кризиса, а Софокл, хотя и пережил своего младшего современника Эврипида и творил до последних дней своей долгой жизни, все же по идеологической и литературной направленности продолжал оставаться поэтом расцвета Афин, «века Перикла». Родиной Софокла был Колон, предместье Афин, прославленное поэтом в его предсмертной трагедии «Эдип в Колоне». По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам (отец его был владельцем оружейной мастерской); он получил традиционное гимнастическое и музыкальное образование и, по античным сообщениям, не раз одерживал победы на состязаниях в обоих этих искусствах. В молодости близкий к Кимону, вождю реакционной землевладельческой группировки, Софокл впоследствии примкнул к Периклу, но до конца жизни держался лишь умеренно-демократических взглядов. Его старость совпала с Пелопоннесской войной, с периодом, когда развитие рабовладения уже подтачивало основы полиса. Общество, поэтом которого был Софокл, вступило в стадию своего кризиса; поэт оставался, однако, сторонником традиционного уклада жизни и отрицательно относился к новым политическим и идейным течениям. Он принял даже участие в антидемократическом перевороте 411 г.до н.э., происходившем под лозунгом восстановления старинного государственного строя. Впрочем, хотя Софокл неоднократно избирался народом на государственные должности, в политических вопросах он разбирался плохо и, по свидетельству современника, трагического поэта Иона из Хиоса, не возвышался в этом отношении над уровнем среднего «честного афинянина». Софистическое свободомыслие почти не затронуло Софокла: он верил не только в сновидения (эту веру разделяли и гораздо более радикальные мыслители того времени), но и в оракулы и в чудесные исцеления, был даже жрецом одного из религиозно-медицинских культов. Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека и его силы — основные черты мировоззрения Софокла; он является в этом отношении одним из наилучших выразителей идеологии афинской демократии эпохи расцвета. Поэт был любимцем современников; после смерти он был причислен к лику «героев», и на его могиле ежегодно приносились жертвы. Первая победа Софокла на трагических состязаниях относится к 468 г.до н.э., последняя трагедия «Эдип в Колоне» была написана уже незадолго перед смертью и поставлена посмертно. За шестьдесят лет творчества Софокл написал, согласно античному сообщению, 123 пьесы, выступая, таким образом, с тетралогией (три трагедии и драма сатиров) в среднем раз в два года. Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. До нас дошло лишь семь (полных трагедий; в 1912 г. к ним присоединился большой отрывок драмы сатиров «Следопыты», на сюжет гомеровского гимна к Гермесу (стр. 71). Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. В то время как Эсхил старался обнаружить в человеческом поведении действие высших сил, и человек у него зачастую являлся лишь ареной столкновения богов (например Орест в «Эвменидах»), герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила. Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику. цитирую по электронному источнику http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/1-2-2-2d.htm там исправила даты.. почему-то в электронном виде нет пометы "до н.э." |
Автор: | Эльмира [ 02 мар 2014, 22:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Ф.А. Петровский в своих комментах к изданию Софокла, которое я читаю, пишет: "О последних годах жизни Софокла сохранилось мало сведений, но имеются данные, что он до глубокой старости оставался сторонником Перикловой демократии". Если у кого-либо из филологов есть дома учебник Тронского - нельзя ли уточнить: пишет ли там Тронский об участии Софокла в антидемократическом превороте в 411 году до н.э.? Петровский же сообщает, что Софокл выиграл драматическое состязание (468 г до н.э.) у своего учителя Эсхила, а также о необычайном музыкальном даровании Софокла. Он сам писал музыку для лирических частей своих драм, что могли делать не все (к примеру, Эврипид не мог) Софокл не раз побеждал на гимнастических и музыкальных состязаниях. Уже в 16 лет ему доверили исполнять главную роль в исполнении благодарственного гимна на празднестве в честь морской победы над персами у острова Саламина в 480 году (до н.э.) |
Автор: | Людмила [ 03 мар 2014, 00:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Дошли до ЭДИПОВА комплекса ? Любить свою мать. Убить отца. И быть самому повинным во всех преступлениях ? Как-то так, если мне не изменяет память. Миф об Эдипе и пьеса Софокла должны отличаться. Проблесками если не психологизма , то конфликтом ОБЩЕГО ( общегосударственного) и сугубо ЛИЧНОГО . Но ЛИЧНОСТЬ и ГОСУДАРСТВО связаны между собой. В любой "чуме" виноваты вольные и невольные прегрешения КАЖДОГО человека. Тем более - ПРАВИТЕЛЯ. Как-то сложно у Софокла обо всем об этом говорится. Там и про справедливость САМОНАКАЗАНИЯ есть. Ведь Эдип выкалывает себе глаза и уединяется в пустыне ? Тонкое чувство вины. Еще до понимания ГРЕХА в христианском смысле. ПРАВИТЕЛЬ не имеет права на ошибку ? Или от РОКА все равно не уйдешь ? и КАЖДЫЙ возлюбит мать и возненавидит отца ? И возненавидит СЕБЯ за ЭТО ? Пишу наспех. Что помню с ВУЗА. Ну.и то,что ЗНАЮТ ВСЕ. Как жить с ЭДИПОВЫМ КОМПЛЕКСОМ ? Никогда не слышала внятного ответа. |
Автор: | quagga [ 03 мар 2014, 07:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Людмила писал(а): Миф об Эдипе и пьеса Софокла должны отличаться.Пьеса Софокла начинается с нарушения благоденствия в Фивах, где Эдип стал царём после того, как победил Сфинкс : Прошло много лет, и вдруг на Фивы обрушилось божье наказание: от моровой болезни гибли люди, падал скот, сохли хлеба. Народ обращается к Эдипу: «Ты мудр, ты спас нас однажды, спаси и теперь». Этой мольбой начинается действие трагедии Софокла: народ стоит перед дворцом, к нему выходит Эдип. «Я уже послал Креонта спросить совета у оракула; и вот он уже спешит обратно с вестью». Оракул сказал: «Эта божья кара — за убийство Лаия; найдите и накажите убийцу!» — «А почему его не искали до сих пор?» — «Все думали о Сфинкс, а не о нем». — «Хорошо, теперь об этом подумаю я». Хор народа поёт молитву богам: отвратите ваш гнев от Фив, пощадите гибнущих! Миф же начинается с пророчества царю Лаию, из которого он узнаёт, что если жена родит ему сына, то сын, став зрелым, убьёт своего отца. Миф начинается с пророчества. Начало явно, а конец теряется во мгле будущего. Начало трагедии- явные события, причина которых скрыта во мгле прошлого. Когда на человека обрушивается беда, он теряется и пытается понять- где, в своём прошлом, он посеял зёрна того зла, всходы которого он пожинает сейчас? Лаий обращается к оракулу, чтобы избежать грядущих несчастий, Эдип обращается к оракулу, чтобы узнать о причинах несчастий, постигших его народ. |
Автор: | Людмила [ 03 мар 2014, 10:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
ВЕСЬ ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ заслуживает внимания. ЦАРЬ ЭДИП - составляющая этого ФИВАНСКОГО ЦИКЛА. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cu ... ern/07.php Вообще-то, пьеса написана о превратностях судьбы, о власти РОКА над ЧЕЛОВЕКОМ. Но человек может проявить РЕШИМОСТЬ принять этот РОК. И ...распорядиться СОБОЙ - наказывая самого себя за РОКОВУЮ вину. В этом противоречие. И виноват (но в чем ? так было СУЖДЕНО ). И - не виноват ( но как жить с УЖЕ свершившимся). АНТИЧНОСТЬ ставит РОКОВЫЕ вопросы. И не говорит о спасительной любви. Может, только о ДОЛГЕ. Показательна роль АНТИГОНЫ в МИФЕ. Она сопровождала отца в пустыне, она похоронила отверженного государством брата...и сама покорилась РОКУ. РОКовое предначертание и возможности человека к ОСМЫСЛЕНИЮ себя и СУДЬБЫ. Что изменилось с АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ? |
Автор: | Djuley [ 03 мар 2014, 14:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
А может там говорится о замкнутом кармическом круге, вырванном из спирали эволюции, восхождения? Дурная бесконечность, так, что ли? Ведь пророчества, в отличии от прямого знания(озарения) , даются вопрошающим от медиума в словесной форме. А истина высказанная, как известно, есть лож. А значит, для услышавших пророчество, оно является не полной, а может и, вообще, не истиной и не знанием, а всего лишь ловушкой в эту дурную бесконечность. Майя порождённая желанием избежать встречи с судьбой, потеряв возможность перейти на следующий виток спирали. |
Автор: | Эльмира [ 03 мар 2014, 15:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
У эллинов предсказания Дельфийского оракула в трагедиях (насколько я помню) сбывались. Но.. вот что я заметила.. По-моему, это важная деталь (?): Эдип у Софокла убивает царя Лая на перекрёстке ТРЁХ дорог. В трагедии "Эдип в Колоне" Креонт похищает дочерей Эдипа и в повествованьи возникает пересеченье двух дорог. Что означают эти перекрёстки? Может, это всё же подсознательный поиск возможностей Софоклом? Разумом он принимает Рок, а на уровне подсознания видит другие возможности для своих героев? *** Отвечая на вопрос, затронутый Людмилой и Юлей в теме чуть раньше:о некотором расхождении трагедии Софокла и мифов. Начало трагедии Софокла и начало Фиванского цикла мифов в книге Н.А.Куна "Легенды и мифы Древней Греции" действительно расходятся: начало трагедии Софокла "Эдип-царь" Юля выше пересказала. А вот цитата из книги Куна (её приводил в передаче от 2004 года, на которую давала ссылку Катя (Это Я) выше, и Александр Геннадиевич: Цитата: У царя Фив, сына Кадма, Полидора, и жены его Нюктиды был сын Лабдак,который и наследовал власть над Фивами. Сыном и преемником Лабдака был Лай. Однажды Лай посетил царя Пелопса и долго гостил у него в Писе. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса, Хрисиппа, и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Так проклял отец Хрисиппа Лая, и должно было исполниться это проклятие отца.
чуть дальше
http://lib.ru/MIFS/greece.txt В трагедии Софокла не говорится о вине царя Лая, все акценты смещены на Эдипа. Эдип в начале не знает о своей вине, но узнав исполнение Судьбы, Он её принимает гордо и твёрдо. в трагедии он говорит: Цитата: Я - сын Судьбы, дарующей нам благо,И никакой не страшен мне позор. Вот кто мне мать! А Месяцы - мне братья: То вознесен я, то низринут ими. Таков мой род - и мне не быть иным. Я должен знать свое происхожденье. |
Автор: | Эльмира [ 03 мар 2014, 15:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Мне слышится в этих словах Эдипа (цитата выше) ВЫЗОВ: это говорит человек, не расплющенный обидой на злой Рок, а смело глядящий ему в глаза и берущий на себя всю ответственность за него. Образ Эдипа в знаменитой трагедии монументален. Он настолько твёрд и целен, что кажется высеченным из скалы. Царь демонстрирует зрителям редкая отвагу и последовательность в поиске правды и наказании виновного, (даже несмотря на то, что все знающие эту правду, его от неё удерживают - и Тиресий, и Пастух, и Иокаста.. даже когда обнаруживается, что невольный виновник всех бед - он сам). У Еврипида Эдип другой: жалующийся на свою долю, немощный старик. Он тоже самоослепил себя, но не ушёл из Фив, не стал мудрее...Он проклинает сыновей, завещав им мечом делить отцовское наследство и уходит из Фив после их смерти, подвергаясь гонениям Креонта.
конец финикиянок у Еврипида
(да и Иокаста у него не вешается после открытия правды о кровосмешении, см. трагедию "Финикиянки") http://lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid2_3.txt
как умирает у Еврипида Иокаста и два её сына
Сам Софокл писал о различиях с Еврипидом: я показываю людей, такими,какими они должны быть, а Еврипид - такими, какие они есть. Людмила писал(а): РЕШИМОСТЬ принять этот РОК. И ...распорядиться СОБОЙ - наказывая самого себя за РОКОВУЮ вину. В этом противоречие.Совладать со своей Судьбой (пусть даже очень злой) можно, только распрямившись, поднявшись на обе ноги с четверенек, ( колен), приняв на себя всю полноту ответственности. Так я понимаю Софокла Как сказал Александр Геннадиевич(в передаче от 2004 г.): Эдип у Софокла спасает город, когда решает загадку Сфинкса. А решает он её потому, что умеет разглядеть чудовище (Сфинкса) в себе. Второй раз Эдип спасает город, когда добровольно слагает с себя власть, в порыве отчаяния самоослепляя и подвергая себя изгнанию. |
Автор: | Djuley [ 03 мар 2014, 16:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Эльмира писал(а): ......................Второй раз Эдип спасает город, когда добровольно слагает с себя власть, в порыве отчаяния самоослепляя и подвергая себя изгнанию. |
Автор: | Эльмира [ 03 мар 2014, 16:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Интересно, Виктор) Не думала так.. но да, наверное... А зачем ему ИСХОДная точка? (И почему это именно точка)? У вас есть ещё догадки? (что я могу сказать: после самоизгнания из Фив (ИСХОДА - наш граф Лев Толстой что-то вспомнился) Эдип сПРЯМляет себе путь до завершающего конца в Колоне близ Афин,( то есть тем, что Эдип принял и смирился со своей судьбой, искупая невольную вину страданиями слепого скитальца). За это ему в конце боги явили милость - разрешив упокоиться и подарив чудо, которым Эдип мог распорядиться по своей воле: прах Эдипа cтанет защитой для города, где он преклонит голову навечно, но лишь в том случае, если жители этого города его хорошо встретят. Встретив у жителей Колоны сострадание к своей тяжкой доле, человеколюбие и найдя у царя Афин Фесея (Тесея по мифам) поддержку и защиту от похитителя дочерей Креонта, Эдип решил подарить своим прахом защиту жителям Афин. При этом он вновь успел-таки встретить своего сына Полиника и проклясть обоих сыновей.. (что за напасть в этом роду - всё время отцы или сознательно губят или проклинают сыновей!) Но это всё происходит уже в трагедии "Эдип в Колоне". так что там с исходной точкой? |
Страница 1 из 14 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |