Александр Геннадиевич в передаче от 2004 года говорил о символическом инцесте каждого пахаря с матерью Землёй в момент пахоты и сева...
НО.. на счёт того, что инцест в трагедии на втором плане - думаю, перебор! Тема рока, может, отодвинута на второй план, но не тема инцеста, она, видимо, важна была для пращуров и её необходимо было решить в трагедийном плане, очистив, может, умы и нравы от скверны.
Семья ведь невсегда существовала у людей в современном виде, половые отношения и отношения между родственниками тоже не всегда были такими, как сейчас..
Можно вспомнить, к примеру, работу Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", который цитировал работу Бахофена "Материнское право". Здесь интересна ещё отсылка к мифам Эллады об Эриниях:
Цитата:
Изучение истории семьи начинается с 1861 г., когда вышла в свет работа
Бахофена "Материнское право". Автор выдвинул в этой работе следующие
положения: 1)
у людей первоначально существовали ничем не ограниченные
половые отношения, которые он обозначает неудачным выражением "гетеризм";
2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца,
и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии -
согласно материнскому праву,- как первоначально это и было у всех народов
древности; 3) вследствие этого женщины как матери, как единственные
достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой
степенью уважения и почета, доходившей, по мнению Бахофена, до полного
господства женщин (гинекократии); 4) переход к единобрачию, при котором
женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение
древнейшей религиозной заповеди (то есть фактически нарушение исконного
права остальных мужчин на эту женщину), нарушение, которое требовало
искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что
женщина в течение определенного времени должна была отдаваться посторонним.
Доказательства этих положений Бахофен находит в многочисленных, с
исключительной тщательностью собранных цитатах из классической литературы
древности. Развитие от "гетеризма" к моногамии и от материнского права к
отцовскому происходит, по его мнению,- в частности у греков,- вследствие
дальнейшего развития религиозных представлений, вследствие водворения новых
божеств, представителей новых воззрений, в традиционную группу богов,
олицетворявшую старые взгляды, так что последние все более и более
оттесняются на задний план первыми. Таким образом, не развитие
действительных условий жизни людей, а религиозное отражение этих условий в
головах тех же людей вызвало, по Бахофену, исторические изменения во
взаимном общественном положении мужчины и женщины. В соответствии с этим
Бахофен толкует "Орестею" Эсхила как драматическое изображение борьбы между
гибнущим материнским правом и возникающим в героическую эпоху и побеждающим
отцовским правом. Ради своего любовника, Эгиста, Клитемнестра убила своего
супруга Агамемнона, вернувшегося с Троянской войны; но Орест, сын ее и
Агамемнона, мстит за убийство отца, убивая свою мать. За это его преследуют
Эринии, демонические охранительницы материнского права, по которому
убийство матери - тягчайшее, ничем не искупимое преступление. Но Аполлон,
который через своего оракула побудил Ореста совершить это дело, и Афина,
которую призывают в качестве судьи,- оба божества, представляющие здесь
новый порядок, основанный на отцовском праве,- защищают Ореста; Афина
выслушивает обе стороны.
Весь предмет спора сжато выражен в дебатах,
происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на то, что
Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с
тем его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не преследовали ее,
гораздо более виновную? Ответ поразителен:
"С мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была"
[Эсхил. Орестея. Эвмениды. Ред.]
Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он муж
убившей его женщины, может быть искуплено, Эринии оно нисколько не
касается; их дело - преследовать убийство лишь среди родственников по
крови, и тут, согласно материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым
является убийство матери. Но вот в роли защитника Ореста выступает Аполлон;
Афина ставит вопрос на голосование членов ареопага - афинских присяжных;
голоса делятся поровну - за оправдание и за осуждение; тогда Афина как
председательница подает свой голос за Ореста и объявляет его оправданным.
Отцовское право одержало победу над материнским, "боги младшего поколения",
как называют их сами Эринии, побеждают Эринии, и в конце концов последние
тоже соглашаются взять на себя новые обязанности, перейдя на службу новому
порядку.
Это новое, но совершенно правильное толкование "Орестеи" представляет
собой одно из прекраснейших и лучших мест во всей книге Бахофена,